«Оскар»-2022 запомнится не лауреатами, не политическими заявлениями, которых в этот раз куда меньше, чем полагало большинство зрителей, а одним метким ударом Уилла Смита в челюсть не ожидавшего ничего подобного комика Криса Рока. Рок неудачно пошутил по поводу жены Смита Джады, дескать, из-за прически она ему напомнила героиню фильма «Солдат Джейн». Смит же прыгнул на сцену и врезал Року, а потом вернулся на свое место и оттуда выкрикивал угрозы и ругательства в адрес Рока. А все потому, что Джада болеет, у нее выпали волосы, и Рок будто бы не мог этого не знать. Смит потом оправдывался на сцене, когда получил «Оскар» за «Короля Ричарда», но первым делом сравнил себя со своим героем в фильме, Ричардом Уильямсом, который «яростно защищал свою семью». Смит явно заигрался, и, будь он белым, вряд ли бы ему сошел с рук такой демарш, особенно на вручении «Оскаров», где всегда много рискованных острот, но тут никто не пикнул. Даже Рок потом сказал, что в суд подавать не станет.
Симптоматично, что большинство наблюдателей решило, будто вся эта сцена подстроена специально для того, чтобы хоть как-то разнообразить церемонию и разбудить клюющих носом зрителей, если они еще не переключили канал. Действительно, «Оскар» с каждым годом становится все предсказуемее и бессмысленнее. Вообще говоря, непонятно, зачем включать телевизор или интернет-трансляцию, если в каждой категории побеждают те, кого в процессе «оскаровской» гонки наградили соответствующие гильдии. То есть если Гильдия актеров наградила Уилла Смита и Джессику Честейн, то они и получат призы в своих номинациях. Если Гильдия режиссеров отметила Джейн Кэмпион, то она и будет лучшим постановщиком на «Оскаре». А если Гильдия продюсеров почему-то решила выделить проходную романтическую молодежную комедию «CODA: Ребенок глухих родителей», то все букмекеры мира могут хоть расшибиться в лепешку, принимая ставки на «Власть пса», но именно этот фильм будет признан лучшим на «Оскаре». Так зачем смотреть «Оскар», если там не происходит ничего интригующего, а ждать можно разве что провокационных политических высказываний со сцены (в этот раз их было до обидного мало) или светских скандалов в духе удара Уилла Смита?
Наверное, для того, чтобы все же составить себе примерный список картин, которые стоит посмотреть, даже если они не получили больших наград. Так, в фильме «CODA…» нет ровным счетом ничего такого, чтобы его вспомнили хотя бы через месяц. Его главным достоинством считают участие слабослышащих актеров, но недавний «Звук металла», например, тоже отличался этим. А вот «Сядь за руль моей машины» — фильм ключевой: в нем есть особенно важная сегодня гуманитарная миссия — знаменовать объединение культур. Русская и японская литература в преломлении японского режиссера борются за главный приз Американской киноакадемии — это ли не повод для того, чтобы обратить пристальное внимание на трехчасовую драму? К счастью, она еще и сделана великолепно, это очень тонкое и достойное кино. А имя режиссера Рюсукэ Хамагути просто стоит запомнить, потому что сегодня это один из ведущих мировых авторов, чьи работы участвуют в престижнейших фестивалях и редко остаются без наград.
Важно не пропустить датский анимадок «Побег», о котором мы писали ранее: потрясающая история афганского беженца, которого приютили с семьей только в России, но сделали все, чтобы жизнь там показалась им худшим кошмаром в жизни. Впрочем, другие страны беженцев просто не пускали, а при попытке пересечь границу депортировали либо в Россию, либо обратно в Афганистан, на родину, к талибам.
Очередной шедевр снял Пол Томас Андерсон, и «Оскар» дежурно включил «Лакричную пиццу» в номинацию на лучший фильм — и дежурно же обошел его стороной. Потому что американские продюсеры любят более простые, понятные, продаваемые истории, а необычные отношения парня и девушки на фоне катаклизмов Америки 70-х — это слишком сложно и тонко.
«Аллее кошмаров» Гильермо дель Торо не досталось ни одного «Оскара», но это по-настоящему завораживающий, пугающий, проникающий в подсознание эстетский нуар с великолепными актерскими работами Кейт Бланшетт и Брэдли Купера, гипнотизирующей операторской работой, уникальным художественным оформлением и странным светом, который похож на дурманящий туман или отравляющий газ в кадре.
Не забудем «Вестсайдскую историю» Стивена Спилберга, которая превзошла по всем параметрам оригинальный фильм на гениальную музыку Леонарда Бернстайна. Пересмотрим «Незнакомую дочь» с блестящей Оливией Колман — актрисой, которая, конечно, переиграла всех своих соперниц по номинации «Лучшая женская роль», но сделала это слишком хорошо, чтобы быть награжденной. Обязателен к просмотру личный, интимный рассказ Кеннета Браны «Белфаст» — пожалуй, первая безусловная режиссерская удача замечательного актера. Прекрасен, несмотря на название, «Худший человек на свете» Йоакима Триера — филигранный очерк о том, каково быть тридцатилетней молодой женщиной, которая слишком свободна, чтобы долго существовать на одном месте или с одним мужчиной.
А еще на YouTube лежит в открытом доступе The Windshield Wiper, «Стеклоочиститель», который победил в номинации «Лучший короткометражный анимационный фильм», обогнав, кстати, единственного номинанта из России, «Боксбалет» Антона Дьякова. Просто Дьякова пока смотреть негде, хотя фильм прекрасен, а испанский мультик завораживающе красиво размышляет о том, что такое любовь. И что самое забавное, в финале даже дает ответ.