Михаил Казиник: «Искусство – это подлинная жизнь»
18/04/2018 11:52

Михаил Казиник: «Искусство — это подлинная жизнь»

интервью
культура
михаил казиник
музыка
образование
Ольга Кентон

В Лондоне 27–29 апреля известный музыкант и просветитель проведет вечерний музыкальный концерт, а также интерактивные мастер-классы для детей.

Михаил Семенович Казиник — член Европейской славянской академии литературы и искусства, автор 60 фильмов о мировой культуре (мастерская Шадхана, режиссер — Наталья Кугашова), теле- и радиоведущий, автор книги «Тайны гениев». Его книга «Приобщение» постоянно переиздается. Книга для детей «Буравчик в стране Света» — одна из самых читаемых книг в России. Михаил Казиник выпустил более тысячи радиопрограмм на радиостанциях «Орфей», «Серебряный дождь», чикагской радиостанции «Вместе». Он является председателем комиссии по культуре Комитета по международному гуманитарному сотрудничеству ЕОЭС, а также кавалером ордена «Служение искусству» I степени, почетным доктором РИСЕБА (Рига) и МЭИ (Москва) и музыкальным экспертом Нобелевского концерта (2005).

Михаил Казиник объездил с концертами-лекциями множество стран, собирая полные залы своих поклонников, читал лекции во многих университетах мира, разработал Школу будущего, филиалы которой открываются в разных странах.

— Михаил Семенович, вы с шести лет начали обучаться игре на музыкальных инструментах, затем поступили в консерваторию — все детство и юность вас окружала музыка. Было ли у вас желание заняться чем-то еще?
— Всегда было это желание, но очень рано я понял, что музыка — вершина пирамиды, у подножья которой находятся другие виды искусства — живопись, история культуры, литература. Поэтому уже в раннем возрасте я начал много читать, изучать живопись, размышлять об искусстве, потому что оно едино. Я всю жизнь занимался и занимаюсь не только музыкой, но также литературой, пишу стихи, книги о живописи.

— Когда вы переехали в Швецию, были ли трудности с поиском работы, подтверждением диплома Белорусской консерватории?
— Нет, меня пригласили в качестве профессора в Институт драмы, где я читал лекции. У меня дома постоянно собирались художники, писатели, будущие журналисты. Когда я спросил у писательницы Агнеты Плейель, которая пригласила меня читать лекции, нужны ли ей от меня какие-то документы, она ответила: «Зачем? Вас достаточно послушать, чтобы понять, что вы истинный профессор». То же самое было с театром, который мы открыли с Юрием Ледерманом. У меня ведь нет режиссерского образования, но лист ожидания к нам в театр был заполнен на несколько лет вперед. Местные жители стали называть его «театром, который думает».

— У вас есть огромный литературный труд — «Тайны гениев». В чем главный посыл ваших книг?
— Я очень горжусь этими книгами, только на русском языке они переиздавались 18 раз. Это попытка объединить человеческий дух и все виды искусства, раскрыть тайные знаки искусства. Ведь на самом деле существует два мира, в которых мы живем, — мир, где люди существуют каждый день, и мир искусства, который, собственно, и есть настоящий мир. Один мой друг, композитор, сказал, что на Земле только одна проблема — перепутали искусство и жизнь. Потому что в жизни все время нужно притворяться, играть какие-то роли, а в искусстве человек всегда подлинный. Поэтому жизнь — это что-то искусственное, а искусство — это подлинная жизнь.
Первый том «Тайны гениев» написан 13 лет назад, второй — 10. Обе книги переведены на несколько мировых языков (на английском их пока нет).

Но это очень русская книга, с глубинным разбором поэзии, музыки. И она не только и не столько о тайнах великих композиторов и писателей, сколько о том, что если есть на З  емле гениальное творчество, то должно быть и гениальное восприятие этого творчества. Иначе всякое искусство бессмысленно. Только вдумайтесь: художник написал картину, потратив на ее создание несколько лет, вложил в нее столько сил, души, мысли, а человек приходит в музей, смотрит на нее две-три секунды скользящим взглядом, разве он поймет что-то в ней? Многие из нас даже не представляют, что такое погружение в глубину живописи; не знают, что они находятся на планете гениев — Баха, Мольера, Шекспира, Моцарта, Рафаэля и других великих людей. Вместо этого они живут на планете еды, кровати, технологий, политики, а ведь так не должно быть. Искусство — вот настоящий, огромнейший мир.

— Наверное, тогда стоит начинать с самого детства — прививать детям любовь и интерес к миру искусства. Но как это можно сделать?
— Привозите детей в мои Академии искусства, которые проходят в разных городах и странах. Ученики, обучающиеся в этих академиях, — живое свидетельство того, как происходит это «погружение» в мир искусства. Это совершенно другие дети — у них богатейший язык, светлый дух, энергия. Ведь человек — это приемник; и самое главное, что я сделал — сумел соединить человека с произведениями искусства.
Помимо выездных академий у вас есть еще и Школы будущего, где происходят совершенно невероятные трансформации детей.

— Расскажите немного о процессе обучения, который там существует.
— Главная задача моих школ — ликвидировать клиповое мышление, которое дают ученикам в современных школах. Этот метод давно устарел, всю информацию дети могут сами найти в интернете. Сегодня главная задача учителя — это зажечь интерес ребенка, наполнить этот сосуд положительной энергией, духом, дать понять, что все в мире взаимосвязанно. Занятия в моих школах построены на ассоциативном мышлении, которое еще называют «нобелевским мышлением», большое внимание уделяется музыке, театру, а также юмору, без которого невозможно обучение.

— Расскажите о предстоящем концерте в Лондоне. Что ожидает зрителей?
— Большое количество потрясений. Мастер-классы направлены на знакомство с детьми и выявление их скрытых способностей. Ребят ожидает масса разнообразных игр, словесных гирлянд и многое другое. Все мероприятия — и мастер-классы для детей, и вечерние концерты — ведут к раскрытию потенциальных возможностей людей по восприятию музыки, литературы, искусства. А самое главное — я настраиваю главный инструмент человека — его душу. Думаю, что после этих встреч зрители будут ощущать себя немного другими. Как сказал Лев Николаевич Толстой, «настоящая книга — эта та, после которой читатель чувствует себя другим человеком». Так и после моих концертов происходит обострение чувств и культуры мышления, появляется совершенно другая вибрация, иное отношение к музыкальным инструментам. Об этом, кстати, можно узнать, посмотрев мой фильм «Гаммы»  (https://www.youtube.com/watch?v=C7zUKcchgps)

— Каким вы видите будущее музыки и других видов искусства?
— К сожалению, мир сейчас заполнен примитивной музыкой — попсой. В России классическая музыка может совершенно погибнуть. И не думаю, что в Англии дела обстоят лучше. Когда я приезжаю сюда с гастролями, вижу в зале «снег на головах», а молодое поколение выключено из этого процесса.
Мы совершаем всеобщую ошибку, за которую придется расплачиваться будущим поколениям, если мы сейчас не изменим парадигмы образования, восприятия и отношения к искусству, к музыке.

Беседовала Ольга Кентон

Информация о концертах:

27 апреля — лекция-концерт «Тайные знаки культуры», билеты от £25 (angliya.com/tickets)
29 апреля — детский концерт «Чудесные приключения музыки», билеты от £20 (angliya.com/tickets)

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024