Католическая церковь теряет Ирландию?
29/05/2015 16:14

Католическая церковь теряет Ирландию?

В последние дни перед голосованием стало более или менее ясно, в какую сторону дует ветер победы. Число сторонников легализации однополых браков неуклонно росло, и если опросы ничего не путали (как это было на британских выборах), все шло к тому, что они получат большинство. Тем не менее, разрыв превзошел все ожидания.

Партия «за» набрала больше 62%, то есть почти две трети голосов. При этом явка на референдуме оказалась достаточно высокой — на избирательные участки пришли почти 2 миллиона человек, более 60% от общего количества зарегистрированных. Вопрос референдума оказался настолько важным, что для участия в нем на родину приехали сотни ирландцев, живущих за границей. Некоторые добирались из Америки и даже Австралии. Все гостиницы были забиты, в ресторанах и кафе стояли очереди.

Больше всех для победы постарались дублинцы. В столице «за» проголосовали более 70% жителей. Как и ожидалось, самыми заядлыми сторонниками однополых браков оказались молодые люди. В Дублине и других городах юноши и девушки устраивали на улицах шумные манифестации, раздавали листовки, распевали песни. «Они были настолько активны и напористы в своем азарте, что их оппоненты — люди в основном взрослые — порой даже не решались вступать в открытые дискуссии», — рассказал Джерри О’Коннор из столичного района Cherry Orchard. Противники однополых браков по большей части ограничивались одиночными пикетами и плакатами типа: «Двое мужчин не заменят ребенку материнской любви».

В конце концов Ирландия стала первой страной в мире, узаконившей однополые браки путем всенародного голосования. Во всех других странах решение принимали парламентарии. Причем путь от декриминализации гомосексуализма до узаконенного брака между гражданами одного и того же пола Ирландия проделала на удивление быстро. Лишь 22 года гомосексуализм перестал считаться в этой стране уголовным преступлением. Право вступать в официальные гражданские союзы ирландские геи получили в 2010 году, однако юридический статус таких союзов значительно отличается от института брака, который защищен конституцией.

Надо сказать, что отношение к геям в Ирландии быстро менялось. Всякий раз, бывая в этой стране, замечал, как все больше людей перестают скрывать свои половые предпочтения. Геи активно занимаются политикой, работают в правительстве, заседают в парламенте, в судах, занимаются бизнесом, выступают на театральных сценах. Многие из них принимали деятельное участие в агитационной кампании, предшествовавшей референдуму. Она была настолько  открытой и откровенной, что министр здравоохранения Лео Варадкар — первый открытый гей в ирландским правительстве — назвал ее «социальной революцией».

С моей точки зрения, такое сравнение в данном случае вполне уместно. Ведь за спиной тех, кто голосовал на референдуме «против», стояла казавшаяся еще недавно всесильной Католическая церковь. Получается, что поражение на референдуме потерпела не только консервативно настроенная часть общества, но и сама Католическая церковь Ирландии.

На протяжении последних пяти столетий католицизм был для ирландцев не только и не столько религией. Он ассоциировался с национальной идентичностью народа и фактически был знаменем борьбы ирландцев против английского, а позже и британского господства. В литературе даже встречалось выражение: «Католицизм — часть ирландской души». После обретения независимости в 1921 году влияние Католической церкви на государство постепенно стало ослабевать, однако ее моральный авторитет среди населения острова еще долго оставался исключительно высоким. До сих пор 80% жителей Ирландии характеризуют себя в опросах правоверными католиками.

Но времена меняются. Серьезный удар по моральному авторитету Католической церкви нанесли вскрывшиеся многочисленные факты педофилии среди церковных иерархов. По мнению Оливера П. Рафферти, специалиста по ирландской истории и религиозной идентичности, в демократических странах, уважающих либеральные ценности, модель, при которой возможны различные формы доминирования одной религиозной доктрины, уходит в прошлое. Не работает больше такая модель и в Ирландии.

Впрочем, это не означает, считает Рафферти, что Римская католическая церковь не может быть полезна обществу. Она способна играть важную положительную роль во всем, что касается духовной жизни, в воспитании у людей чувства милосердия. Усилия Церкви могут принести немало пользы и добра в таких областях, как медицинские и социальные услуги, просвещение. Но уже вряд ли будет в состоянии доминировать в политической, социальной и культурных сферах.

И если Ирландская католическая церковь осознает эту возникшую новую реальность, то отказ большинства своих сограждан поддержать святых отцов на референдуме по однополым бракам покажется ей не разгромом под Ватерлоо, а началом следующего этапа ее развития.

Страны, где легализованы однополые браки

2001 Нидерланды

2003 Бельгия

2005 Канада, Испания

2006 Южная Африка

2009 Норвегия, Швеция

2010 Аргентина, Исландия, Португалия

2012 Дания

2013 Бразилия, Англия и Уэльс, Франция, Новая Зеландия, Уругвай

2014 Люксембург, Шотландия

2017 Словакия, Финляндия (закон вступит в силу)

Такие браки легализовали также некоторые штаты в США и Мексике.

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024