Хокусай: «Если хочешь нарисовать птицу, стань птицей»

Хокусай: «Если хочешь нарисовать птицу, стань птицей»

В Британском музее открылась выставка «Хокусай: Великая иллюстрированная книга всего». В экспозиции – сто три рисунка японского мастера, предназначавшихся для грандиозной энциклопедии. Книга так никогда и не была напечатана, а рисунки более семидесяти лет считались утерянными, пока не всплыли на парижском аукционе 2019 года…

Британскому музею удалось приобрести эту вновь найденную коллекцию за £270 тыс., и теперь окрыленные кураторы спешат разделить радость с нами: впервые в Великобритании вы можете увидеть малоизвестные рисунки одного из самых знаменитых живописцев, ксилографов и каллиграфов эпохи Эдо – Кацусики Хокусая (1760–1849).

Почему малоизвестные? Парадоксально, но если бы «Великую иллюстрированную книгу всего» в XIX веке все-таки опубликовали, то оригинальные рисунки Хокусая не дошли бы до наших дней. Все дело в особенностях процесса ксилографии, к которому в то время прибегали в Японии при печати книг: сначала создавался подготовительный рисунок для гравюры, а затем его переносили на тщательно отполированный деревянный блок. Лист с рисунком лицевой стороной приклеивался на доску из вишневого, грушевого или тутового дерева и при помощи резцов и ножей прорезался на доску. Понятно, что при таком методе сам рисунок на бумаге в процессе работы погибал.

«Йо Ди (Гитеки) велит людям использовать рисовый сок для приготовления вина», 1829 The Trustees of the British Museum

Оставшиеся целыми и невредимыми оригинальные рисунки Хокусая к «Великой книге» свидетельствуют о том, что ее не стали печатать. О причинах остается только гадать: то ли издатель отказался от проекта, то ли художник не смог найти достойных, по его мнению, резчиков, которым смог бы доверить работу. Рисунки аккуратно упаковали в коробку из дерева павловнии, и какое-то время спустя их приобрел Анри Вевер – французский ювелир стиля ар-нуво, историк искусства и страстный японист, один из основателей парижского общества «Друзья японского искусства». В последний раз об этих работах Хокусая упоминалось в 1948 году в связи с продажей на аукционе в Париже, а затем они исчезли из поля зрения, скорее всего, осев в частных коллекциях или у дилеров. И лишь в XXI веке – по прошествии ста семидесяти лет! – у нас появилась возможность увидеть оригиналы рисунков мастера в Британском музее. Как говорят, не было бы счастья, да несчастье помогло.

Известным сегодня всему миру именем японский художник стал называть себя лишь в пятидесятилетнем возрасте, сменив за свою жизнь в общей сложности до тридцати имен. На его родине это не было чем-то исключительным – по существующей в те годы традиции, художник, достигший нового уровня мастерства, брал себе новое имя.

«Фумей Чоуджа и девятихвостая лисица», 1829 The Trustees of the British Museum

Хокусай начал свой путь в искусство в раннем возрасте: Токитаро Кавамура (так его звали в те годы) был одним из младших сыновей в многодетной бедной семье, и родители решили отдать его в качестве приемного сына в зажиточную семью ремесленника Накадзимы Исэ. Накадзима жил в городе Эдо (ныне Токио), занимался изготовлением зеркал и зарабатывал вполне достаточно, чтобы обеспечить свое семейство. Зеркала в те времена нередко декорировали по краям рисунками, и шестилетний Кавамуро пристрастился к рисованию. В возрасте десяти лет он поступил в книжную лавку разносчиком и, проработав там три года, обучился китайскому языку, чтению и каллиграфии, так что мог в оригинале читать китайскую классику и поэзию. Любовь к рисованию все равно одержала верх, и в 1774 году паренек поступил подмастерьем в мастерскую резчика по дереву.

«Индия, Китай, Корея», 1829 The Trustees of the British Museum

Столица переживала бум книгопечатания и ксилографии, в городе насчитывалось около тысячи резчиков – это была очень востребованная профессия. Правда, к высоким искусствам – живописи на свитках и ширмах – ксилографию не относили: из-за массового производства квалифицировали ее как ремесло. Это отражалось и на ценах: одна гравюра стоила столько же, сколько порция лапши, – 20 мон. И это несмотря на трудоемкость производства: к примеру, для изготовления цветной гравюры требовалось вырезать восемь отдельных досок – по одной для каждого цвета.

В следующей мастерской – студии Кацукавы Сюнсе – молодой художник с успехом освоил искусство портрета, создавая гравюры с изображениями актеров театра кабуки и гейш. Учитель даже позволял талантливому ученику подписывать свои работы псевдонимом Сюнро, образованным от имен самого Сюнсе.

В конце 1780-х годов Хокусай начал отходить от жанра портрета, двигаясь в сторону пейзажа и изображения сцен повседневной городской и сельской жизни простого люда – тем, характерных для жанра укие-э. Затем он увлекся исследованием европейской традиции, изучая опыт линейной перспективы и тонального моделирования объемов, которые черпал из голландских и французских гравюр на меди.

«Даосский мастер Чжоу Шэн поднимается по облачной лестнице на Луну», 1829 The Trustees of the British Museum

Художник не любил сидеть на месте: если верить литературным источникам, за свои восемьдесят лет он девяносто три раза сменил место жительства, и происходило это по одной простой причине – Хокусай всей душой ненавидел уборку и, когда забивал очередной дом хламом под завязку, переезжал на новое место.

Говорят, что каждое утро мастер рисовал на листе бумаги дракона на удачу и выбрасывал рисунок в окно. Интересно, что в начале XIX века Хокусай неоднократно принимал участие в конкурсах по рисованию. Так, в 1804 году в ходе соревнования художник вместе со своими учениками изобразил в храме города Нагоя гигантский портрет великого буддийского монаха Дарумы площадью 200 квадратных метров, пользуясь для рисования метлой и ведром чернил. Участвуя в другом состязании, Хокусай создал огромный пейзаж с птицами и цветами. При этом в процессе работы он неожиданно достал из корзины одного из присутствующих зрителей курицу, обмакнул ее лапы в красную краску и заставил пробежаться по своему рисунку. Изумленным зрителям художник объявил, что следы курицы – не что иное, как кленовые листья, плывущие по реке Татсу. На первый взгляд, подобные действия не наполнены здравым смыслом, но они вполне соответствуют дзен-буддистской практике, в которой озарение и новый взгляд на мир и самого себя лежат за границами логики и общепринятых ритуалов.

«Фумей Чоуджа и девятихвостая лисица», 1829 The Trustees of the British Museum

В пятьдесят лет художник перенес удар молнии, но, к счастью, выжил. Это стало переломным моментом в судьбе Хокусая, заставившим его переосмыслить жизнь. Тогда же был опубликован один из его многочисленных сборников – учебных руководств по искусству, и в его творчестве начался период манги («случайных рисунков»). Начиная с 1814 года мастер регулярно выпускал эти мгновенно завоевавшие популярность сборники: при жизни художника было напечатано двенадцать книг, еще три – после его смерти. Каждый сборник посвящался определенной теме – тысячи рисунков животных, птиц, растений, деревьев, цветов, религиозных деятелей и обычных людей, созданных нередко в ироническом ключе. Стиль манга и сегодня вдохновляет создателей комиксов, мультфильмов и рекламы, став неотъемлемым атрибутом современной массовой культуры.

«Индия, река зыбучих песков», 1829 The Trustees of the British Museum

Представленные на выставке в Британском музее рисунки Хокусая к «Великой иллюстрированной книге всего» датируются 1820–1840 годами и по своим размерам не превышают формат открытки. Зато по размаху и разнообразию тем это энциклопедия: здесь и развитие цивилизации в Китае и Японии, и истоки буддизма в Индии, и мотивы, связанные с Юго-Восточной и Центральной Азией, и мир природы, растения, животные, звери, птицы, рыбы, диковинные и мифические существа, и литературные и мифологические герои, и исторические персонажи. Замысел впечатляет, особенно в контексте истории Японии, отрезанной от мира на два с лишним столетия: в период правления сегунов Токугава (1639–1859 годы) японцы не только были лишены права выезжать за границу, но и по своей родной стране могли передвигаться лишь при наличии специального разрешения.

Хокусай стремился, чтобы его рисунки несли более глубокий смысл, чем простые иллюстрации, зашифровывая его и предлагая зрителям погрузиться в исследование, поиск возможных ответов или путей к ним. Выполненные кистью и пером рисунки по характеру линий близки к иероглифам; каждый снабжен кандзи (китайскими иероглифами, используемыми в японской каллиграфии), дающими точное описание его содержания.

«Вирудхаке (Рури), убитый молнией», 1829 The Trustees of the British Museum

В начале 1830-х годов Хокусай создал серию, которая в будущем прославит его на весь мир. Названный «Тридцать шесть видов Фудзи» цикл цветных гравюр на самом деле состоит из сорока шести ксилографий – последние десять художник вырезал позднее. Знаменитая «Большая волна в Канагаве», ставшая иконой японского искусства, также вышла в этой серии (представлена на выставке). Это было время расцвета стиля укие-э – «картин переменчивого мира», в котором обычные городские улицы или сельские просторы, водопады и моря, путешественники и рабочий люд, ремесленники, фермеры и все незаметные и незначительные, на первый взгляд, события органично вписываются в единую ткань бытия. И в этом – сила и очарование укие-э.

Несмотря на большой успех и известность «Тридцати шести видов Фудзи», в период работы над серией личная жизнь Хокусая складывается трагично: перешагнувший семидесятилетний рубеж мастер перенес инсульт, во второй раз овдовел и обеднел – из-за выплаты бесконечных карточных долгов внука, за которого он поручился, художника преследовали кредиторы…

«Речные птицы», 1829 The Trustees of the British Museum

Старик, одержимый живописью (как называл себя Хокусай в последние годы жизни), весьма критично относился к собственному творчеству. Писал: несмотря на то что создал большое количество картин, до семидесяти лет не сделал ничего значительного. «В семьдесят три года я отчасти постиг суть предмета изображения строения животных, птиц и насекомых, рыб, растений и деревьев. Надеюсь, что к восьмидесяти шести достигну дальнейшего прогресса, в девяносто – проникну в тайный смысл вещей. В сто лет мне, возможно, удастся приблизиться к высотам божественного мастерства. В сто десять каждая моя точка и каждая линия будут жить своей жизнью».  Лежа на смертном одре, Кацусики Хокусай произнес: «Если бы только небеса дали мне еще десять лет… Еще пять лет… Тогда бы я смог стать настоящим художником».

Если бы только этот мастер «картин переменчивого мира» мог предвидеть, какое глубокое влияние его творения и произведения других художников, работавших в жанре укие-э, окажут на мировое искусство! Как вдохновят они художников Европы, с изумлением открывшей для себя во второй половине XIX века неизведанный из-за долгой изоляции Японии пласт культуры и искусства! Импрессионист Эдгар Дега утверждал: «Хокусай – не просто один из художников в текущем изменчивом мире. Он – остров, континент, целый мир в себе». Под впечатлением от «Большой волны» француз Густав Курбе напишет серию из шестидесяти этюдов морских волн; голландец Винсент ван Гог в восторге скупит в магазине «Ар-нуво» четыреста цветных японских гравюр; главный маэстро венского сецессиона Густав Климт и французский живописец Клод Моне развесят в своих студиях ксилографии Хокусая. Даже знаменитый мостик в саду Моне в Живерни – место паломничества поклонников импрессионизма со всего мира – подражает своими формами мостам на гравюрах японского мастера.

Коробка из дерева павловнии, в которой более полутора лет хранились рисунки Хокусая, 1820s–1840 гг. The Trustees of the British Museum

В конце жизни Хокусай написал хайку: «Легко ступаю летними полями, хотя я призрак».

По древнему японскому поверью, взошедший на вершину Фудзиямы становился бессмертным. Художник обрел бессмертие, поднявшись благодаря своим гравюрам на гору Фудзи.

Hokusai: The Great Picture Book of Everything
30 сентября 2021 года – 30 января 2022 года
British Museum
Great Russell St, London WC1B 3DG
www.britishmuseum.org

 

Подготовил Юлий Гудец

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.