До сих пор Джереми Корбин избегал прямых контактов с руководством Евросоюза. Теперь, однако, настало время, когда Брюссель хочет из «первых уст» услышать отношение лидера британской оппозиции к этой важной проблеме. Беседа с Барнье, который в курсе всех подробностей переговоров с официальным Лондоном, имеет особое значение еще и потому, что в данный момент лейбористы обладают значительным числом мест в Палате общин и при желании могут серьезно повлиять на голосование в парламенте.
Дискуссия прошла на фоне активизации подготовки Брюсселем плана на случай провала переговоров с правительством консерваторов. Как поведал британской прессе один из советников лидера оппозиции, Корбин рассказал Барнье не только о своей собственной позиции по «Брекзиту», но и о намерениях Лейбористской партии. В ЕС опасаются, что договоренности, достигнутые на переговорах с премьер-министром Терезой Мэй, могут не быть ратифицированы в нижней палате британского парламента. Это перечеркнет усилия Лондона и Брюсселя в достижении согласия относительно будущего формата отношений.
По словам Корбина, выход Британии из Евросоюза без соглашения о дальнейшем сотрудничестве с ним (так называемый «Брекзит» без сделки) обернется для королевства катастрофой. «Поэтому, в случае, если парламент проголосует против варианта сделки, предложенной премьером, или эта сделка не будет заключена вовсе, то мы будем настаивать на проведении внеочередных всеобщих выборов», — заявил лидер лейбористов под аплодисменты делегатов.
Напомню, что 6 июля Тереза Мэй пригласила в свою летнюю резиденцию Чекерс весь состав кабинета министров и предложила членам правительства новый план урегулирования отношений с ЕС после того, как в конце марта 2019 года Британия покинет эту организацию. План, который журналисты немедленно окрестили «Планом Чекерс», предусматривает некоторые существенные уступки Брюсселю.
В частности, Британия выражает готовность следовать общеевропейским стандартам и мерам регулирования в сфере торговли промышленными товарами и сельхозпродукцией. В обмен Лондон намерен получить от ЕС гарантии на неограниченную торговлю на Европейском едином рынке. План также обещает Брюсселю, что после «Брекзита» королевство будет «принимать к сведению» некоторые решения Европейского суда в Люксембурге.
В тот же вечер в Чекерсе план был единогласно одобрен всеми министрами. Однако уже на следующий день один за другим подали в отставку сразу два обладателя наиболее важных портфелей: Дэвид Дэвис, руководивший министерством по делам «Брекзита», и глава Форин-офиса Борис Джонсон. Оба выразили категорическое несогласие с планом премьер-министра, считая, что он содержит слишком много уступок.
Аналитикам действительно кажется, что план содержит больше компромиссов по сравнению с начальной позицией Мэй, которую она представила более полутора лет назад. Тогда премьер обещала, например, вывести Лондон из-под юрисдикции суда ЕС и вернуть Британии абсолютную автономию в сферах законотворчества и торговли.
Тогда до конца марта 2019 года было более двух лет и план не вызвал серьезного раздрая среди однопартийцев, хотя кое-кому и не пришелся по вкусу. Но это было давно и не напугало премьер-министра. Сегодня, однако, ситуация другая, и то, что многие влиятельные тори (в том числе и депутаты парламента) сочли уступки, содержащиеся в последнем плане Мэй недопустимыми, вызывает на Даунинг-стрит тревогу.
Депутат-консерватор Стив Бейкер, также ушедший в отставку из состава правительства в связи с несогласием с «планом Чекерс», заявил журналистам, что в случае голосования в Палате общин около 80 его коллег из консервативного блока готовы будут выступить против. Правда, бывший министр по делам «Брекзита» Дэвид Дэвис полагает, что ядро недовольных планом Мэй депутатов составляет не более 40 человек. Но даже уменьшенное вдвое число вероятных противников не спасет Терезу Мэй.
Дело в том, что преимущество консерваторов и их союзников из Демократической юнионистской партии Северной Ирландии (ДЮП) в нижней палате парламента над оппозицией незначительно — всего 13 мандатов, 326 из 650. То есть, отказ Корбина поддержать ее план лишил Мэй шансов на помощь со стороны лейбористов, контролирующих в Палате общин 257 мест.
Элементарный арифметический подсчет показывает, что когда дело дойдет до ратификации соглашения с Брюсселем, голосов недовольных «планом Чекерс» законодателей более чем достаточно, чтобы оставить премьер-министра в меньшинстве. Иными словами, вполне вероятен сценарий, при котором Мэй пересмотрит некоторые параметры своей позиции на переговорах с ЕС, чтобы переманить на свою сторону хотя бы часть депутатов из числа противников.
Неделю назад сторонники «жесткого Брекзита» представили альтернативный план. По сути дела, предлагаемый ими развод с ЕС берет за основу модель, используемую Брюсселем в отношениях с Канадой.
В таком варианте Британия сможет сама определять, как регулировать деятельность компаний на своей территории. Лондон также получит автономию в сфере миграционной и торговой политики и не станет подчиняться решениям Европейского суда в Люксембурге.
Однако большинство ведущих британских и европейских экономистов, а также специалистов Казначейства Ее Величества, убеждены, что «канадская модель» нанесет тяжелый удар по экономике Соединенного Королевства. Они предпочитают другой сценарий, при котором Британия останется в ЕС или сохранит с ним тесные связи по примеру Норвегии.
Британские политологи убеждены: даже провал ратификации сделки Мэй в парламенте не приведет к скорым внеочередным выборам, как этого хочет Корбин. В 2017 году британцы избрали депутатов, срок полномочий которых истекает лишь в 2022 году. Чтобы распустить парламент и провести внеочередные выборы, требуется согласие двух третей Палаты общин, но тори могут не согласиться на такой шаг.
В случае кризиса из-за провала сделки по «Брекзиту» в парламенте консерваторы могут спокойно избрать себе нового лидера (который сразу займет кресло премьера) и только потом задуматься над вопросом, что делать дальше: проводить ли внеочередные выборы или второй референдум об отношениях Британии и ЕС.
Интересно, что нынешний «Брекзит» внес раскол не только в ряды консерваторов, но и лейбористов. В конце сентября теневой канцлер казначейства, лейборист Джон Макдоннелл, считающийся вторым лицом в партии, заявил, что не рассматривает возможности, при которой Британия может остаться в Евросоюзе. Даже в случае проведения второго референдума британцы будут голосовать за условия сделки с Брюсселем, а не о том, быть стране членом ЕС или нет.
Впрочем, с этим мнением не согласен теневой министр по делам «Брекзита» лейборист и известный британский юрист Кир Стармер. Он настаивает: британцы должны иметь возможность остаться в Евросоюзе, если они этого пожелают. Стармера поддерживают несколько депутатов-лейбористов. Но постепенно их становится все больше.