На биеннале дизайна в Лондоне прошел насыщенный русский день: конструктивисты с популяризацией имиджа Ленина, советские дизайнеры с идеями покруче, чем у IKEA, кочующий музей, инфографика и агитация и, конечно же, мода
Конструктивненько!
О пропагандистских работах конструктивистов рассказал историк искусства и эксперт в авангарде Константин Акинша. Определяющими факторами в развитии конструктивизма стали смерть Ленина и фотографии с его похорон. По мнению Акинши, «все советское искусство было создано из похоронной фотографии». Главным достоинством конструктивистов была невероятная по тем временам скорость воспроизведения работ: они тысячами штамповали изображения Ленина, увеличивая популярность партии в народе. Так Ленин быстро превратился в своего рода орнамент, который можно было быстро воспроизвести на тысячах листовок. По сути, они создали то, что сейчас назвали бы визуальным образом советского бренда. Журнал «СССР на стройке», в котором использовались идеализированные фотомонтажи советской жизни, стал еще одной заметной вехой пропаганды 1930-х годов. Левая интеллигенция на Западе с восторгом смотрела на счастливые лица рабочих со страниц журнала и представляла светлое будущее новой страны. Ирония заключалась в том, что многие из этих снимков были постановочными, а художники работали над созданием какого-то параллельного мира.
Утопия или мечты о будущем?
Несмотря на то, что темой биеннале стала утопия, куратор Московского музея дизайна Алена Сокольникова объяснила, что советский дизайн, созданный во Всесоюзном научно-исследовательском институте технической эстетики (ВНИИТЭ) и представленный на российском стенде, — это не только утопия, но и взгляд во вполне реальное будущее.
Советский дизайн был гораздо ближе к современному миру, чем может показаться на первый взгляд. На Западе только сейчас отходят от безудержного консьюмеризма и начинают создавать вещи, которые будут «жить» не пару сезонов, а несколько десятилетий. Советские дизайнеры еще в середине ХХ века относились ко многим вещам как к членам семьи, которые должны передаваться из поколения в поколение, как, например, холодильник «ЗИЛ-Москва». Уже тогда они создавали динамичную мебель-трансформеры, которая могла уместиться в крошечные квартиры и выполнять сразу несколько функций.
Небольшой рабочий стол, превращающийся в огромный обеденный, или пылесос, работающий на вдув и выдув, — да это же мечта любого современного миллениала, живущего в крошечной квартире-студии.
Пропагандистская инфографика
Тему дизайна в пропаганде продолжил руководитель дизайн-центра информационного агентства Sputnik Антон Степанов, который рассказал и показал, как российская и советская власти использовали инфографику в агитационных целях. Так, в первые годы существования СССР власти хотели объяснить людям суть социального эксперимента, в котором все они принимали участие. Инфографика использовалась для того, чтобы показать, как в СССР перераспределяются ресурсы, как растет экономика и работает промышленность. Проще говоря — как хорошо живет советский гражданин, даже если сам он об этом не догадывается. В 50-е годы инфографика показывала, как быстро страна восстанавливается после войны, особенно на фоне «прогнивающего» капиталистического Запада. Если верить плакатам, в СССР денег у людей было много, продукты стоили копейки, люди приходили домой обвешанные подарками, пока где-то в Америке «жирные коты» забирали все доходы себе, оставляя грустным рабочим жалкие центы.
Музей тяжелой судьбы
Четыре года назад группа энтузиастов-волонтеров под предводительством Александры Саньковой решила создать Московский музей дизайна. Своей площадки у них не было, и его решили превратить в автобус-выставку, разъезжающий по стране в целях пропаганды ценностей хорошего дизайна. Но в 2012-м арт-директор «Манежа» Марина Лошак пригласила команду музея организовать их первую выставку о советском дизайне в «Манеже». Ее посетило 150 тысяч человек, и Лошак предложила Саньковой и команде продолжить совместную работу. Так москвичи смогли посмотреть выставки о российской и советской упаковках и о голландском дизайне. К концу 2013 года Лошак перешла в Пушкинский музей, и Музею дизайна снова пришлось искать помещение. Но бездомным музей оставался недолго: на помощь вновь пришла Марина Лошак и лондонский Музей Виктории и Альберта, который открыл выставку британского дизайна в Пушкинском музее. Сейчас Санькова с оптимизмом смотрит в будущее: ее сотрудники начали получать зарплаты, а музей в скором времени может обрести постоянное помещение.
Мода для работающих женщин
Больше всего зрителей собралось на выступлении модельера Виктории Андреяновой: послушать ее собрались не только посетители биеннале дизайна, но и русские модницы, прибежавшие исключительно ради выступления Андреяновой. Виктория выросла в семье, где «было принято читать книги и не думать о том, во что ты одет», и именно семейные традиции заставляли ее сомневаться в правильности карьерного выбора, но когда мама Андреяновой поняла, что любовь к моде — это не мимолетный роман, посоветовала ей заниматься этим профессионально. На биеннале Андреянова показывала одежду из разных своих коллекций. Во всех ее работах чувствовалось желание дать женщинам возможность хорошо выглядеть, но при этом не превращаться в «гламурных кис» со стразиками в самых неподходящих местах. Именно Андреянова создала форму для работников «Аэрофлота» и РЖД: это красивая одежда, но в первую очередь это униформа, в которой будет удобно работать.
Юлия Юзефович