«Баядерка», «Спящая красавица», «Щелкунчик», «Дон Кихот», «Петрушка» — это классика репертуара балетной труппы Большого театра. Приобрести билеты на гастроли Большого в Лондоне — всегда большая удача. А многие британские балетоманы мечтают увидеть труппу на московской сцене, но, согласитесь, это довольно затратное мероприятие.
Благодаря совместным усилиям компаний Pathé Live и Trafalgar Releasing с помощью спутниковой трансляции в кинотеатрах Великобритании можно будет восхититься несравненным мастерством русской труппы на большом экране. Звук 5.1 Dolby, картинка в 2D, 3D или 4D — трансляции Pathé Live стали синонимом качества. С момента создания компании, затаив дыхание, зрители в 1 700 кинотеатрах и 60 странах виртуально присоединились к публике на 200 концертах. Это не только постановки Большого, но и Метрополитен-опера, и «Комеди Франсез». Благодаря Trafalgar Releasing в кинотеатрах мира можно увидеть постановки «Королевской шекспировской компании», Королевского оперного театра Ковент-Гарден, Глайндборнского оперного фестиваля и Национального театра.
В Великобритании в разноплановую программу киносезона Большого театра сезона 2018-2019 входят четыре классических балета: «Сильфида» (самый старый балет, который до сих идет на современной сцене), «Дон Кихот», «Баядерка» и «Спящая красавица». На Рождество британцам традиционно показали «Щелкунчика» — балет Чайковского по мотивам сказки Гофмана «Щелкунчик и мышиный король».
Главным событием апреля станет трансляция «Золотого века» — балета Дмитрия Шостаковича, в котором на фоне смутных времен 1920-х гг. лихо закручивается любовная история артистки кабаре «Золотой век» Риты и простого рыбака Бориса, который в свободное время доносит идеи нового классового устройства общества как артист в агиттеатре. Финал сезона — сдвоенный показ, или, как говорят англичане, double bill из балета Стравинского «Петрушка», что стал гвоздем программы дягилевских «Русских сезонов» в 1911 году в Париже, и «Кармен-сюиты», написанной на основе оперы Бизе «Кармен». Автор Родион Щедрин писал этот одноактный балет, посвященный огненной красавице Кармен, мятущейся в любовном треугольнике, для своей жены — несравненной примы Большого Майи Плисецкой.
Сезон 2019-го — это и оригинальная, захватывающая хореография Юрия Григоровича, и проникновенное исполнение роли («Спящая красавица») примой Ольгой Смирновой, зажигательные номера и даже немного танго от Нины Капцовой и Руслана Скворцова в «Золотом веке» и, конечно, богатство декораций и особая атмосфера Большого, которую режиссеры и операторы Pathé Live постараются передать максимально точно, а для этого у них есть свои профессиональные приемы.
Чтобы обеспечить трансляцию, за кадром синхронно, как танцоры на сцене, работает команда из 50 человек. В поле зрения им нужно держать и зрителей, и танцоров, а ведь некоторые сцены «Баядерки» или «Корсара» — это 50-100 танцоров! Операторы признаются, что во время съемок они испытывают сильное напряжение, которое, несомненно, чувствуют и исполнители: все понимают, что любой промах мгновенно увидят тысячи людей по всему миру. А вот танцоры говорят, что такая ответственность их даже подстегивает, и часто во время записи они танцуют лучше, чем на обычных концертах.
Руководитель балетной труппы Большого театра заслуженный артист России Махар Хасанович Вазиев с воодушевлением говорит о кинопрограмме Большого: «Наша труппа прекрасно исполняет эти балеты — я рад поделиться программой 2018-2019 с мировой публикой. Для меня важно, что современные технологии дают возможность труппе Большого поделиться своим художественным видением со всем миром. Я рад, что до сих пор к Большому театру зрители проявляют такой интерес. Молодые танцоры должны быть благодарны своим предшественникам за то, что те оставили им в наследие такое великое имя, такую известную труппу. А еще такие трансляции позволяют нам представить широкому зрителю молодые имена и дать им шанс быть признанными наряду с большими Flames of Paris. Photo by Damir Yusupov
Секрет популярности Большого, по словам Вазиева, в круглосуточной работе: «Это и есть верный залог успеха. Я знаю, что для достижения успеха надо быть профессионалом. В Большом театре нет места пассивным последователям — каждый на своем месте должен стараться быть лидером. Это необходимо для достижения нашей общей главное цели — высококлассного представления. Для того, чтобы продолжала жить школа балета и работала слаженно отличная команда, надо трудиться 24 часа в сутки».
Страница проекта на «Фейсбуке»
Полное расписание и адреса ближайших кинотеатров
Подготовила Елена Лео
[/caption]
«Укрощение строптивой», фото: Елена Фетисова