Почему британские лейбористы вернулись к свойственному им когда-то антисемитизму?
Гранд сменил тему
Еще недавно считалось, что неисповедимы только пути господни. Но теперь эту монополию отобрала у Бога одна из сфер человеческой деятельности. А именно — политика. Сегодня пути ее виляют в разные стороны как собачьи хвосты, повергая в унынье, а иногда и доводя до сердечных приступов не только самих участников политических процессов, но и опытных ветеранов, которые не могут себе даже представить, какие невероятные кульбиты способны совершать политические партии, еще вчера отличавшиеся солидным поведением.
Эту тему подсказал мне один из недавних грандов Лейбористской партии, с которым мы беседовали в перерыве интересной политической дискуссии в одном из популярных лондонских клубов. Этот опытный «оператор» (так нынче нередко называют людей, способных без особого труда переключаться с одного назначения на другое, успешно руководить крупными коллективами и при этом четко выполнять требования политического руководства) рассказал, как недавно обедал с экс-премьером Тони Блэром.
«Спросил его, допускал ли он, будучи премьером, что вскоре после того, как он покинет Даунинг-стрит, „новый лейборизм“ будет похоронен, а партию возглавит такой человек, как Джереми Корбин? Тони вдруг страшно побледнел, потом открыл было рот, чтобы что-то сказать, но после некоторой паузы лишь отрицательно замотал головой. Я работал с ним многие годы, наблюдал его в самых разных ситуациях, иногда очень трудных. Знаю, что он крепкий парень, умеющий держать удар. Задавая вопрос, думал, он как-нибудь отшутится, а его чуть удар не хватил».
«А вы сами ожидали, что в 2018-м лейбористов будут называть „партией антисемитов?“, — спросил я „оператора“. „Нет“, — резко отрезал он и сменил тему.
В День смеха на Пасху
На Пасху, которая в этом году пришлась на День смеха, британская пресса сообщила, что глава лейбористов «временно закрыл свою страничку в „Фейсбуке“. По мнению The Daily Telegraph, это было сделано с целью скрыть симпатии лидера партии к его антисемитски настроенным „френдам“.
Депутат парламента от Лейбористской партии Луиз Эллман призвала Корбина «придать гласности имена всех своих сомнительных друзей в социальных сетях». По словам депутата, «ассоциация с антисемитами возмутительна». Эти связи давно вызывают у людей вопросы, пора дать на них четкие ответы», — подчеркнула миссис Эллман. Она считает, что Лейбористская партия обязана очистить свою репутацию и восстановить доверие избирателей.
Действия лидера осудили и сразу три лорда-лейбориста: лорд Леви, лорд Уинстон и лорд Бланкетт. Они обвинили Джереми Корбина в том, что он «потакает свойственному партии в прошлом антисемитизму».
Один из крупнейших частных доноров лейбористов сэр Дэвид Гэррард покинул партию, заявив, что не чувствует больше «ни причастности к партии, ни связи с ней». В четверг на прошлой неделе вынуждена была уйти в отставку с поста председателя дисциплинарной комиссии Лейбористской партии верная сторонница Корбина Кристин Шоукрофт. Накануне она заявила, что «обвинения в антисемитизме политически мотивированы и являются попыткой дискредитировать лидера партии». Новый председатель комиссии Эдди Иззард заявил, что партии необходимо восстановить доверительные отношения с еврейской общиной Британии.
Сам мистер Корбин является членом пяти фейсбучных групп, которые размещают в сети антисемитские комментарии. Один из таких комментариев содержит нападки на баронов Ротшильдов — еврейскую семью, которой антисемиты приписывают якобы важную роль в контроле за мировыми финансовыми потоками.
Что могут почерпнуть современные британские юноши и девушки, с восторгом воспринимающие левацкие речи некоторых нынешних лидеров Лейбористской партии? Будут ли они способны отличить юдофобские пассажи от справедливой борьбы за права трудящихся?
Витамин для антисемита от Джорджа Оруэлла
В 1945 году Джордж Оруэлл написал пространную статью под названием «Антисемитизм в Британии». Это страстный и честный текст в оруэлловском стиле. Своего рода прививка от болезни «антисемитизм» для соотечественников. Вот выдержки из нее.
«Антисемитизм — лишь одно из проявлений национализма, и не всякий несет в себе болезнь в этой конкретной форме. Еврей, например, вряд ли будет антисемитом. С другой стороны, многие приверженцы сионизма среди евреев ведут себя иногда как антисемиты, вывернутые наизнанку.
Нечто неуловимое, какой-то психологический витамин отсутствует в современной цивилизации, и в результате этого мы все подвержены безумию — вере в то, что целые расы или нации таинственным образом могут быть плохими или хорошими.
Антисемитизм сейчас на подъеме, он невероятно усилился в результате войны, и даже люди, считающие себя гуманитариями либерального склада, не обладают иммунитетом против этой болезни. Антисемитизм в нашем обществе не принимает диких форм (англичане, как правило, — люди мягкие и законопослушные), тем не менее природа этого явления достаточно мерзка, и при определенных обстоятельствах может привести к печальным политическим последствиям.
Война (Вторая мировая) способствовала росту антисемитизма, и в глазах многих простых людей даже послужила оправданием этого чувства. Во время войны распространились слухи о том, что евреи ведут себя в высшей мере подло и трусливо во время воздушных тревог, в особенности это внедрилось в общественное сознание после бомбежек 1940 года.
Показателен несчастный случай, происшедший в 1942 году, когда толпа, напуганная взорвавшейся поблизости бомбой, бросилась в ближайшую станцию метро, и в последовавшей свалке более ста человек были затоптаны насмерть. В тот же день по Лондону был пущен слух о том, что в этой свалке «виноваты евреи». Ясно, что если человек согласен верить в подобную чушь, то пытаться убедить его с помощью аргументов — пустое дело. Единственно полезный подход к данному феномену заключается в том, чтобы понять, почему люди согласны заглатывать подобный абсурд, когда дело касается именно евреев, в то же время оставаясь вполне нормальными во всех других отношениях.
Все признают, что антисемитизм прогрессирует, и в то же время все отказываются признать, что сами разделяют эту ненависть. Среди образованных людей антисемитизм считается непростительным грехом, но — отличающимся от всех других видов расовых предрассудков. Люди согласны пускаться в длиннейшие объяснения для того, чтобы продемонстрировать, что они не антисемиты.
Отношение со стороны рабочего класса к евреям было ничуть не лучше. Еврей, выросший в Уайтчепеле (Whitechapel), считал нормой, что он подвергнется оскорблениям, или по меньшей мере будет высмеян, если посмеет появиться в рабочих кварталах, населенных христианами. «Еврейские хохмы», звучавшие с эстрады и напечатанные в газетенках, почти всегда носили злобный характер.
И в литературных кругах были приняты открыто издевательские пассажи, которые в писаниях Беллока, Честертона и их последователей достигли почти того же безобразного уровня, который существовал на европейском континенте. Я могу привести в пример отрывки из Шекспира, Смоллетта, Теккерея, Бернарда Шоу, Уэллса, Т. С. Элиота, Олдоса Хаксли и многих других — пассажи, которые сегодня всякий распознает как антисемитские. Без того, чтобы проводить детальное исследование, я могу с уверенностью назвать только двух английских авторов, которые до эпохи гитлеровского Рейха действительно постарались заступиться за евреев — Чарльз Диккенс и Чарльз Рэйд».