В Музее Виктории и Альберта недавно открылась выставка работ Беатрикс Поттер — Beatrix Potter: Drawn to Nature, которая продлится до 8 января 2023 года. Рисунки собраны самые разные: от иллюстраций к сказкам до ботанических изображений. Есть просто люди, а есть люди-явления, и Беатрикс Поттер определенно из числа последних. Ее книги известны любому британцу с раннего детства, благодаря ее усилиям сохранился ландшафт нынешнего национального парка The Lake District, но дорога к славе заняла много времени.
Беатрикс Поттер родилась в 1866 году в Лондоне в семье состоятельного адвоката. Ее детство было очень благополучным: Поттеры жили в отличном особняке в Бромптоне и могли дать детям самое лучшее образование. Обычно девочек в таких домах ждали успешный брак с таким же обеспеченным молодым человеком, выбранным родителями, и жизнь светской дамы — хозяйки богатого дома, но с Беатрикс вышло иначе.
Начало, впрочем, было вполне традиционное: девочка получила домашнее образование с помощью лучших гувернанток. При этом она была почти лишена общения с людьми за пределами семьи, что было в ту пору обычным делом. Зато ее родители любили природу и приучили к этому своих детей: маленькая Беатрикс проводила часы в наблюдениях за мелкой живностью или насекомыми в саду, а потом стала рисовать их.
В итоге ее страстью стали ботаника и зоология, но более всего девушку заворожили почему-то грибы. Викторианская эпоха была богата на натуралистов, но женщины в ту пору еще не поступали массово в университеты, так что Беатрикс изучала микологию самостоятельно. Вскоре два ее увлечения — рисование и грибы — слились воедино: Беатрикс начала делать ботанические рисунки.
Сейчас это скорее забава, чем наука, но в эпоху отсутствия фотографии единственным способом точно передать внешний облик живых объектов было зарисовать их. Любую исследовательскую экспедицию в ту пору сопровождал рисовальщик — он заменял нынешних фотографов. От ботанических художников требовалось знать ботанику и делать изображения скрупулезно, без изменений и дополнений «от себя».
От рисунков Беатрикс перешла к углубленному изучению грибов и вскоре представила в Линнеевское общество доклад, посвященный герминации грибных спор. К тому времени она уже делала не только обычные рисунки, но и рисунки препаратов — срезов тканей, которые можно увидеть только через микроскоп, детально изучала их и в целом знала предмет лучше многих ученых. Но Поттер была женщиной, к тому же незамужней, поэтому не могла не только всерьез заниматься наукой, но и даже выступить в Линнеевском сообществе, самостоятельно читая собственный доклад, — за нее это сделал тогдашний директор Королевских ботанических садов Кью, с которым она вела совместную исследовательскую работу.
Ситуация в целом была необычной: женщины высших сословий в ту пору обычно не работали, занимаясь исключительно семьей и домом. И то, что девушка на выданье с хорошим приданым предпочитает не танцы и поиски мужа, а ползание по земле ради разглядывания грибов и исследование их под микроскопом, искренне печалило ее родителей. Настаивать они, правда, не стали, позволив дочери заниматься чем ей угодно.
У Беатрикс было еще одно увлечение: с раннего детства она обожала сказки. Лет с восьми она стала рисовать к ним иллюстрации, но не в классическом варианте, а делая героями сказочных историй различных мелких животных. В доме всегда было много живности — детям разрешали держать домашних питомцев. Поэтому у маленькой Беатрикс обитала целая колония любимцев: мыши, кролики, ежики, морские свинки и прочая мелочь. В первых иллюстрациях героями известных сказок вроде «Золушки» или «Спящей красавицы» выступали ее домашние зверушки, и это навсегда составило личный стиль рисунков Беатрикс Поттер.
Став взрослой и занявшись наукой, Беатрикс не забросила детское увлечение. Ее брат предложил попробовать зарабатывать на этом и издал несколько рисунков сестры в виде рождественских открыток. Раскупали их хорошо — трогательные зверюшки понравились публике. Следом заинтересовались и издатели, и за следующий год у Беатрикс купили для публикации несколько серий иллюстраций — все как на подбор к детским книгам. Успех искренне обрадовал девушку, и она стала задумываться о переходе из ботанических иллюстраторов в книжные.
Всю жизнь Беатрикс переписывалась со своей прежней гувернанткой, которая к тому времени вышла замуж и обзавелась детьми. Когда малыши подросли, Беатрикс стала делать в каждом письме отдельные приписки для них, дополняя рисунками, подходящими для малышей. Однажды старший мальчик серьезно заболел, и она, в надежде порадовать ребенка, написала и нарисовала длинную сказку про четырех веселых кроликов.
Вместе с ребенком порадовалась и его мама, она же посоветовала издать историю, однако энтузиазма эта идея поначалу у автора не вызвала. Но через несколько лет Беатрикс переработала сказку о кроликах, дополнила полноформатными цветными иллюстрациями (в письмах были только черно-белые скетчи) и предложила рукопись нескольким издательствам. Поначалу ее не хотели печатать, но потом книжку все же купило издательство Frederick Warne & Co, и это озолотило его.
Книга о кролике Питере и его друзьях вышла в 1902 году, она получилась «для самых маленьких» и была украшена чудесными цветными картинками. Раскупили ее мгновенно, а автор на следующее утро, что называется, проснулась знаменитой. Ничего странного в этом нет: на фоне традиционно назидательной викторианской детской литературы эти смешные, добрые, теплые сказки ощущались как глоток свежего воздуха. Вместо обычного для детских книг тех лет морализаторства детей предлагалось учить правильному исподволь, не на поучениях, а на примерах из жизни обаятельных зверушек.
Звери — отдельное достоинство книг. Они тут все как один получились такие трогательные, живые и добросердечные, что для малышей подходили как нельзя лучше.
После успеха первой книги Беатрикс принялась издавать по две-три книжки в год, всего написав двадцать три истории. Все они предназначались для маленьких детей и дополнялись рисунками автора. Издавали их охотно: владелец издательства верил в талант писательницы и изо всех сил поддерживал ее на этом пути, а в 1905 году они и вовсе заключили помолвку. Свадьба, правда, не состоялась: поначалу были против родители невесты, которых не устраивало происхождение жениха (он был из торгового сословия), а потом он тяжело заболел и неожиданно, буквально через несколько дней, умер.
Тут Беатрикс (на тот момент почти сорокалетняя) решила, что с нее хватит жизни с родителями, и на средства от издания книг купила маленькую ферму в крошечной деревушке на просторах Озерного края (The Lake District). Постоянно поначалу не жила — поселиться одной, даже в собственном доме, считалось в ту пору приличным только для очень пожилых женщин, — но приезжала при каждой возможности. Ферма была действующей, и Беатрикс наняла управляющего для ведения сельского хозяйства, а для официальных дел привлекла местного юриста по имени Уильям Хилис. Уильям много и активно помогал художнице, они легко пришли к взаимопониманию и через несколько лет дозрели до брачного предложения. В этот раз Беатрикс уже обошлась без родительского благословения (мама с папой, как водится, снова были недовольны выбором дочки) и, проигнорировав претензии родителей, вступила со своим избранником в брак, после чего немедленно переехала с ним на свою ферму на постоянное жительство. В счастливом супружестве они прожили почти тридцать лет.
Переехав в деревню, Беатрикс продолжила писать книги и вспомнила свое прежнее увлечение биологией. Начала она с дополнения теории практикой и какое-то время училась у своего управляющего вести сельское хозяйство. Столичная дама не только освоила все виды работ на ферме, но и сама управляла ею. Также Беатрикс разводила овец, сильно улучшив их качества. Ее заинтересовала местная порода тонкорунных овец, и за несколько лет она создала стадо в несколько тысяч голов, став самым крупным заводчиком в графстве. При этом часто рисовала иллюстрации к новым книгам с натуры, выйдя с этюдником куда-нибудь на задворки своей фермы.
Беатрикс хотелось уберечь красоту земли во всех ее проявлениях, и она изо всех сил старалась сохранить то, что могла: нетронутые индустрией ландшафты, уникальные природные красоты, а также традиционные ремесла и некоторые особенности исторического уклада жизни. Поддержку она нашла в группе энтузиастов, члены которой позже создали организацию, которую мы знаем как The National Trust. Фонд поначалу был без денег, работал чуть ли не на голом энтузиазме, и Беатрикс частенько приходила ему на помощь, выкупая исторические постройки и участки земли, которые оказались под угрозой исчезновения. Предполагалось, что Национальный фонд их со временем выкупит, но большая часть так и осталась неоплаченной.
Беатрикс по этому поводу не печалилась — и потому, что была к тому времени очень состоятельной женщиной, и потому, что ее радовала возможность сохранить природу для последующих поколений. Поэтому фонд она поддерживала многие годы, а несколько лет фактически управляла его хозяйством — ландшафтными участками, старыми домами, заброшенными средневековыми садами, развалившимися церквями и массой прочего разнородного добра. Делала она это, разумеется, без оплаты.
Почти все свое имущество бездетная Беатрикс завещала все тому же Национальному фонду при условии, что ее муж, если ее переживет, будет пользоваться им по своему усмотрению и без каких-либо ограничений до самой смерти. Умерла Беатрикс в 1943 году, ее супруг — годом позже, и ее земельные владения составили позже основу нынешнего Национального природного парка The Lake District. Права на книги и рисунки тоже частично перешли фонду, который издавал их многие годы и издает до сих пор, поддерживая на эти средства свои многочисленные исторические и природные объекты. Остальное получило в свое владение издательство — то самое, опубликовавшее когда-то самую первую книжку и тоже переиздававшее ее много лет.
В англоязычной литературе книги Беатрикс Поттер занимают особое место: это те первые книжки, по которым учат читать и любить литературу. Для огромного количества британцев именно с историями Поттер связаны первые ощущения от погружения в волшебный мир книг. А еще это воспоминания о раннем (и оттого безоблачном) детстве, это тепло семьи, это родители и близость с ними — та самая, со сказками на ночь. И поэтому неудивительно, что новые поколения родителей снова и снова читают их — теперь уже своим детям, а потом и внукам. В этих простых историях так много добра, что у большинства читателей они сохраняются в сердце навсегда.
А еще они учат любить и понимать природу, ценить и беречь ее, а также наблюдать за нею — и получать от этого море удовольствия. Магия эта так сильна, что действует даже на взрослых: прочитайте хотя бы историю о четырех веселых кроликах, и эти зверушки уже никогда не будут для вас безликими и безымянными остроухими грызунами.
Подготовила Елена Чернявская