Арт-гид Татьяна Власюк: «Нужно просто ходить по музеям»
25/04/2018 14:25

Арт-гид Татьяна Власюк: «Нужно просто ходить по музеям»

арт
культура
Татьяна Власюк

Многие читатели «Англии» знают о проекте Татьяны Власюк «Арт-прогулки по Лондону» со страниц нашей газеты, где она пишет о самых интересных арт-событиях британской столицы. Авторские экскурсии по музеям и галереям на русском языке Татьяна проводит уже три с половиной года. Как сложился этот уникальный проект, можно ли научиться любить современное искусство и как без смущения погрузиться в этот мир тем, кто пока не научился отличать Мане от Моне, она расскажет в этом интервью.

— Как вы приняли решение уехать в Великобританию?

— Во мне всегда жила такая тайная мечта — быть свободной, жить где-нибудь в Европе, лучше в Лондоне, в окружении единомышленников, работать в сфере искусства на себя. Это выглядело фантастикой в то время, когда я жила в Москве. Все, что я делала тогда, казалось для меня очень важным. И вот четыре года назад, обнаружив, что мои дети выросли, а брак развалился, я решила, что это отличный момент, чтобы исполнить забытую мечту. Я собрала чемодан и приехала в Лондон учиться. Кстати, учеба — это мой проверенный способ выхода из жизненных тупиков. Так я встречаю новых людей и открываю новые горизонты. Первое, что я сделала в Лондоне, — поступила и закончила магистратуру по арт-бизнесу при Институте искусств Сотбис.

— Почему вы выбрали именно эту специальность?

— Когда-то я была девочкой-отличницей из семьи инженеров. Не приходя в сознание, обнаружила себя сразу после школы студенткой Московского авиационного института. И очень быстро поняла, что меня занесло не туда. И с этого момента начался мой долгий поиск своего призвания. В 18 лет я еще боялась все резко изменить. Вместо этого погрузилась в студенческую жизнь, стала частью креативной тусовки и вышла замуж. Потом был МВА со специализацией в маркетинге, Институт фондового рынка и работа в качестве управляющего инвестиционными портфелями. После кризиса 2008 года, который показал мне все несовершенство российских институтов в этой сфере, я решила обратиться к искусству. Изначально я хотела изучить его как инвестиционный инструмент. Так я оказалась на факультете истории искусств Российского гуманитарного института. Мысли об инвестициях быстро отошли на второй план, я погрузилась в мир истории, философии и эстетики и поняла, что больше всего меня интересует именно человек: его уязвимость и несовершенство и, одновременно, величие и гениальность, ведь искусство отражает эти контрасты как ничто другое.

— Расскажите о проекте «Арт-прогулки».

— Моя идея была организовать авторские экскурсии по постоянным экспозициям всех значимых лондонских музеев. Платные выставки у всех на слуху благодаря массированной рекламе, но вы даже не представляете, сколько шедевров находится в лондонских музеях в открытом доступе! Я беру отдельный период или направление в истории искусства, и мы вдумчиво проходим от работы к работе и говорим о художниках, об их жизненных конфликтах, периоде в истории, когда они творили… Я стараюсь воссоздать перед моими слушателями целый мир, уходя от набора фактов и дат, которые сегодня каждый и так может узнать, открыв Википедию. С недавнего времени я стала делать экскурсии также по выставкам и сотрудничать с другими лондонскими искусствоведами.

— Чем различаются британский и российский подходы, если речь идет об арт-экскурсиях? В чем уникальность вашего авторского стиля?

— Я не думаю, что существуют какие-то национальные подходы к экскурсиям. Это скорее зависит от конкретного искусствоведа, его умения и желания делиться знаниями и мыслями. Что касается меня, то я просто очень люблю моих клиентов. Если человек при таком богатстве вариантов, куда пойти в Лондоне, готов потратить время и деньги на то, чтобы послушать меня, для меня он становится личным гостем и единомышленником. Я открыта к дополнительным вопросам, всегда предлагаю посидеть в кафе после экскурсии, продолжить разговор. С одной стороны, мои экскурсии — серьезные, искусствоведческие. И в то же время я надеюсь, что они становятся хорошим поводом завязать знакомства, просто побыть в особенной атмосфере в окружении приятных людей.

— Современное искусство не всегда понятно неискушенной публике. Как вы справляетесь со скепсисом ценителей реализма а-ля «Утро в сосновом лесу»?

— Таких клиентов довольно много, и я с пониманием к этому отношусь. Ведь подвох скрыт в самом русском слове «искусство». Наше ухо его ассоциирует с чем-то искусным, единичным, красивым. Значение слова «art» намного шире — это в первую очередь творчество и все, что с этим связано. В XXI веке именно это выходит на первый план, ведь современные технологии теперь могут создавать объекты более технически безупречные, качественные и функциональные, чем художник или скульптор. А процесс творчества невозможно автоматизировать: именно он делает нас Homo Sapiens, даже, если хотите, становится нашей видовой целью. Современное искусство может вызывать сильные эмоции, в том числе и отрицательные, в этом и состоит его задача. Оно не дает вашему сознанию скатиться в узкий коридор привычных образов и представлений.

— Что бы вы посоветовали человеку, который совсем не разбирается в искусстве, но мечтает прикоснуться к нему?

— Я бы посоветовала просто посещать музеи и галереи, выбирая для начала тот период в искусстве, который ближе и понятнее. В Лондоне вход во все музеи бесплатный. Проходя мимо, зайдите в музей, пройдите два-три зала и отправляйтесь дальше по своим делам. Больше и не надо, вы получите сильное визуальное воздействие, и вам понадобится время, чтобы новые образы улеглись в голове. Полезно прийти с гидом, который сможет объяснить непонятные вещи, но важнее просто ходить и смотреть. Есть такой даже термин — «насмотренность». Чем больше вы видели, тем проще ложатся новые образы…

— А что дает искусство именно вам?

— Для меня это прежде всего путь познания мира и самой себя. Лондонский арт-мир — это космос. Я постоянно открываю для себя новые грани в искусстве самовыражения художника, новые стили и имена. И несказанно рада, что это интересно еще кому-то, кроме меня. Мы все выходцы из своего рода культурной резервации. Россия сознательно не раз оказывалась в изоляции от окружающего мира. Однако мы сделали другой выбор, уехав. Мы осознанно оказались один на один с огромным, очень сложным и непредсказуемым миром, в сообществе людей, которые веками принимают и пытаются упорядочить этот хаос. Что-то у них получается, что-то нет. Но у меня вызывает невероятное восхищение то богатство идей, смыслов, мироощущений, которые уживаются здесь.

Узнать о проекте подробнее: www.artwalk.london, facebook.com/artwalklondon, instagram.com/artwalk.london.

Беседовала Ксения Дьякова-Тиноку

Фото Eva Photolike

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024