24 октября в Лондоне, в пабе The Warwick, в рамках мероприятий «Русского политического клуба» состоялась встреча с Артемием Троицким, на которой он презентовал новую книгу «Субкультура. Истории молодежи и сопротивления в России, 1815-2017». В последние годы Артемий часто приезжает в Великобританию, и его выступления на различных площадках сопровождаются неизменным интересом публики.
Мы встретились с известным музыкальным журналистом незадолго до мероприятия и поговорили о его новой книге, политике, музыке и рэп-батлах.
— Артемий Кивович, о чем ваша книга?
— Фактически это история российских молодежных движений, организаций и субкультур с начала XIX по конец XX века. От декабристов и денди — до гопников и хипстеров. В ней рассказывается о личностях и группах, ставших зачинщиками социальных и политических изменений, и в этом ключе — о различных аспектах русской психологии.
— Большинству вы известны как музыкальный критик и общественный деятель, и хотя это не первая ваша книга, она заметно отличается от предыдущих. Что именно побудило ее написать?
— Как часто бывает в моем случае, задумка исходила вообще не от меня. Я пассивный, беспечный человек, никогда ничего не планирую, никогда ничего на будущее не загадываю. И как часто бывает в жизни мужчины, какие-то важные решения в его жизни принимаются под влиянием женщины, даже необязательно близко знакомой. Я когда-то написал статью про декабристов для «Новой газеты». Потом кто-то мне предложил написать про денди. И я подумал — почему бы не сделать целый университетский лекционный курс о русских неформалах? Эта идея мне пришлась по душе, и я выступил с лекциями в американских университетах, в Хельсинки и Таллине, а затем приехал с ними в Лондон в Кингс-колледж. На мои лекции зачастила группа русских девушек. Им так все понравилось, что они предложили мне издать эту книгу в Великобритании. Если женщины просят, отказать невозможно.
— Книга опубликована на английском языке, а будет ли она издана в России на русском?
— У меня в России странный статус. Я вроде персона нон грата, но ничего страшного не происходит. Периодически езжу в Россию, выступаю с лекциями и на радио… А вот телевидение для меня закрыто. Сейчас я веду переговоры с издательствами: скорее всего, да, книга будет издана и на русском языке.
— В вашей книге описаны более 20 разнообразных молодежных течений различных эпох. Давайте остановимся на современных молодежных течениях последнего времени и сравним, к примеру, поколение восьмидесятых-девяностых годов и поколение сегодняшнего дня. Чем они отличаются?
— Я думаю, различий больше, чем сходства. Во-первых, потому что поколение девяностых и особенно восьмидесятых годов были коллективистки настроены. Нынешнее поколение «нулевых» — это, как правило, карьеристы-индивидуалисты. И хотя поколение «десятых» еще себя достаточно не проявило, на мой взгляд, оно интереснее, чем поколение «нулевых». Во всяком случае, более тупого поколения, чем «нулевое», я не припомню.
— А что же нынешнее поколение?
— Оно имеет свою фишку, которой и в помине не было в восьмидесятые годы, а в девяностые она только-только зарождалась. Я имею в виду все, что связано с компьютерами, гаджетами, социальными сетями. А я это не люблю и этого боюсь. Сам я почти не участвую в социальных сетях, компьютеры ненавижу. Я абсолютно чужой человек в цифровой цивилизации. Моя книга начинается с описания эпохи Петра I, который и был самым неформальным гражданином России. Потом я перехожу к течению денди, которое зародилось в Англии. Однако именно с денди начинается вся история русских неформалов. Юные русские денди сильно выделялись в толпе, провоцировали скандалы и производили сильное впечатление. Это было первое полноценное неформальное движение со всеми атрибутами, кроме музыки.
— Я не могу не спросить об одном персонаже вашей книги — о Петре Павленском, арестованном сейчас в Париже. 14 ноября в Лондоне открывается выставка в галерее Saatchi, посвященная русскому акционизму последних лет. В ней должен был принять участие Петр. Как вы относитесь к его акции в Париже?
— Поскольку я Павленского воспринимаю не как политика, а как художника, я эту акцию не одобряю. Просто потому, что это стопроцентный художественный самоповтор. Правда, одно дело — поджечь реальные «врата Ада», то есть здание на Лубянке в Москве, а другое дело — поджечь дверь французского сбербанка. Это не интересно, это вторично и в сравнении с тем, что он уже делал, понятно, что Франция Павленского не вдохновляет. Реальный акционизм возможен только на родной почве. Но, к сожалению, акционистов в России уже не осталось.
— Не могу не спросить о выдвижении в президенты Ксении Собчак. Не могли бы вы прокомментировать этот шаг?
— Ксению Собчак я немного знаю и очень хорошо ее себе представляю. Эта девочка очень амбициозная, авантюрная, энергичная и аморальная. У меня много было подобных подруг. Но по сравнению со всеми ними, кто в большинстве своем стал женами богатых людей или дорогими проститутками, у Ксении есть две фишки. Первая — это то, что она очень умная, вторая — ее происхождение. Именно благодаря этому Ксения Собчак — кандидат в президенты. С одной стороны, в эту историю я не верю, с другой — ничего не имею против. Она оживляет наш унылый октябрьско-мартовский пейзаж. С Ксенией Собчак чуточку теплее. Будет ли она независимым кандидатом? Однозначно: не будет.
— В конце нашей беседы давайте вернемся к тому, в чем вы себя чувствуете как рыба в воде. Я имею в виду музыку. Кого вы считаете самым лучшим представителем российского рока?
— Самым талантливым, на мой взгляд, был Александр Башлачев. Потому что он гений, но, увы, не так известен. Если брать прочие характеристики, включая популярность и влиятельность, тогда Цой, наверное.
— Сейчас стало очень модным одно из направлений рэпа — так называемые рэп-батлы. Как вы относитесь к этому явлению?
— Из отечественных рэперов мне нравилась группа «Мальчишник». Ребята по-русски пели порнопесенки, которые крутили на всех радиостанциях. Вот это была настоящая вспышка сексуальной революции на Руси, которая быстро закончилась. Был очень талантливый парень Дельфин, потом мне понравился Нойз MC. Мы с ним дружим, и я стараюсь ему помогать. Из талантливых ребят сегодня я выделю Оксимирона. Из самых «новых» — Фараон. Есть еще интересный музыкант Бранимир: такой полурэп, полу-Высоцкий.
Что же касается рэп-батлов как последнего веяния моды, то участникам нужно подучить матчасть. Сам принцип этих батлов сводится к тому, что каждый должен другого опустить. А если бы они разговаривали о политике, о культуре или на философские темы, обсуждали бы просмотренные фильмы или прочитанные книги, то было бы интереснее.
Беседовал Андрей Сидельников
Фото: Анастасия Ходорковская