Вредна ли Свинка Пеппа, стоит ли учить ребенка читать в два года, как не впасть в депрессию маме, со скольки лет водить ребенка в театр?
На последний вопрос детский психолог Татьяна Мадяр отвечает — с полутора. «Конечно, речь идет не о драмах Шекспира, а о детском бесконфликтном игровом театре, который позволяет родителям и детям стать ближе и поработать с детскими страхами», — объясняет Татьяна. Два года назад она объединила силы с режиссером Натальей Кладовой, и вместе они открыли в Лондоне русскоязычный театр для детей от 1,5 до 5 лет «Сундук со сказками». «У родителей всегда много вопросов о развитии и воспитании. Но что, если получать ответы не в дидактической форме, а через игру, сказки и творчество?» — говорит Татьяна.
Образовательный проект
Татьяна и Наталья приехали в Лондон четыре года назад. Татьяна — из Киева, где работала методистом и психологом частного детского сада, Наталья — из рижского «Театра Сна».
«Моя мама заведовала клубом военного завода, и я провела все детство за кулисами, — вспоминает Наталья. — Пела, танцевала. После университета руководила международными рекламными проектами, работала на телевидении и в прессе, после занялась театром, где писала и продюсировала постановки. У меня трое детей, поэтому детский театр, который меня увлек, — естественная для меня среда. А в Лондоне я начала работать в школе „Дар“, где и познакомилась с Татьяной. Нас обеих интересовали детский театр и психология».
«В Киеве я проводила консультации для родителей и тренинги для педагогов, — говорит Татьяна. — Когда мужа перевели по работе в Лондон, я начала проводить занятия для детей подруг (2-3,5 года) на дому: мы изучали размер, цвет, форму и прочие понятия через игры и сказки на русском языке. Со временем сняла помещение для занятий, сейчас у нас три студии „Сундука со сказками“ — в Теддингтоне, Уимблдоне и Бромли. А с появлением Натальи студии стали полноценным театром, образовательным проектом».
Нежные сказки
Первая постановка «Сундука со сказками» — это мексиканская история «Вежливый кролик». Вторая — «В небо» с лисенком, который хотел полетать. После — «Океан из капельки» и спектакль про сны, который проходит при приглушенном свете и помогает детям справиться со страхом темноты.
«Постановки для детей строятся по принципу бесконфликтной драматургии, — объясняет Наталья. — Мы пишем сценарии так, чтобы не было противоречащих персонажей, выяснений отношений, героев и антигероев. Это просто нежные сказки, которые мы рассказываем интерактивно, с использованием воды, песка, света, звуков… Например, спектакль про черепаху, которая хочет узнать, куда деваются капельки дождя, или про сны, где лисенок знакомится с феей снов. Представления рассчитаны на 14 малышей, чтобы всем хватило внимания и не начался хаос».
Для всех спектаклей и игр Наталья и Татьяна готовят костюмы, нужные материалы и подарки. Один из важных элементов спектаклей — песок, и в «Сундуке со сказками» его вдоволь: сухой, мокрый, с подсветкой.
Взрыв креативности
«У пап после наших спектаклей случается взрыв креативности», — улыбается Наталья. С мамами немного иначе. До рождения ребенка многие из них работали, вели активный образ жизни, покоряли мир, и вдруг вся жизнь свелась к уходу за ребенком. Многие устают от детей, от этого начинается разного рода депрессия, а тут еще и развитием малыша надо заниматься.
«Конечно, талантливая мама может придумать игры и занятия так, чтобы и ей, и ребенку не было скучно, но это непросто, — говорит Татьяна. — Мы поставили эту задачу себе: каждую неделю у нас новая сказка и интересные идеи для игр. Я не люблю карточки Домана и кубики Зайцева, не люблю что-то нарочито рассказывать детям. Учить насильно читать с двух лет — не мое, лучше все делать через игру и развитие воображения. Мы используем много психологических игр, которые объединяют родителей и ребенка».
Яйцо, вулкан и темный лес
Самая популярная игра — «Яйцо»: ребенок садится на колени к маме, она крепко обвивает его руками. Чаду надо представить себя цыпленком и вылупиться. Другой хит — «Темный лес»: дети и родители изображают деревья, сов и ветки, при этом каждый ребенок должен через этот «страшный лес» пройти к маме. Так дети становятся смелее, учатся воспринимать толпу. Ну и фаворит — «Вулкан»: дети садятся в круг, чтобы пыхтеть и гудеть, их это очень объединяет. «Такими играми можно отвлечь ребенка, когда он капризничает, — говорит Наталья. — Он кричать, а ты ему „Вулкан!“
«Интересны и сами сказки, — отмечает Татьяна. — Мы рассказываем не „Курочку Рябу“, а стараемся всегда найти что-то подзабытое, но очень оригинальное, чтобы у детей развивалось художественное мышление и они не были фиксированы на „Пеппе“ и „Миньонах“.
Что не так с Пеппой?
«Я тоже показываю своему Киму „Свинку Пеппу“, — говорит Наталья. — Но иногда и немного, только когда мне надо чем-то заняться, а я знаю, что это его увлечет. Но как специалист скажу, что этот мультик лишает индивидуальности. У него хорошая подача с точки зрения социального поведения: „Здравствуйте, сели, помылись, почистили“, но он лишен воображения и у него плохая мультипликация: все животные двигаются одинаково и все они на одно лицо. Конечно, его легко делать и штамповать. Это как сахар — быстрая энергия, которая не требует усилий для выработки. А вот попробуйте покормить ребенка овсянкой! Наши спектакли это такая овсянка. Хотим, чтобы у детей появлялись вопросы: „Что это за слово? А почему он так сделал? А что будет потом?“ Если дети не понимают — они всегда спрашивают, это и есть развитие. А не то, что ребенок после просмотра Пеппы может научиться автоматически повторять „Дай пожалуйста“, это не будет осмысленным».
«Есть, кстати, мультик — „Вежливый поросенок Чуня“. Это прекрасная альтернатива, — добавляет Татьяна. — На нашей странице в „Фейсбуке“ мы часто делимся такими мультфильмами. Но лучше, конечно, ограничить и их: если телевизор работает фоном, то качества от проведенного совместно с ребенком времени не будет».
Кристина Москаленко