Все оттенки любви и похоти

Все оттенки любви и похоти

Февраль – розовый месяц, когда о любви говорят с помощью шоколадок, плюшевых медведей и слащавых открыток.

Но лондонские русскоязычные актеры и режиссер Виктор Собчак решили показать это большое и светлое чувство в ином свете, поставив накануне 14 февраля пьесу «Лолита» по одноименному роману Набокова.

Олег Хилл, всего лишь несколько месяцев назад сыгравший царя Ивана Грозного, на этот раз вживается в роль еще одного безумца – педофила Гумберта Гумберта. В маленьком зале Duke of Hamilton каждый зритель смог разглядеть, как актер очень кропотливо представляет сложный образ набоковского антигероя. С одной стороны, Гумберт, конечно же, сексуальный извращенец, на которого смотришь с нарастающим отвращением, но режиссер остается верен набоковскому оригиналу, и его Гумберт сложнее, чем одноклеточный сексуальный маньяк. С самого начала постановки герой Хилла умело манипулирует публикой, выдавая желаемое за действительное, оправдывая свои извращения детскими травмами, и сетует на двойные стандарты в западном обществе. Но если зритель начинает испытывать хоть малейшую симпатию к Гумберту, Собчак моментально напоминает, что за человек находится перед зрителями: такими же хитрыми речами главный герой убеждает Лолиту, что спать с похотливым «папой» совершенно нормально, а донос в полицию лишит Ло подарков, уютного дома и комфортной жизни. Именно эта риторика доказывает, что Гумберт мало чем отличается от обычных солдафонов-насильников, которых он так активно критикует.

Единственное, что хоть немного оправдывает Гумберта, – это его жертва, нимфетка Лолита, и в ней действительно есть что-то дьявольское, заставляющее Гумберта Гумберта продать душу за ежедневный секс с девушкой, у которой “грудь сохраняет упругость, а соски еще не потрескались”. Юлия Варвара-Мед отлично справляется с ролью Лолиты, которая, как и любая девочка в ее возрасте, хочет веселиться с друзьями, получать подарки и одеваться в самую модную одежду, но все эти вещи она выманивает из Гумберта, используя как единственный доступный рычаг собственное тело. Сцены между Хиллом и Варварой-Мед – это сцены борьбы двух манипуляторов, которая хорошо смотрелась бы даже в какой-нибудь «Игре престолов» или «Карточном домике».

В этих играх в кошки-мышки на поверхность всплывает самый сложный вопрос набоковского романа, на который пытается ответить и режиссер этой постановки: что движет Гумбертом – “желание потрахаться”, как выражается Лолита, или большое и сложное чувство, о котором говорит сам герой? Противостояния Гумберта и Лолиты, когда мужчина раз за разом пытается поднять руку на свою нимфетку и раз за разом сдается под ехидным взглядом Ло, намекают на то, что чувство Гумберта к Лолите гораздо глубже похотливого влечения, а девочка понимает эту слабость и пользуется ей.

Однако не стоит забывать, что и роман, и постановка – это пересказ Гумберта, который уже был замечен в попытках манипулировать другими людьми. Кто может поручиться за то, что портрет Лолиты – это достоверная и реалистичная фотография, а не постановочный кадр Гумберта?

Виктору Собчаку также удалось показать комические стороны «Лолиты», о которых часто говорят английские критики и которых в упор не замечали русскоязычные читатели. Гумберт произносит не только долгие эротичные монологи о Лолите, но и активно комментирует поведение окружающих, которые вызывают у героя только глухое раздражение. Сама Лолита пусть и играет в школьной пьесе изнеженную Джульетту, но в жизни она совсем не похожа на девушку, испытывающую первые нежные чувства. Она пьет крепкий алкоголь из горла, матерится, вешается мужчинам на шею, сама становится инициатором первого сексуального контакта с Гумбертом, а комичное в поведении Лолиты просвечивается порой даже в самых трагичных ситуациях.

На фоне привозных русских комедий, которые чуть ли не каждую неделю идут в Лондоне, «Лолита» смотрится неожиданно свежо и оригинально. Работа Собчака и его актеров, а также раскупленные билеты на каждое представление доказывают, что лондонцам нужны не только известные лица в достаточно прямолинейных комедийных сюжетах. Лондонцы готовы поддержать фунтом и аплодисментами сложные драматические постановки местных актеров, и остается надеяться, что бурное развитие русской культуры в Лондоне положительно повлияет и на местный русскоязычный театр.

Просто нет больше никаких сил переживать за здоровье актеров, которые в буквальном смысле еще немного – и начнут головами пробивать потолки в крошечных залах (большие-то им пока не по карману).

Юлия Юзефович, фото Елены Роганян

 

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.