«Собачье сердце» в постановке Виктора Собчака: зрители аплодировали стоя
Выбор режиссером именно этой повести Булгакова связан со столетней годовщиной Великой Октябрьской революции, в результате которой миллионы порядочных и культурных людей России были уничтожены, а к власти пришли люди совершенно другого плана. Виктор Собчак использует жесткий и простой театральный язык, воссоздавая гротескную реальность повести «Собачьего сердца», в которой профессор Преображенский превращает пса в человека, пересадив ему гипофиз погибшего вора и алкоголика.
Дима Сол играет превращение пса в создание, которое несравнимо страшнее любого животного, с захватывающей, почти дикой энергией. С каждым появлением актера тесное пространство сцены затопляется обнаженными эмоциями и инстинктами его героя. Временами к его Шарикову даже испытываешь жалость, потому что этот негодяй никогда не знал в жизни ничего другого.
Актер Дайниус Валутис придает профессору Преображенскому мягкую манеру интеллигента старого времени. Он произносит его бессмертные афоризмы с легким литовским акцентом, благодаря которому он и его соратник доктор Борменталь (Артур Устинов, тоже литовец) кажутся инопланетянами среди окружающих их брутальных большевиков. Эти два тонких и умных актера создают прекрасный дуэт, демонстрирующий, какими должны оставаться Люди с большой буквы даже в окружении сумасшедшей толпы. Зинаида Бунина (Ина Ким) вместе с ними потрясена происходящим, что читается в ее распахнутых испуганных глазах.
Спектакль поставлен в пространстве обнаженной черной коробки сцены с минимумом декораций, так что даже такие второстепенные персонажи, как пациенты профессора в исполнении блистательного Игоря Уткина и Ларисы Волковой, привлекают к себе внимание. Героиня Ларисы настолько нелепа и уморительна в ее отчаянной кокетливости женщины, мучающейся из-за своего возраста, что зрители награждают ее бурными аплодисментами.
Собчак нашел много неожиданных решений для этого спектакля: так, мужскую роль управдома Швондера великолепно исполняет Вера Хортон с настоящим фанатизмом в глазах и металлом в голосе. По-новому раскрылся и английский актер Люсьен Морган, который попробовал себя в небольшой роли большевика и произнес свою реплику на русском языке.
Джин Мар играет две роли: мужиковатую большевичку Вяземскую в кожаной куртке и красном революционном платке и нежную девушку Васнецову, соблазненную Шариковым. Эта молодая актриса наполняла женственной лирикой спектакли, в которых мы ее видели в прошлом сезоне, а в «Собачьем сердце» зрители также увидели ее потенциал комедийной актрисы.
В режиссерской манере Собчака есть стремление отмести в материале, над которым он работает, все, что он считает незначительным для передачи своей основной идеи. Особый акцент он делает на финале. В недавней постановке «Идиота» зрители видели, как добросердечный молодой человек — князь Мышкин в исполнении Димы Сола — был доведен до вегетативного состояния общением со своим окружением. Режиссер не мог выразить всю философию Достоевского в двухчасовом спектакле, но образ пригвожденного к инвалидной коляске парализованного князя надолго останется в памяти зрителей…
В финале «Собачьего сердца», когда Шариков абсолютно выходит из-под контроля и терроризирует своих создателей, Дима Сол играет его с развязной мимикой и жестами отвратительного негодяя. Через несколько минут, за которые в логике спектакля проходит несколько дней, Швондер требует предъявить ему Шарикова, — и какое невероятное преображение мы наблюдаем! Очаровательная маленькая собачка выбегает на сцену в то время, как профессор мудро произносит: «То есть он говорил? Это еще не значит быть человеком». Эти несколько секунд способны растопить сердца растроганных зрителей, и в воздухе разливается настоящее театральное волшебство, когда всех в зале и на сцене захватывает единый эмоциональный порыв.
В этом и заключается искусство театра. Тут не нужны сложные декорации, «интеллектуальные» идеи или «профессиональные» актеры. Нужен режиссер, который точно знает, что он хочет сказать, и группа людей, желающих испытать это волшебство: актеры и зрители, которых объединяет осознание того, как их изменил спектакль. Это переживание называют катарсисом.
Подготовила Наталья Колосова
Фото автора
Спектакль «Собачье сердце» в постановке театра «Арт-Вик» пройдет в лондонском театре Etcetera (265 Camden High St, NW1 7BU) 4 и 5 октября. Начало — в 19:15.