Евгений Хавтан: «Группа «Браво» давно не звучала так слаженно, как сейчас!»

Евгений Хавтан: «Группа «Браво» давно не звучала так слаженно, как сейчас!»

В преддверии концерта в Лондоне мы поговорили с лидером группы «Браво» Евгением Хавтаном о Джеймсе Блейке, альбоме «Мода», моде и о фестивале Back to the 60’s, в рамках которого группа выступит в модном лондонском клубе SCALA

Группа «Браво» существует много лет, в ней менялись вокалисты, а вы всегда оставались продюсером коллектива – это случай практически уникальный для российской рок-сцены.

Когда мы начинали 30 лет назад, то не было слова «продюсер», и мы не думали о том, что кто-то в группе главнее другого – за такую фразу можно было и по физиономии получить. Мы начинали как кружок по интересам, нам было интересно проводить время вместе, играть музыку, потом этот кружок стал называться группой «Браво». И кому-то пришлось брать ответственность за какие-то шаги и организационные моменты, принимать решения. Ну а поскольку я сам сочинял музыку, примерно знал, как эта музыка должна звучать, то я и стал нести этот флаг. Надо было заниматься организацией концертов, общаться с сотрудниками Московской областной филармонии, к которой мы были приписаны, – так я и стал всем заниматься. В некоторых группах решения принимаются коллективно, кворумом, но такие ансамбли существуют года три, это максимум. Когда говорят: «Мы до гроба вместе, мы друг за друга горой», я в эти слова не верю, жизнь по-другому все расставляет. Кто-то должен брать ответственность за все.

Когда вы пишете песню, вы заранее знаете, будете ли петь ее сами или ее лучше исполнит вокалист?

На последнем альбоме «Мода» мы с Робертом Ленцем прям не глядя разобрали песни – очень быстро поняли, где лучше он споет, а где я. У нас олдовый, старый подход – наши песни идут не от рифов, как сейчас модно, а от мелодии. Я же пишу песни, а не треки, а в чем разница? В том, что песню можно взять и спеть под гитару, ее может исполнить и девочка, и мальчик. Мне как композитору это очень важно, именно так я и оцениваю талант авторов. Это то, что отличает нашу сцену от зарубежной, – там не только бубнеж под модный аранжемент, но и настоящие мелодии, с художественной ценностью. Поэтому я пишу мелодию, а потом мы придумываем к ней слова. Так же делал, например, мой любимый Берт Бакарак.

Но изначальный репертуар «Браво» был довольно далек от Бакарака, это была бит-музыка.

Я человек поколения СССР, я воспитан на хороших мелодиях. Были же и в Советском Союзе хорошие композиторы, например Бабаджанян, Таривердиев, да тот же Антонов – крепкие композиторы, время это показывает. Они, может, и сдирали многое, но делали это со вкусом. Потом началась «новая волна», и у нас в головах все это перемешалось.

А как вы в то время относились к советским ВИА?

Тогда мы к ним немножко с презрением относились… Но сейчас у меня много винила того времени, и, слушая тех же «Песняров», я понимаю, что это было высокопрофессионально сделано. И если бы эта группа попала в руки какого-нибудь хорошего продюсера американского, то из них можно было бы сделать крутейшую мировую группу.

Браво

Зачем вы записали пластинку «Мода»? Ведь многие легендарные группы прекрасно продолжают концертировать и работать, не записывая нового материала.

У нас не было альбома 10 лет. Было позорно и стыдно, что мы столько времени не выпускали нового материала. А когда я очнулся и понял, что поклонники уже и не верят, что мы запишем новый альбом, в этот момент мы собрались с силами и выпустили эту пластинку. И что самое удивительное – она привлекла массу новых поклонников. Многие наши сегодняшние слушатели начали слушать «Браво» именно с пластинки «Мода» – я, конечно, нахожу это странным, но так и есть. Наша старая аудитория восприняла эту пластинку прохладно: она консервативна, ей нужны старые песни. И по большому счету мне старая аудитория не очень интересна. Возраст нашего сегодняшнего зрителя – 25–35 лет, это новая аудитория, и это здорово, что она появляется, что ей интересно. Я считаю, что группа обязательно должна выпускать альбомы. Я думал, что мы много уже выпустили, но посмотрел каталог групп с таким сроком жизни, как у нас, – они и по 20, и по 30 альбомов выпустили. А некоторые модные артисты по два-три релиза в год делают – и я завидую им, где они только силы берут! Я по полгода могу не писать, если не получается, а люди три пластинки подряд делают – ну круто же!

Этим летом я был на организованном вами фестивале Back to the 60’s на крыше Artplay, и там вы собрали очень пеструю публику: и персонажи, сошедшие с постера фильма «Стиляги», и моды, и праздношатающиеся ребята с пивными стаканчиками, и блондинки в ВИП-ложе. Было не очень понятно, что всех этих людей объединяет.

У нас так всегда было – никогда нельзя было точно определить нашу аудиторию. Стилягами их сложно назвать, стиляг уж нет давно, а московские моды точно были – я их знаю, хожу иногда на их мероприятия, к тому же у нас на фестивале выступал Саша Болотов из The Riots. Молодежь ходит, это самое главное, а уж как она себя называет и самоопределяет – это дело десятое.

При всем вашем «ретроградском» подходе к сочинению вы же наверняка следите за тем, что происходит с гитарной музыкой в современном мире? Находите для себя что-то симпатичное? Например, работы Джека Уайта.

Джек Уайт – отличный, конечно. Таких музыкантов, как он, не очень много – он постоянно экспериментирует, играет в разных составах; я видел его на фестивале в Сан-Франциско, и там он выступил с какой-то совсем странной арт-хаусной программой. Уайт играет абсолютно старперскую музыку, а звучит она очень современно. И это яркая тенденция, характерная для нашего времени, – модные артисты стараются звучать олдскульно, а олдскульные артисты стараются звучать современно. А из тех новых артистов, что мне действительно понравились, я могу назвать Джеймса Блейка. Это потрясающе. Это что-то абсолютно новое, это звучит как музыка будущего. Мне очень нравится, что я не понимаю, как Блейк сочиняет эти мелодии, – разумеется, там и семплеры, и луперы, все режется и рубится, но при этом там есть очень красивые мелодии, и все вместе это удивительно хорошо работает.

Браво

Браво

К работе над альбомом «Мода» вы привлекали зарубежных продюсеров.

Мы записывали «Моду» в Подмосковье, у меня в гараже, а микшировали его вместе с Гианом Райтом в Лос-Анджелесе на Village Records, старейшей студии, на которой еще Джеймс Браун писался. Впрочем, название студии мало что значит, как и имя продюсера. Главное – это найти человека, который бы тебя понимал и работал с удовольствием, не только ради денег. Многие здешние артисты, которые работали с зарубежными продюсерами десятой-пятнадцатой лиги, получали средний материал – чуть лучше, чем если бы с ним работали здесь, но средний – с ними просто работают по часам, за деньги, без вовлеченности. До сведения «Моды» в Штатах мы все делали здесь и уйму денег тратили в пустоту – бас не складывался с барабанами, голос не звучал, все получалось не так. Продюсер одновременно с нами сводил еще 30 артистов, у него постоянно звонит телефон, какие-то проблемы с семьей, и он еще мне рассказывает, что с песней ничего не получается, потому что мы не так ее аранжировали! С американцами проще: они выключают телефон, их даже жены поймать не могут, вникают в материал, не отвлекаются, работают с артистом, раскрывают песню, советуют что-то. Мне сложно что-то советовать, и рекомендации американцев поначалу казались диковатыми. А потом я послушал – и действительно ведь здорово получилось.

Вы отмеряете какой-то срок группе «Браво»? Ну, сыграете концерт, посвященный сорокалетию группы, – и баста?

Нет, я ничего не загадываю – как оно будет продолжаться, так и будет. Есть артисты, которые решили прям умереть на сцене, но мне такая история совершенно не нравится. Если я почувствую, что мне плохо становится, – тогда я уйду. А пока мы получаем удовольствие – и пишется, и играется, и группа давно не звучала так слаженно, как сейчас. Мы научились слышать и слушать друг друга – и притом что мы играем ретромузыку, «Браво» является одной из самых технологичных групп. Мы используем 65 аудиоканалов, у нас видеоинсталляция синхронизирована, у нас все в наушниках, нет мониторов на сцене, этих коробов, которые свистят, фонят и вынимают все нутро из зрителя, – наверное, кому-то это покажется смешным и ненужным, а мы этим пользуемся, это работает.

Вы пишете много новой музыки?

Я пишу много музыки, к которой еще не родился текст, – просто беру гитару, записываю что-то на айфон, потом в самолетах разгребаю черновики, что-то стираю, что-то доделываю. Но инструментальной музыкой я бы не хотел заниматься. Мне важно чувствовать отдачу от того, что делаю, – я хочу видеть, как мое творчество работает со слушателем. Я не из тех артистов, которые скажут: «Мне пофигу, сколько людей будет в зале», – мне важно, чтобы пришли люди, чтобы труд был не в пустоту. И мы собираем – за две недели безо всякой рекламы, только за счет собственных соцсетей, мы устроили солд-аут на новогодний акустический концерт в ЦДХ. И это так здорово, что не нужно уже никуда ходить, никого просить написать про нас, не надо ходить на телевидение в пошлые ток-шоу и рассказывать им про свои дачи-огороды – мы нашли свою аудиторию в интернете, это здорово. Этот концерт в ЦДХ особенным получился: мы впервые играли акустику. Позвали хор из 25 человек, струнный квартет, гостей музыкантов. Идею этого концерта я подсмотрел пару лет назад на «Ютьюбе»: шла трансляция рождественского шоу в Англии, где собрались местные инди-музыканты и в акустике сделали такой красивый специальный сейшен, а деньги отправили на благотворительность, – и мы тоже деньги со входа передали благотворительному фонду «Настенька».

Евгений на диване

Евгений на диване

Вы начали ощущать кризис?

Конечно, мы же все в одной лодке плывем. Но пока еще не все понятно – думаю, весной кризис будет заметнее. Будет меньше афиш западных артистов в избалованной Москве. Москву избаловали – и все то новое, что сейчас появилось в здешней музыке, оно все очень буржуазное. А буржуазное искусство не может дать ничего нового. Вот появился интернет, и все думали, что все, записал песню – и ты герой, а героев новых там нет, с очень большим трудом там что-то отыскивается. Я по жизни оптимист, но оптимизма по поводу того, что на нашей сцене появится что-то очень новое и взрывное, я не испытываю. Ну, есть хорошая волна англоязычных артистов, именно буржуазных, у которых не было в детстве ни СССР, ни радио «Маяк», они сразу слушали западную музыку – конечно, они звучат как западные артисты, их не отличишь.

Хотели бы, чтобы современные артисты прошли через горнила советских филармоний?

– А работа в филармонии была отличной практикой! Сто концертов в месяц, по три в день, по области, сто километров в одну сторону, потом сто в другую, по ДК холодным – это отличная школа выживания для артиста, это воспитывает технику, ты учишься играть. А если играть концерты два раза в месяц – то не научишься даже с публикой общаться. Я хожу на концерты модных групп – и вот они сыграли ту песню, ради которой все пришли, а сказать со сцены и не могут ничего.

Материал предоставлен Андреем Харченко, организатором концерта группы «Браво» в Лондоне

Журнал British Style представляет московскую группу «Браво» с юбилейным концертом «Браво: 30 лет»

В программе – лучшие хиты группы за 30 лет, специально отобранные для британских поклонников, море позитива и рок-н-ролльной энергии. Один из самых драйвовых составов страны в своей самой лучшей концертной форме, плюс духовая секция. Михаил Грачев за контрабасом. Роберт Ленц – лидер-вокал и гитара. И тройка, с которой все начиналось: барабанщик Павел Кузин, мультиинструменталист Александр Степаненко и гитарист, вокалист, и автор всех песен, лидер группы – Евгений Хавтан.

Разумеется, вы услышите «Желтые ботинки», написанные в 1983 году, «Стильный оранжевый галстук», «Вася» и «Московский бит» – хиты 90-х, «Любовь не горит» и «Этот город», которыми группа встретила третье тысячелетие, и даже «Мода» и «Бег», датированные уже 2013 годом.

А после концерта для гостей эксклюзивной after-party Евгений Хавтан встанет за диджейский пульт, и мелодии твиста, шейка и рок-н-ролла 60-х будут звучать до утра.


Начало концерта в 20:00. Открытие дверей в 19:30.

Билеты уже в продаже! www.eventfirst.co.uk/events/bravo 

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.