«Ла-Ла Ленд» (La La Land). Режиссер Дэмьен Шазелл. США, 2016
Мия (Эмма Стоун) мечтает стать успешной актрисой, но с другими работниками киноиндустрии она общается лишь через прилавок кофейни, где девушка подрабатывает баристой. В перерыве между приготовлением капучино Мия бегает на прослушивания, которые, за редким исключением, заканчиваются провалом сразу после того, как девушка открывает рот.
Себастьян (Райан Гослинг) — пианист, который мечтает открыть лучший в Лос-Анджелесе джазовый клуб, но пока что вынужден играть вариации рождественских песен в ресторане, откуда его увольняют после первой же импровизации. Дома его иногда поджидает сестрица, которая напоминает, что неплохо бы платить по счетам, а более успешный товарищ зовет играть в свою поп-джаз группу, от которой Себастьян воротит нос.
В многомиллионном мегаполисе судьба то и дело сводит Мию и Себастьяна вместе: сначала они обмениваются оскорблениями и средними пальцами в пробке, потом случайно пересекаются в ресторанах и на вечеринках, танцуют вместе на закате и, наконец, начинают встречаться. Но счастливые, спокойные отношения творческим людям не подходят: с первыми успехами и очередными неудачами пара все чаще начинает превращать спонтанные романтические ужины в трехактовые трагедии.
Карьера Дэмьена Шазелла в Голливуде и особенно история создания его второго полнометражного фильма — это невероятный успех, о котором мечтает каждый герой «Ла-Ла Ленда». Шазелл придумал снять старомодный мюзикл на современные и очень злободневные для молодых людей темы еще в 2010 году, но тогда продюсеры не хотели вкладывать деньги в безумную идею (кто сейчас смотрит мюзиклы?) никому неизвестного режиссера. Этот режиссер на время отложил идею «Ла-Ла Ленда» в сторону и снял джазовую драму «Одержимость» с Майлзом Теллером и Дж. К. Симмонсом в главных ролях, которая стала главным хитом фестиваля Санденс в 2014 году и получила три «Оскара» из пяти.
После того как Шазеллю удалось заставить зрителей посмотреть фильм о фанатичном джазовом музыканте и его деспотичном и не менее фанатичном наставнике, ему дали возможность снимать все что угодно — в том числе и мюзикл. И несмотря на то, что мюзикл — непростой, старомодный жанр, который в современном кинематографе появляется редко, уже сейчас можно сказать, что «Ла-Ла Ленд» наверняка станет классикой.
Каждый кадр в «Ла-Ла Ленде» пропитан любовью к голливудской сказке, к магической силе кино превращать любую историю в завораживающие картинки, к мюзиклам, в которых от счастья всегда пускаются в пляс. Лос-Анджелес здесь окутан розово-фиолетовой предзакатной дымкой, и даже ненавистные пробки, которыми известен город, становятся местом для одного из лучших танцевальных номеров «Ла-Ла Ленда». На этом фоне добряк Райан Гослинг и остроумная Эмма Стоун играют очень понятные и знакомые роли мечтателей, одержимых желанием творить и делиться собой с другими людьми. Шазелл, конечно, показывает все препятствия на пути этих лос-анджелесских мечтателей, которым приходится работать официантами, баристами и таксистами, которые с трудом находят деньги на приличный костюм и всегда опаздывают с оплатой счетов. Но вместо того, чтобы смеяться над тем, что в ЛА у каждого официанта через полчаса прослушивание, «Ла-Ла Ленд» становится гимном «дуракам, которые мечтают». Голливуд принято считать ужасным местом, куда приезжают работать, а потом все равно сбегают в Нью-Йорк или Лондон, но «Ла-Ла Ленд» становится сказочным местом, где хочется остаться жить, петь и танцевать.
Еще три мюзикла, которые стоит посмотреть
«Звуки музыки» (The Sound of Music, 1965)
Конец 1930-х годов, Зальцбург. Овдовевшему капитану Георгу Людвигу фон Траппу необходимо срочно найти гувернантку, которая будет присматривать за его детьми. В поисках подходящей кандидатуры он обращается в монастырь, откуда ему присылают молоденькую любительницу музыки и горных пейзажей Марию. Дети сначала враждебно относятся к новой гувернантке, но постепенно оказываются полностью очарованы девушкой и ее голосом и даже начинают петь вместе с ней. Через какое-то время в девушку влюбится и сам фон Трапп. Музыка, в звуках которой живут главные герои, становится неожиданным спасением на фоне стремительно надвигающихся ужасов Второй мировой войны.
«Поющие под дождем» (Singin’ in the Rain, 1952)
Даже если вы не смотрели «Поющие под дождем» и не знаете, кто такой Джин Келли, вы несомненно узнаете знаменитую песню «Singin’ in the Rain» и самого Келли, который запрыгивает на фонарь и заразительно танцует под дождем. Есть у картины и другие музыкальные номера, которые давно считаются классикой этого жанра. Сейчас фильм о звездах немого кино, вынужденных отказаться от проверенных приемов и начать сниматься в звуковых фильмах, стоит посмотреть как минимум в память о Дебби Рейнолдс, исполнившей роль Кэти Селдон.
«Вестсайдская история» (West Side Story, 1961)
Пересказ шекспировской пьесы «Ромео и Джульетты» в декорациях Нью-Йорка середины ХХ века с элементами песен и танцев. Современным Ромео становится бывший основатель банды белых гангстеров «Ракеты» Тони, а влюбляется он, как назло, в Марию — сестрицу главаря противоборствующей банды пуэрториканцев. Такие отношения не могут принести ничего хорошего ни Тони, ни Марии, а режиссеры Джером Роббинс и Роберт Уайз переводят проблемы итальянской аристократии на язык нью-йоркских гангстеров, которые любой вопрос решают с помощью ножа. Один из самых оскароносных фильмов в истории кино: в 1962 году лента получила сразу десять статуэток от киноакадемиков.
Подготовила Юлия Юзефович