В Национальной галерее проходит выставка Beyond Caravaggio
История искусства — это не отдельные страницы в учебниках, а многовековой семейный портрет, на котором найдется место всем когда-либо жившим художникам. Кураторы Национальной галереи решили изучить отношения и связи между художниками на примере знаменитого итальянского живописца Караваджо и его последователей. Несмотря на то, что Караваджо прожил всего 38 лет, а карьера его продлилась чуть более 20, уже при жизни художник добился признания, успеха и нашел подражателей.
В первых залах выставки Beyond Caravaggio кураторы объясняют, чем работы Караваджо так сильно отличались от картин его предшественников. Так, одним из важных отличий полотен итальянского мастера стало драматическое использование света, который будто выводит главных героев из темного фона на первый план. Кроме того, главными героями своих картин Караваджо делал простых людей — картежников, музыкантов и уличных гадалок. И, несмотря на то, что к началу XVII века он заинтересовался библейскими сюжетами, его герои все равно были похожи на простых людей. Возможно, это связано с тем, что Караваджо рисовал с натуры и даже сам иногда появлялся в своих картинах. Так, на знаменитом полотне «Поцелуй Иуды» художник изобразил себя как человека с фонарем, который освещает момент самого известного предательства в истории и показывает его зрителям. В этом решении изобразить себя на полотне — параллель с ролью художника, который может вытащить из небытия любой сюжет.
Впрочем, самой интересной чертой работ Караваджо является его умение в одной картине рассказать целую историю. На картине «Мальчик, укушенный ящерицей» зритель сначала видит лишь искаженное болью и удивлением лицо мальчика и только потом замечает, что в цветах и фруктах пряталась ящерица, которая и стала причиной этого крика. Сложив эти элементы, зритель может понять, что на самом деле произошло.
Во второй части выставки посетители смогут увидеть картины последователей Караваджо. Сразу стоит отметить, что их на выставке гораздо больше, чем полотен самого мастера. Впрочем, некоторые подражатели настолько успешно копировали его работы, что искусствоведы долго приписывали Караваджо картины, которых он не рисовал.
После смерти художника, с 1610 года и до середины XVII века последователей можно было найти по всей Европе, но особенной популярностью его стиль пользовался в Италии. Современники Караваджо, среди которых Бартоломео Манфреди, Карло Сарачени, Орацио Борджиани и Ло Спадарино, специально ездили в Рим, чтобы посмотреть на картины Караваджо и использовать какие-то из его стилистических находок в своих работах.
Одним из лучших примеров караваджевского влияния является картина Манфреди «Гадалка», на которой происходит значительно больше, чем может показаться на первый взгляд. Манфреди заимствует не только драматический, вырывающий все из темноты свет, но и умение рассказывать запутанную историю в одной картине. Попробуйте сами разобраться, кто у кого на этом полотне крадет кораллы, а кто у кого украл кларнет.
Возможно, кураторы действительно могли привезти на выставку больше работ самого Караваджо, чтобы сделать процесс сравнения более увлекательным, но даже с учетом этого недостатка Beyond Carravagio — это отличный урок истории искусства для тех, кто любит изучать живопись в музеях, а не по учебникам.
Юлия Юзефович
До 15 января, вход: £7-14
www.nationalgallery.org.uk/whats-on/exhibitions/beyond-caravaggio