Серж купил очень дорогую картину — «полотно примерно метр шестьдесят на метр двадцать, закрашенное белой краской. Фон белый, а если прищуриться, можно обнаружить тонкие, белые поперечные полосы». Серж в восторге, а вот его старый друг Марк категорически отказывается принимать это творение за искусство. Третий друг — Иван — пытается их примирить.
В спектакле «Мужчины. Подслушанное», созданном по пьесе Ясмины Реза «Art», речь идет об искусстве, но больше — о человеческих отношениях. Об этом спектакле и о многом другом исполнитель роли Марка — Игорь Костолевский рассказал в интервью Вячеславу Сапунову (полный текст интервью опубликован в журнале «Баку» в апреле 2015 года).
— Игорь Матвеевич, а как вы относитесь к современному искусству?
— (улыбается) Вы посмотрите спектакль и вы поймете, как я отношусь к современному искусству.
— В пьесе говорит ваш герой. А что думаете вы?
— В принципе, мне современное искусство нравится. Но сказать, что я его принимаю целиком… Для меня очень важно, чтобы я чувствовал искусство сердцем, чтобы оно радовало не разум, а прежде всего душу, чтобы я получал от искусства эмоциональный заряд. Впрочем, сказать, что я замечательно знаю современное искусство, не могу. Если вас интересуют мои увлечения, то с годами я вдруг пришел к классической музыке. Очень люблю слушать прекрасные оркестры — наши, зарубежные, слушать пианистов. Это приносит мне отдохновение. Словом, сейчас я больше люблю музыку, чем ходить в театры и музеи.
— Для чего, на ваш взгляд, существует сегодня искусство? Может ли оно помирить или рассорить людей, как в пьесе Ясмины Реза?
— Видите ли, там картина — лишь повод, чтобы выявить отношения между людьми. И в нашем спектакле рассматриваются многие философские проблемы. Каждый зритель находит там что-то свое — на том уровне, на котором он хочет и может пьесу воспринимать. Пьеса Ясмины Реза — словно слоеный пирог, этим она и прекрасна. А белая картина с полосками — конечно, очень спорная (смеется) — выявила отношения между людьми.
— И она выявила кризис в мужской дружбе… Как избежать подобного кризиса?
— Дружба — это прежде всего большая ответственность перед людьми. Нельзя смотреть на дружбу на потребительском уровне: «Ты — мне, я — тебе». Дружба — нечто большее. Писатель Михаил Мишин рассказывал: «Мы встретились с Аркадием Аркановым в Доме литераторов. У обоих были схожие личные проблемы. Мы молча просидели весь вечер. А когда выходили, Арканов сказал: „Хорошо поговорили!“ Для меня вот это дружба! А все другое… это другое.
— Ясмина Реза фактически представила свою, французскую, версию «О чем говорят мужчины»…
— (улыбается) В спектакле есть единственная женщина — картина. А Ясмина Реза действительно точно подала психологию мужчин. Она ее разглядела, почувствовала. Вы знаете, я вообще всегда на стороне женщин. На мой взгляд, у них больше хороших качеств, которые мы, мужчины, порой скрываем, подавляем.
— Вам знакома безответная любовь?
— Да, знакома… В своей жизни от неразделенной любви я страдал достаточно много (смеется). Мне кажется, это нормально, если ты не воображаешь себя бог знает кем. Я понимаю, что страдать бесконечно — плохо, но иногда страдания идут на пользу, способствуют некому духовному росту человека. Через страдания открываются, познаются многие вещи, а уж в творчестве — это первое дело.
— Давным-давно в программе «Ночной полет» на канале «Культура» вы упомянули, что не стоит гоняться за ролями, каждая роль приходит сама и неспроста. Да и после не раз возвращались к этой мысли. То есть в этом присутствует нечто фатальное?
— Конечно. Нельзя сказать: «Я хочу играть Гамлета!» и начать репетировать. Так не бывает. Каждая роль приходит в определенный период твоей жизни. Такова моя теория. Роль приходит к тебе или за что-то, или как предупреждение. Но это обязательно какой-то переломный момент твоей жизни. Каждая роль что-то меняет в тебе. Конечно, глупо отождествлять меня с моими героями, но все же в каждой роли, которую я исполнил в театре и кино, есть несомненная частичка меня.
— Может прийти роль в наказание?
— (смеется) Ну разве что это будет очень «плохая» роль. Если, скажем, придется играть Гитлера…
— Тогда вопрос об «отрицательных» персонажах. Вживаясь в роль, вы всегда оправдываете своего героя. И если, скажем, ваш Дантес в фильме «И с вами снова я» пример не характерный, то ваш Плюшкин — это что-то невероятное…
— Станиславский говорил, что актер — адвокат своей роли. Я должен за что-то любить своего героя. Я должен найти в нем боль и через эту боль понять того же Плюшкина. Его все время представляли какой-то «прорехой на теле человечества», а Плюшкин человек тоже страдающий. А загримироваться так, чтобы тебя никто не узнал, и выйти на сцену просто «изображать» — это не задача.
— Абсолютное зло вы бы не сыграли?
— Абсолютного зла, наверно, не существует. В каждом человеке присутствует что-то задавленное, забитое.
— Ваш Плюшкин очень интересен, но какой же блистательный и актуальный монолог губернатора в финале (Игорь Костолевский в спектакле «Мертвые души» исполнил две роли. — Прим. авт.)!
— Гоголь актуален, да, это правильно. Но все же я считаю, он много сильнее как поэт, нежели как моралист. Если бы людей это «моралитэ» чему-нибудь учило… К сожалению, нет… Когда-то я играл в «Орестее» у Петера Штайна. Это пьеса, написанная Эсхилом еще до нашей эры, о том, что кровь порождает кровь, убийство тянет за собой другое убийство… Ну скажите мне, пожалуйста, разве за это время что-то изменилось? Видимо, самое трудное для человека — извлекать уроки из прошлого.
— Как вы оцениваете сейчас состояние российского театра, русской актерской школы?
— У нас театр сильный. И есть замечательные спектакли, замечательные режиссеры. Я недавно посмотрел спектакль Додина «Вишневый сад», получивший «Золотую маску». Это прекрасный спектакль с чудесными актерами, настоящее событие в театральной жизни. А так… Театр разный, театр всякий… Можно говорить, ссылаясь на возраст: «Вот в наше время был другой театр!» Но он действительно был другим, и я застал выдающихся режиссеров, сам учился у Андрея Александровича Гончарова, видел Смоктуновского, Янковского, Бондарчука, Леонова, снимался с ними. Они ставили такую высокую планку, что дай бог было до нее дотянуться.
Спектакль «Мужчины. Подслушанное» с Игорем Костолевским будет показан в Лондоне 15 октября. Подробности и заказ билетов: ticketsland.co.uk