Альтернативность в скобках
18/01/2021 10:24

Альтернативность в скобках

читать

Вышел первый номер литературного журнала «Скобы»

Последние несколько лет мир переживает бум литературных журналов: каждые несколько месяцев на свет появляется очередное онлайновое или даже бумажное издание, обещающее непременно стать лидером в своей области. На фоне всеобщего интереса оживились и старые толстые литературные журналы, которые обзавелись молодыми редакторами и аккаунтами в социальных сетях (а рукописи они принимают по электронной почте).

Одним из новичков стал журнал «Скобы» (аллюзия на «скрепы»?), первый номер которого прислали мне на рецензию. В первую очередь хотелось бы отметить, что журналу не помешал бы заботливый взгляд профессионала, и дело не только в пропущенных запятых — к примеру, один из рассказов напечатали дважды.

Вопросы вызывает также и составление сборника. Не совсем понятно, почему в эту маленькую антологию в журнальном формате вошли по несколько рассказов одних и тех же авторов: три рассказа писателя Оганеса Мартиросяна, по два — Тихона Норвегова и Олега Разумовского. Здесь не помешало бы предисловие редакции, из которого можно было бы узнать о теме номера и о том, чем руководствовались составители. По каким критериям подбиралась проза? Или несколько рассказов одного и того же автора попали в номер из-за недостатка материала? Невнятное пояснение можно найти на веб-сайте журнала: «Хотим объединить авторов в формате минимального вмешательства со стороны посредника-издателя»

Теперь о содержании. Роль приглашенной звезды в «Скобах» исполняет Алекс Керви, более известный российскому читателю как переводчик и создатель книжной серии «Альтернатива» (помните эти оранжевые обложки, когда-то служившие почти тайным кодом для «своих»?). Керви по-прежнему занимается просвещением публики, в подробностях объясняя контркультурные имена и артефакты, и ностальгически вызывает в памяти старый добрый стиль студенческих попоек в МГУ.

Вторая звезда номера, Олег Разумовский, для разнообразия выполняет роль писателя-деревенщика, но держит внимание зрелым литературным стилем и живым, каким-то даже скрупулезно-энтомологическим интересом к своим героям. Оганес Мартиросян экспериментирует с формой: в одном из рассказов прилежно завершает каждый абзац парадоксальной метафорой, а другой и вовсе составляет из одного предложения длиной в несколько страниц. Разумеется, почти в каждом рассказе присутствует ненормативная лексика и описания сексуальных практик — это уже воспринимается как необходимый ингредиент любой современной прозы. 

В целом же после прочтения остается ощущение, что проблема альтернативной литературы сегодня — в первую очередь в необходимости объяснять, в чем состоят ее альтернативность, иная точка зрения, другие ценности. В нашем мире, где подавляющая часть повседневного чтения приходится на социальные сети, крайне размыты критерии не только принадлежности к тому или иному литературному направлению, но и самого литературного произведения — перекормленного онлайном читателя короткой прозы сегодня редко можно удивить неожиданностью темы или экспериментами с формой, он уже готов ко всему. А значит, старые рецепты альтернативности больше не годятся, нужна новая парадигма, новые тематические пласты, новая неконвенциональность. Необходимость переосмысления жанра и осознание этого непреходящего вызова — это хорошо. Это дает надежду на то, что нас, читателей, ждет встреча с чем-то освежающе новым.

Хочется надеяться, что журналу удастся нарастить базу авторов (почтовые ящики редакции открыты желающим — авторы прозы могут прислать свои произведения на адрес skobylit@gmail.com), создать литературную среду и выпестовать новое поколение «альтернативщиков» или даже пару гениев. Я желаю «Скобам» долгой и успешной жизни!

 Вера Щербина

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024