Эта масштабная выставка современного искусства проходит в Лондоне и Нью-Йорке с 2012 г. Отметиться в белом павильоне посреди Риджентс-парка в дни вернисажа считает долгом и банкир, и художник, и светский бездельник. Галочки в соцсетях поставили арт-продюсер Александрина Маркво, галеристка Елена Щукина, куратор Виктория Голембиовская (вы помните крышесносительный The House of The Noble Man?) и экс-первая ракетка Мария Шарапова. Теннисистка пришла на выставку в компании редактора британского Vogue Эдварда Эннинфула, чтобы поучаствовать в инсталляции американца Тома Сакса, открывшего «Офис по выдаче швейцарских паспортов» (Swiss Passport Office). Сотрудника в офис он подобрал тоже «не из простых» — паспорта штамповал креативный директор Louis Vuitton Вирджил Абло. Идея Сакса — «уничтожить границы и концепцию национальности сейчас, когда либеральные демократии находятся под угрозой».
Но «Неделя Фриза» — это еще и торги в Sotheby’s и Christie’s, где с молотка за £1 млн ушла работа Бэнкси. В ней, правда, был скрыт шредер, который превратил дорогой лот в кучу опять-же дорогой бумаги. Накануне открытия Frieze в Гонконге за $65 млн ушло полотно китайско-французского художника Зао Ву-Ки (Zao Wou-Ki). Эта новость обрадовала Яну Кобелеву — директора расположенной в Сент-Джеймсе галереи Aktis, которая специализируется на китайских художниках, а также на русских абстракционистах и нонконформистах. Госпожа Кобелева предпочла представить работы Зао Ву-Ки и Корбюзье на выставке PAD. Мир PAD — это интерьер «от кутюр»: многие предметы, от мебели до ювелирных украшений, абсолютно утилитарны и абсолютно уникальны одновременно.
На «Неделе Фриза» Aktis оказалась единственной галереей с русскими корнями. Художница Ольга Бейби сказала, что «скорее всего сейчас в России не до этого», а директор выставки Contemporary Istanbul Камир Малеки предположил, что, может быть, транспортировку картин осложняют бюрократические проблемы: «С тех пор как я возглавил Contemporary Istanbul, вместо пяти арт-ярмарок в год я посещаю тридцать и вижу много галерей из Прибалтики, стран постсоветского пространства, но почти никогда — из России».
Малеки, который и сам известен как крупный коллекционер современного искусства, уверен, что «сегодня Лондон — это мировая столица арт-мира, и Frieze по значимости равен Art Basel и Fiac. Не стоит забывать о Frieze Masters — втором павильоне, который привлекает другой сегмент арт-рынка». На Frieze Masters можно увидеть предметы классического искусства. В этом году возраст работ охватывал период в пять тысяч лет: от древних скульптур и гобеленов XVIII века в до работ Ман Рея, Кандинского и Дега.
Художник и арт-гид Алексей Баранов считает, что думающая публика предпочитает Frieze Masters, где, если быть честным, качество работ намного выше. «В этом году меня заворожили рисунки режиссера Эйзенштейна — они по стилю чем-то напоминали Кокто. Это были пикантные рисунки, которые в СССР бы не приняли — уверен, Эйзенштейн их прятал. В основном павильоне Frieze меня год за годом не покидает ощущение, что я нахожусь на выставке интерьер-дизайна — видно, что художники творят что-то удобное и на продажу. Ориентиры ценообразования размыты. Арт-рынок — это и как создание ценных бумаг, и как фокус, и как мираж. Никто не знает, что такое современное искусство, иногда и сам художник не знает, что делает. Если вас не покидает ощущение абсурда, то вы движетесь в правильном направлении».
Подготовила Елена Лео