Смесь дьявола с кровью
06/02/2019 11:33

Смесь дьявола с кровью

Виктор Собчак

Виктор Собчак репетирует «Морфий» по повести Михаила Булгакова

Виктор Собчак и его Art-Vic Theatre вновь обращается к повести Михаила Булгакова «Морфий». На этот раз спектакли пройдут с 12 по 14 февраля в Cockpit Theatre. Собчак не раз ставил эту повесть, начиная с 1990 года, когда его спектакль получил главный приз на Булгаковском фестивале в Киеве. В последний раз мы видели эту постановку в 2016 году, когда роль доктора Полякова блистательно играл Дима Сол. Смертоносность наркотической зависимости — одна из вечных тем, которая сегодня актуальна как никогда. С пугающей регулярностью мы читаем в газетах о людях, многие из которых очень ранимы и талантливы и неуклонно умирают от этой тяжелейшей и загадочной болезни. Эми Вайнхаус просила барменшу в пабе рядом с ее домом не продавать ей алкоголь, даже если она будет ползать на коленях и умолять ее об этом. Через пару дней тело Эми нашли у нее в доме, рядом валялись три пустые бутылки водки. Добровольно ли она так «управилась» со своей жизнью? Как говорил Воланд в «Мастере и Маргарите», «не правильнее ли сказать, что управился» с Эми «кто-то другой».    

Молодой Булгаков «подсел» на морфий, когда работал сельским врачом, поэтому он знал его разрушительную силу на своем опыте. В спектакле Собчака Морфий превращался в живое существо и неоднократно посещал Полякова, вкладывая в его руку шприц с наркотиком, управляя им как марионеткой и постепенно заставляя покончить с собой. В спектакле мы видели два параллельных мира: видимый и невидимый, и это тоже роднило эту постановку Собчака с последним романом Михаила Булгакова. Ученые недавно обнаружили частички морфия на страницах рукописи «Мастера и Маргариты»,  считается, что умирающий Булгаков принимал его, когда дописывал роман, чтобы избавиться от нестерпимой боли. Правда это или нет — неизвестно, но не остается сомнений в том, кто есть Морфий на самом деле, когда он вкладывает пистолет в руку Полякова, признавшего: «Это смесь дьявола с моей кровью». В финале спектакля гибель Полякова сопровождало Божественное пение, словно показывая нам, что обращение к Богу и есть единственный путь противостояния Морфию.

Дайнюс Валутис и Артурас Устиновас

Режиссер-постановщик Виктор Собчак: «В новой постановке будут новые актеры, и она будет расширена по сравнению с вариантом 2016 года. Спектакль с 90-х годов прошлого столетия практически не изменился. Я его ставил на английском, я его ставил на русском — больная идея Булгакова гениальна. Он здесь является прямым наследником и Гоголя, и Чехова, когда в одном и том же произведении могут сочетаться и фарс, и гротеск, и очень серьезные разговоры о том, что происходит со всеми нами.

А вторая важная вещь — это духовная деградация, разложение хорошего, умного, интеллигентного человека. На месте доктора Полякова в разных условиях могут оказаться разные люди, поэтому я не сужу его, мне просто хочется рассказывать эту историю опять и опять. Каждый раз меняется технология, но не идеология в этом спектакле. Мне интересно работать с новыми актерами. В этот раз я вернулся к моей самой первоначальной идее: все мучения Полякова, вся фантасмагория происходит не через какого-то вымышленного персонажа, который персонифицировал Морфий, а это Амнерис в разных обличиях. Она приходит и как любовница, она приходит как смерть, она приходит как ласковый Морфий, она приходит как Морфий-мучитель.

Мне приятно, что в спектакле будут работать люди, которые сейчас были в «Мастере и Маргарите», даже маленькие роли людям интересно сыграть. Исполнитель главной роли в этот раз — Артурас Устиновас, который два года назад исполнил небольшую роль профессора клиники, в которую попадает доктор Поляков. Артурас несколько лет уже с нами работает, он играл в моноспектакле «Записки сумасшедшего» Гоголя, играл Борменталя в «Собачьем сердце». Он другой по сравнению с предыдущим исполнителем, Димой Солом, мне кажется, его доктор Поляков еще более уязвим, он очень остро показывает путь от приятного молодого человека до полной развалины. Также в спектакле будут играть Лиза Каренина, Бежан Бади, Игорь Вудс… Приходите!» 

Будет очень интересно посмотреть новую версию «Морфия» в постановке Виктора Собчака. Предыдущий спектакль звучал как страшное предупреждение, и казалось, что силой заключенных в нем эмоций он способен повлиять на сердца людей, а кого-то даже спасти от страшной участи. Дай Бог новому спектаклю обрести такое же пронзительное звучание.            

Подготовила кандидат искусствоведения Наталья Колосова   

Фото: Виктор Собчак

                                                              

 

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024