Больше чеканных монет!
15/12/2021 02:14

Больше чеканных монет!

искусство
кино
культура
Польша
сериал
США
фэнтези
Сергей Сычев

«Ведьмак», США — Польша, 2019–…
режиссер Лорен Шмидт Хиссрих

В конце 2019 года первый сезон «Ведьмака» стал не просто хитом, а супехитом: его на Netflix только за первый месяц посмотрело около 80 млн зрителей. И это притом, что сериал был не слишком-то «дружественен» по отношению к зрителю: действие развивалось в трех параллельных линиях, не слишком синхронизированных друг с другом, и многие зрители просто запутались в хитросплетениях сюжета. Кроме того, релиз сериала был омрачен рядом скандалов — начиная от кастинга и заканчивая упреками в том, что «славянскую» историю перенесли в Западную Европу и перенасытили не свойственными романам Сапковского деталями и антуражем. Еще его ругали за недостаточно обширный бестиарий и малое количество экшен-сцен. Фанбаза франшизы «Ведьмак» огромная, так что шума было много.
Впрочем, скандалы не отменяли главного: сериал получился великолепный. Генри Кавилл блестяще перевоплотился в бессмертного мутанта-наемника Геральта, воина-мизантропа, скитающегося по фэнтезийному миру в поисках нечисти. Очень удачно были подобраны актрисы на роли женских персонажей Цири, Йеннифер и Трисс. И сама вселенная «Ведьмака» была удивительным образом сконструирована так, чтобы по возможности соответствовать литературной основе, не конфликтовать с серией популярных видеоигр и при этом предлагать нечто новое, в том числе менять сюжет оригинальных рассказов и романов о Ведьмаке. Это был уже не фанатский продукт, а сериал для самой широкой аудитории. Возможно, даже слишком широкой, потому что был сведен к минимуму эротизм, присущий, например, играм о ведьмаке: как и положено средневековому воину, Геральт после изнурительных сражений устраивал себе бурные ночи с прекрасными ведьмами — их роднили вечные одиночество и бесплодие, секс был очень важной составляющей сюжета. Но время первых сезонов «Игры престолов» давно ушло, сериалу сегодня важно быть целомудренным, чтобы создателей не обвинили в объективации, и, в принципе, «Ведьмак» можно считать феминистским сериалом. Ведь Геральт слишком часто оказывается в тени окружающих его сильных женщин.

Как бы то ни было, во втором сезоне создатели постарались учесть максимум претензий и угодить практически всем. Сюжет стал более стройным и линейным, точка отсчета — битва при Содденском холме, где Йеннифер своей магией предрешила исход. Теперь участников битвы разбросало по всему свету, а Геральт занялся воспитанием Цири в ведьмачьей крепости Каэр Морхен. За Цири, как мы знаем, охотятся очень многие, но мало кто до поры реально представляет себе ее угрозу для всего мира, да и она сама только начинает познавать себя. Между Геральтом и Цири завязываются отношения отца и дочери, что дало авторам сериала повод сделать ведьмака более разговорчивым — если не болтливым. В его образе теперь больше психологизма, хотя иногда на время его подменяют забавной сентиментальностью. С одной стороны, это позволяет Генри Кавиллу в очередной раз переиграть всех партнеров на съемочной площадке. С другой — из-за большого количества диалогов стало мало экшена, по крайней мере, в тех эпизодах, которые Netflix предоставил прессе для предварительного просмотра. Не исключено, что во второй половине сезона битв станет значительно больше, равно как и монстров из славянского фольклора.

К несомненным достоинствам сериала можно отнести визуальное совершенство локаций. Непостижимо, как авторам удалось этого добиться, ведь первый сезон снимался в пяти странах, а второй из-за локдауна пришлось целиком делать в Великобритании. Но по картинке никак этого не скажешь — кажется, что многообразная вселенная «Ведьмака» по-прежнему захватывает разные климатические пояса и культурные области. Шоураннер сериала Лорен Шмидт Хиссрих призналась, что некоторые пейзажи получилось снять на коптер в Исландии, чтобы потом «подклеить» их фоном под актерскую игру, но даже при этом результат невероятно убедителен.
Сохранился баланс между апокалиптическим настроением сериала и большим количеством юмора, с которым, пожалуй, создатели даже иногда перебарщивают. Собственно, это касается саркастических шуток Геральта и шуток над ним самим со стороны его близких. Однако образ главного скомороха из первого сезона (да и вообще во всей ведьмачьей вселенной), бродячего барда Лютика, стал более глубоким и серьезным. Да, он вновь поет переполненные банальностями зонги, но периодически удивляет своей безрассудной смелостью и готовностью отстаивать право художника на творчество даже в самые темные времена.

И вот в этом месте приходится с грустью констатировать, что главный недостаток сериала «Ведьмак» — его эскапизм. Netflix — сервис с большим количеством актуального контента, великолепными документальными линейками, здесь много фильмов и сериалов-высказываний. За это стриминг ценят, в этом его публицизме важное конкурентное преимущество. «Ведьмак» же, при всех усилиях интерпретаторов срифмовать его сюжет с современной политической ситуацией или актуальными проблемами, остается прежде всего фэнтези, уютной сказкой на ночь. В нем нет нерешаемых проблем, все сразу ясно: вот княжна Цири, несущая хаос и возможную гибель мира, вот носители разных групп интересов, желающие использовать Цири как оружие, а вот украшения к этому сюжету. Это все же развлечение, дорогое, очень качественное зрелище, от которого невозможно оторваться, и, пожалуй, не стоит ждать, что в следующих сезонах ситуация изменится. Хотя для многих именно это и будет важнейшим достоинством «Ведьмака».

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024