Зачем Терезе Мэй понадобилось устраивать громкий скандал вокруг увольнения Гэвина Уильямсона?
В среду первого мая премьер-министр Тереза Мэй совершила редкий по своей жесткости и решительности поступок. Она уволила министра обороны Великобритании Гэвина Уильямсона. Вся процедура заняла лишь несколько минут.
Причина? 24 апреля СМИ неожиданно узнали о решении членов британского Совета безопасности сотрудничать с китайской компанией Huawei в создании мобильной сети пятого поколения.
Официального подтверждения участия этой фирмы в проекте развития 5G в Великобритании не было, и ожидалось, что окончательное решение будет принято в конце весны. Известно, что власти США считают, что Huawei занимается промышленным шпионажем: китайскую компанию обвиняют в краже информации о технологиях, которые американская T-Mobile использовала для проверок смартфонов.
После появления тайной информации началось расследование и, как сообщала газета The Daily Telegraph, в аппарате премьера пообещали уволить виновника утечки вне зависимости от занимаемого им поста.
Многие политики сочли это решение противоречивым: они опасаются, что китайская компания представляет собой угрозу информационной безопасности Великобритании.
На заседании присутствовали девять министров. Проводившие расследование сотрудники канцелярии премьера пришли к выводу, что это мог быть один из девяти министров, участвовавших в заседании, либо кто-то из их подчиненных.
В среду Тереза Мэй по итогам расследования приняла решение уволить Уильямсона с формулировкой об «утрате доверия». Сообщается, что при личной встрече Мэй сказала Уильямсону, что в ее распоряжении есть исчерпывающие улики, указывающие на его вину.
На следующий день Уильямсон рассказал, что Тереза Мэй в тот вечер предложила ему покинуть пост по собственному желанию, сохранив таким образом политическую биографию незапятнанной. Уильямсон, однако, отказался, потому что, по его словам, он не имеет никакого отношения к утечке, а если уйдет сам, это вызовет подозрения в его невиновности. «Может также возникнуть предположение, что кто-то из моих подчиненных или моих военных советников был причастен к утечке. Это не так», — категорически заявил он премьер-министру.
Корреспондент Sky News по вопросам обороны Элистер Банкэлл утверждает, что Уильямсон в разговоре с ним поклялся жизнью своих детей, что не допускал утечки.
В четверг все без исключения британские газеты, вконец утомленные «бесконечным тупиком „Брекзита“, посвятили этому событию не только информационные материалы, но и редакционные статьи, которые, как известно, пишутся обычно или самим главным редактором, или одним из его доверенных лиц. Немало помог СМИ и сам бывший министр, не скупившийся на возмущенные комментарии, в которых называл себя жертвой вендетты, а расследование — судилищем.
Однако жесткость и бесцеремонность, с которой Уильямсон был выброшен председателем правительства из Кабинета министров, заставляли обозревателей искать более веские причины увольнения главы британского оборонного ведомства.
Уильямсон отметил, что у него были плохие отношения с секретарем правительства Марком Сэдвиллом, который по поручению премьера возглавлял расследование. «Если бы этим делом занималась полиция, — заявил бывший министр в интервью The Times, — я был бы оправдан».
Оппозиция между тем задается вопросом, не нарушила ли утечка закон о гостайне. Если да, то тому, кто в этом виновен, грозит тюремный срок. Однако в таком случае должно быть проведено уголовное расследование, и не исключено, что по его итогам выяснится, что Уильямсон невиновен.
Таким образом, уголовное расследование становится для Уильямсона лучшей возможностью оправдаться, сказал в интервью BBC заместитель председателя партии лейбористов Том Уотсон.
Кое-кто задается вполне здравым вопросом: зачем Терезе Мэй понадобилось устраивать такой громкий скандал из увольнения министра обороны и раздрай в парламенте? Они напоминают, что Гэвин Уильямсон, который при Дэвиде Кэмероне занимал должность главного «кнута» партии тори в парламенте, в 2016 году приложил немало стараний, чтобы расчистить госпоже Мэй дорогу в премьер-министры.
Есть еще одно весьма резонное соображение. Беспардонное увольнение министра обороны за несколько часов до того, как миллионы британских избирателей по всей стране пойдут к урнам для голосования, никак не способствует повышению авторитета консерваторов. И в том, что тори потеряли на этих выборах несметное количество депутатских мест в провинциальных, городских и прочих органах местной власти, есть, вероятно, и доля вины Терезы Мэй.
То, с какой яростью Уильямсон отбивается от обвинений в утечке информации с заседания Национального совета безопасности, выдает его личную обиду за то, что премьер-министр с таким напором взялась унижать его не только перед своей же партией, но и перед всей страной. Уильямсон считает, что более полное официальное расследование могло бы его реабилитировать.
Напомню, что еще совсем недавно Гэвин Уильямсон рассматривался обозревателями в качестве серьезного и вполне достойного кандидата на должность премьера.
Возмущенные депутаты-консерваторы потребовали у Терезы Мэй объяснений, зачем она решила увольнять министра обороны в канун выборов? Между тем, стало известно, что, несмотря на увольнение, Уильямсон собирается вскоре выступить в Палате общин с разъяснениями по поводу происшедшего.
Не думаю, что от этого выступления следует ожидать чего-то сверхинтересного. Но не надо забывать, что страна переживает серьезный политический кризис, вызванный «Брекзитом». В такой наэлектризованной ситуации возможны любые неожиданности. Во всяком случае, премьер-министру, вероятно, стоит приготовиться к битве не только с Гэвином Уильямсоном, но и со многими депутатами как из своей, так и из оппозиционных партий.
Как тут не вспомнить скандал с отставкой Маргарет Тэтчер, начало которого было положено увольнением министра иностранных дел Джеффри Хау и его выступлением в Палате общин. В тот день лорд Джеффри произнес очень точно акцентированную речь, поставив в вину госпоже Тэтчер весьма существенные ошибки в стиле управления страной и правительством.
Правящая партия Великобритании потеряла около полутора тысяч депутатских мандатов на выборах в органы местного самоуправления. Это худший результат за четверть века. Для сравнения, лейбористы, являющиеся главной оппозиционной партией, тоже потеряли, но всего 80 мандатов.
Еще была подсчитана только половина голосов, но премьер-министр Тереза Мэй уже признала — для партии наступили «тяжелые времена». Таких результатов тори не получали с 1995 года, отмечают британские СМИ.
Вместе с тем английские эксперты отмечают успех либеральных демократов, которые желают сохранить королевство в ЕС, и небольших партий. Они считают, что избиратели устали от разногласий политиков и подвешенной ситуации с «Брекзитом».
Если рассматривать эти выборы как масштабный опрос населения королевства перед возможным вторым референдумом, то невозможно избавиться от назойливой мысли, что новый плебисцит по этому болезненному для Британии вопросу может если не навсегда, то, во всяком случае, очень надолго закрыть для населения «острова туманов» тему освобождения от «гнета Европы».