Накануне гастролей в Лондоне, запланированных на 8 апреля, лидер украинской группы «Океан Эльзы» дал интервью газете «Англия»
Святослав Вакарчук рассказал нам о том, как сочинял песни для альбома «Без меж» (в переводе с украинского — «Без границ»), что ему нравится в Лондоне и почему он не прекращает общаться с товарищами из России.
— Добрый день, Святослав. Или лучше к вам обращаться Святослав Иванович, как это делает ваш друг, известный российский журналист Леонид Парфенов?
— Ваше превосходительство! (Смеется). Обращайтесь ко мне по-простому: Слава и на «ты».
— А почему Парфенов к вам столь почтительно?
— Видимо, это у него наработанная журналистская привычка. Ведь он делает документальные фильмы о различных известных людях. Называет их по имени и отчеству, часто в третьем лице. Видимо, это оттуда. Хотя, признаться, не знаю. При личной встрече он говорит «Слава».
— В публичном пространстве Парфенов действительно говорит о вас в третьем лице, например, «Вакарчук — настолько харизматичный человек, песни которого воплощают украинскую идею. В России такого не было со времен Высоцкого». Еще он называет вас «национальным сокровищем Украины». Как вам такое сравнение?
— Главное, чтобы это сокровище долго в сундуке под замком не лежало и не пылилось :) А если серьезно, то к таким комплиментам отношусь философски. С одной стороны, такое слышать приятно, это щекочет самолюбие, с другой — нельзя же серьезно ходить и думать, что «я — национальное достояние страны». Человек, который так думает о себе — клиент психиатра.
— Парфенов много снимает фильмов об известных событиях и людях. Он не предлагал сделать документальное кино о вас или вашей группе?
— Мне лично не предлагал. Но у нас есть несколько идей, они касаются куда более общественно значимых событий, чем я.
— Отношения между Украиной и Россией сегодня очень напряженные. Стараетесь ли вы обходить тему конфликта в разговорах со своими российскими товарищами?
— Ничего мы не обходим. Тут нет предмета для спора. Я не выбираю друзей по паспорту или по тому, где они родились. Мои друзья или круг моего общения — это люди со схожими мне ценностями. А поскольку за эти годы я не поменял свои ценности, то значит, и они не поменяли. Если бы это случилось, то мы бы не общались. Когда-то мой товарищ из Москвы Михаил Козырев попросил прокомментировать запрет вещания российского телеканала «Дождь» в Украине и потом спросил: «А ты веришь, что когда-нибудь между Украиной и Россией все наладится?». Я ему ответил: «Миша, умным людям все понятно». Хочу сказать, что мои знакомые из России — это преимущественно умные люди. И им все понятно.
— Ваш мировой тур посвящен выходу альбома «Без меж». О каких границах поется в песне?
— Песня, которая называется «Без меж» («Без границ» (любовь моя»), говорит сама за себя. Тем более, концепция альбома — разные по стилю песни. Это и значит, что границы расширяются.
— В этом альбоме есть песня «Эверест». И там звучат такие слова «Каждый идет к своему Эвересту». А какой ваш Эверест?
— Этого я не знаю. Скорее всего он есть, он духовный. Мне кажется, в отличие от реального Эвереста, тот внутренний невозможно увидеть. Вершина его скрыта за облаками. Хотя, говорят, что и вершина Эвереста скрыта облаками триста дней в году, но иногда ее можно увидеть. Жить желанием покорить свою вершину намного интересней, чем на ней стоять. А вообще это песня о стране, об Украине. Если буквально говорить об «Эвересте», — то это стремление Украины стать обществом свободных людей. Мы на этот путь стали, но чем выше ты поднимаешься, тем тяжелее тебе становится идти, меньше кислорода. Но дойти надо, я верю в лучшее.
— «Не твоя война» — это песня о военном конфликте между Украиной и Россией?
— Когда эта песня вышла в 2015 году, было много противоречивых отзывов. Многие до сих пор не могут мне ее простить. Я написал то, что хотел сказать. Что Украина за всю историю не имела своих войн. Все войны, которые здесь проходили, включая нынешнюю, — это чужие, навязанные нам. Единственная настоящая, которую нам предстоит еще провести и которая еще не случилась, — это борьба за то, чтобы мы победили своих внутренних врагов: невежество, узколобость, отсутствие реальных элит, умеющих вести народ вперед, патернализм, недоверие друг к другу. А война на востоке — это точно не нами начатая. Но раз эта война идет на нашей территории — мы будем защищаться и обязательно победим.
— В своих интервью вы сравнили свой альбом «Там, де нас нема» («Там, где нас нет») с ранним Пикассо. Если продолжать проводить параллель с изобразительным искусством, то с чем бы вы сравнили альбом «Без меж»?
— Мне не очень нравится поздний Пикассо (смеется). Поэтому я даже не знаю, с чем сравнить. Давайте говорить так, «Без меж» — это какой-то очередной этап. У меня был сложный период и мои вокальные данные оставляли желать лучшего в момент записи. Я не очень доволен тем, как спел. Но песни мне все нравятся. Я очень рад, что этот альбом вышел. Пока публика приходит на концерты, значит — мы все делаем правильно.
— Вам хорошо знакома британская столица?
— Лондон я люблю. Никогда не скрывал, что это один из самых моих любимых городов в мире. Пожалуй, один из немногих, где я смог бы жить. Лондон — этот город, в котором всегда есть культурная программа. Куда пойду? Стандартный, «туристический набор» пройден много раз. Ищем каждый раз новое. Что-нибудь придумаем и сейчас. Может, будет какая-то специальная выставка.
— Что в Лондоне будете показывать на концерте?
— У нас экраны, есть какие-то спецэффекты, свет — этим никого не удивишь. Мы же никогда на технологии ставку и не делали. Наша самая сильная сторона — это энергия, которую даем со сцены уже много лет. На этом и будем концентрироваться. За многие годы я понял, что к нам на концерты приходят в первую очередь заряжаться энергией, во вторую — слушать музыку, а все остальное — на третьем месте.
Беседовала Ася Христокина
Фото предоставлены пресс-службой группы «Океан Эльзы»
Билеты на концерт можно приобрести по ссылке: angliya.com/ticket/okean-elzi-v-londone