Главным фильмом о жизни одиноких женщин в Лондоне на протяжении вот уже 15 лет считается «Дневник Бриджит Джонс», хотя жизнь крошки Бриджит очень далека от забот реальных жительниц Лондона. Как ни крути, но лондонские девушки обычно не бегают за своими парнями по улице в декабре в одних трусах, работают гораздо больше, чем Бриджит, а пьют значительно меньше. Более реалистичную картину о лондонских девушках снял Майк Ли: главная героиня «Беззаботной» Поппи работает в обычной школе, снимает квартиру совместно с подругой, пытается сдать на права и научиться танцевать фламенко, а по пятницам ходит в клуб. В общем, все как у людей, и никакой Хью Грант на пару с Колином Фертом в «Беззаботной» не дерутся за сердце Поппи под «It’s Raining Men».
Нил Джордан в «Конце романа» показывает туманный и дождливый Лондон, где по темному парку прогуливается ревнивый герой Рэйфа Файнса, а на серых лондонских улицах то и дело мелькают рыжие волосы героини Джулианны Мур. Под музыку Майкла Наймана на экране выстраивается образ Лондона 40-х годов, где взрывы бомб и пробежки до бомбоубежищ чередуются с вечерами в кинотеатрах и ресторанах, поцелуями под дождем и страстными признаниями в любви.
Оказывались ли вы хоть раз на Оксфорд-стрит в субботу (еще хуже — в субботу в начале декабря), когда чей-то локоть так и норовит попасть вам в бок, а вокруг только люди, люди, люди и магазины? Конечно, оказывались! В такие моменты хочется закрыть глаза, а когда откроешь — вокруг никого, и только ветер гоняет по дороге пакет из Zara. Режиссер Дэнни Бойл в своем фильме ужасов о зомби «28 дней спустя» показал именно такой Лондон: пустынный, заброшенный, с редкими прохожими, встреча с которыми зачастую опасна для жизни. После просмотра «28 дней спустя» по улицам ночного Лондона ходишь с некоторой опаской, часто оглядываясь по сторонам.
Пусть экранизация романа Джона ле Карре и разбросана по всей Европе, но самые главные сцены фильма, конечно же, происходят в Лондоне. Именно тут отправленный на пенсию Джордж Смайли в любую погоду плавает в Хэмпстедских прудах, грустит по бросившей его жене и пытается вычислить «крота» в самой верхушке MI-5, а шведский режиссер Томас Альфредсон совершает невозможное, превратив меланхоличный, серо-коричневый Лондон 1970-х годов в самое опасное место на свете.
В середине нулевых Вуди Аллен впервые выбрался за пределы Манхэттена, приехал в Лондон и снял свой первый лондонский фильм — «Матч-пойнт». В эту картину Аллен впихнул, кажется, все свои представления о жизни богатых лондонцев: герои живут в огромных домах в Белгравии и Вестминстере, в перерывах между работой в Сити и ужинами в ресторанах Мейфэра они играют в теннис и ходят по галереям, а на выходные уезжают в огромные загородные имения. Большинство лондонцев такой жизни сами никогда не видали, так пусть хоть на экране посмотрят.
В истории кинематографа лондонские достопримечательности не раз взлетали на воздух, но никогда взрыв британского парламента не вызывал такой неподдельной радости, как в фильме Джеймса МакТига «V значит „Вендетта“. Лондон здесь становится центром политической революции, которая заставила десятки тысяч людей 5 ноября надеть маски Гая Фокса и отправиться к зданию парламента. В реальности Лондон, конечно, не похож на столицу фашистского государства (хотя рейтинги Фараджа растут), да и лондонцы вряд ли готовы рискнуть жизнью за идею, но „Вендетта“ хорошо работает и как предупреждение, и как вдохновляющая картинка. Неслучайно ведь именно маска Гая Фокса стала главным протестным символом последнего десятилетия.
Самый слащавый фильм о Лондоне, но куда в этом списке без «Реальной любви»? В сущности, Ричард Кертис снял лондонский аналог альманаха «Париж, я тебя люблю», в котором появились, пожалуй, все лучшие британские актеры. Лондон тут превратился в город любви, где влюбленными оказались и маленькие дети, и взрослые женатые мужчины, и даже премьер-министр. Конечно, сложно поверить, что Рождество в Лондоне когда-нибудь станет праздником любви, а не консьюмеризма и обжорства, но Кертис как минимум показал лондонцам, к чему им стоит стремиться.
Все, кто хотя бы пару месяцев прожил в Лондоне, отлично знают, что британская столица — это не только Биг Бен, Тауэрский мост, «Харродс» и Гайд-парк. Но даже прожив в Лондоне долгие годы, побывав в не одном десятке пабов и съев свою порцию ночных кебабов, мы все равно ничего не знаем о происходящем в самых темных лондонских переулках. Зато очень хорошо об этом знают нелегальные иммигранты, которые сбегают от ужасов в своих родных странах только для того, чтобы оказаться в ужасе лондонском, где новый красивенький паспорт можно получить за вырезанную почку или другой ненужный вам орган. «Грязные прелести» Стивена Фрирза рассказывают именно об этом Лондоне — зрелище не самое приятное, но очень познавательное.
Еще один фильм о послевоенном Лондоне, в котором один из лондонских районов, Пимлико, становится независимым государством. В «Паспорте в Пимлико» послевоенные волнения (медленное восстановление экономики, еда по талончикам и другие неприятные ограничения) причудливо смешиваются с английским национальным характером на фоне знакомых лондонских достопримечательностей.
Только лондонцы поверили, что они живут в городе всех влюбленных, как в 2004 году в прокат вышла «Близость» Майка Николса, которая показала, что все эти влюбленные на самом деле подлецы и обманщики. Лондон из карамельного царства превратился в прогнивший насквозь город, где любовь с первого взгляда длится ровно до следующего первого взгляда. В этом городе нет места для большого чувства, а только для мелких измен в стрип-клубе, фотостудии или даже кабинете дерматолога.