19 июля одному из величайших гитаристов нашего времени, автору многих хитов группы Queen, командору ордена Британской империи, ученому-астрофизику, основателю фонда по защите животных Save me Брайану Мэю исполнится 75 лет.
Единственный сын Гарольда и Рут Мэй Брайан родился в Хэмптоне, Мидлсекс. Гарольд работал в министерстве авиации чертежником и хорошо играл на фортепиано и гавайской гитаре, так что музыка в доме звучала всегда. Родители рано заметили способности мальчика, и в пять лет он уже учился в музыкальной школе по классу фортепиано, хотя гитара нравилась ему гораздо больше. Решили по справедливости: дома Брайан играл на отцовской гитаре, а в школе — на пианино. А когда немного подрос — ему купили гитару, которую пришлось подлаживать под детский рост. В итоге этот опыт привел к тому, что отец и сын вместе смастерили из подручных материалов новую гитару, потом ставшую легендой. А пока Брайан страдал от дыма отцовской сигареты (в те времена к курению относились более чем легкомысленно) и так возненавидел эту привычку, что впоследствии даже запрещал фанатам курить на своих концертах.
У Мэя были математический склад ума и отличная успеваемость. Он окончил Хэмптон-скул, где встретил первых коллег по музыке и в 1964 году создал группу «1984». В 1967 году она аккомпанировала Джими Хендриксу, а через год распалась. Довольно скоро вместе с вокалистом и басистом «1984» Тимом Стаффелом Брайан собрал новый состав: он дал в газету объявление, что ищет ударника «в стиле Митча Митчелла/Джинджера Бейкера», на которое откликнулся студент стоматологического факультета Имперского колледжа Роджер Тейлор. К тому же времени относится и первая собственноручно написанная Брайаном мелодия.
Незадолго до этого Мэй поступил на престижный факультет физики и математики Имперского колледжа Лондона. Там он занимался астрономическими исследованиями и почти завершил диссертацию на соискание степени PhD, а журнал Nature и ежемесячный вестник Королевского астрономического общества напечатали две его научные публикации по астрономии, когда «случилась» Queen — и изменила все планы.
Red Special — это та самая волшебная электрогитара, которую смастерили Гарольд и Брайан, причем вовсе не из любви к «рукоделию», а из-за банального отсутствия денег на вожделенные Les Paul или Fender Stratocaster.
Два года они трудились над ее созданием, потратив на детали около восьми фунтов. В дело пошли: 200-летняя каминная доска из красного дерева — на гриф, дубовые доски — на деку, коробка из-под пуговиц — на лады, перламутр — на маркеры на ладах, старые пуговицы — на головки колков, детали старого мотоцикла — на металлические части инструмента. В будущей легенде рока было 24 лада вместо классических 22. Так Брайан получил все, что хотел: «Я начал с классической испанской гитары и стал экспериментировать, чтобы посмотреть, как изменяется звук. Я не хотел, чтобы моя гитара звучала как Fender».
На этом музыкальном чуде Мэй играл практически все композиции Queen. Нетрадиционная конструкция позволяла инструменту извлекать звуки целого симфонического оркестра. Чтобы не вводить слушателей в заблуждение, ранние диски Queen сопровождались пояснением, что при записи композиций «синтезаторы не использовались».
Музыкант и его друзья называют инструмент Fireplace, намекая на происхождение, или Old Lady. Обычно Брайан играет на гитаре монетой-шестипенсовиком.
Про эту монету Мэя спрашивают чуть не на каждом интервью. Музыкант терпеливо повторяет эту историю из раза в раз. А что делать — издержки легенд.
«Раньше я использовал очень гибкие медиаторы, потому что думал, что это хорошо для набора скорости, — говорит Брайан. — Но со временем я все больше и больше понимал, что от медиатора требуется твердость, и чем он жестче, тем лучше я чувствую, что происходит со струной под моими пальцами. В конце концов, я взял монету, и она была просто идеальной. Это все, что мне было нужно».
Интересна история самой монеты, таннера, как ее еще называют. Впервые ее отчеканили в 1551 году из чистого серебра. С течением времени серебра становилось все меньше, и в итоге его совсем не осталось. В 1947 году в монете достоинством шесть пенсов был только медно-никелевый сплав. Но это обстоятельство лишь сыграло на руку Мэю, потому что серебро придало бы Red Special совершенно иное звучание, а нынешние таннеры — именно то, что нужно. Музыкант объясняет: «Он достаточно твердый, чтобы обеспечить требуемый контакт, и в то же время достаточно мягкий, чтобы не порвать стальные струны. И у него отличный зубчатый край, и если повернуть его под углом к струнам, то можно получить нужный мне звук. Гитара для меня как человеческий голос, и этот звук — один из согласных, которые помогают мне заставить гитару говорить». Кто бы мог подумать?
Подобная мелочь была в ходу до 1970 года, а потом Королевский монетный двор Великобритании прекратил ее выпуск. Какое-то время Мэй обходился остатками мелочи, а потом, в 1993 году, монетный двор выпустил лимитированную партию шестипенсовиков специально для Мэя с его изображением.
В 1969 году на разогреве у Pink Floyd играла группа Smile, которую Брайан собрал вскоре после распада «1984». Вместе с вокалистом и басистом Тимом Стаффелом и барабанщиком Роджером Тейлором они произвели если не фурор, то очень хорошее впечатление. Скоро Стаффел предпочел уйти в свободное плавание.
Мэй и Тейлор встали перед проблемой, чем и поделились с Фаррухом Булсарой (которого все называли Фредди), соседом по комнате. Они и не подозревали, какой блистательный талант живет рядом. Фаррух обладал невероятным голосом, прекрасно понимал современную музыку и знал, как развивать группу дальше. Он взял псевдоним Меркьюри, переименовал Smile в Queen и разработал логотип коллектива. В 1971 году к ним присоединился бас-гитарист Джон Дикон. Этот состав просуществовал двадцать лет.
В одном из интервью Брайан Мэй так описал первое впечатление от Фредди: «Он был полон мечтаний и безумных фантазий, а еще радостного энтузиазма и экстравагантности».
Мэй и сам отлично пел, во многих композициях Queen звучит его вокал, однако все понимали, что Фредди — это нечто совершенно другое. Услышав его, первый продюсер группы Джон Энтони вынужден был признать, что никогда раньше не встречал ничего подобного.
Тем не менее в семи альбомах — от Queen II и до The Game, а это с 1974 по 1980 годы — по крайней мере в одной композиции Брайан был ведущим вокалистом. Мэй и Меркьюри во многом были взаимозаменяемы. Например, Брайан иногда мог сесть за клавишные (синтезатор, орган), хотя основным пианистом Queen оставался Фредди. Так было при записи «Save Me», «Who Wants To Live Forever», «Let Me Live» и других. Мэй всегда был мультиинструменталистом. Также он играл на арфе, банджолеле, укулеле и басовых инструментах.
Музыку для группы писали тоже по большей части Мэй и Меркьюри. Например, Брайан сочинил такие хиты, как «We Will Rock You», «Fat Bottomed Girls», «Who Wants To Live Forever», «I Want It All», «The Show Must Go On», «Save Me», «Hammer to Fall», «Brighton Rock», «The Prophet's Song». Правда, в середине 80-х участники коллектива решили, что раз уж каждый из Queen вносит что-то свое в треки, то в качестве авторов текстов и музыки нужно указывать всю группу, а не отдельных членов — иначе, по их мнению, было бы глупо и нечестно. Так они и поступили при выпуске альбомов «The Miracle» (1989) и «Innuendo» (1991).
Queen — это одна семья, говорили ее участники. Правда, иногда на репетициях они готовы были поубивать друг друга, регулярно хлопали дверьми и заявляли, что это конец. Особенно яркие искры летали между Брайаном и Роджером. Первый неизменно проявлял серьезность и вдумчивость, подолгу размышлял над каждым музыкальным фрагментом и оттачивал звучание, а второй был типичным экстравертом, быстрым, подвижным и общительным. При этом все музыканты были настоящими профессионалами, в конце концов выдавали очередной шедевр и великолепно отыгрывали концерты. За годы совместной работы все четверо достигли идеальной слаженности и сыгранности.
Вероятно, из-за того, что именно Брайан Мэй и Роджер Тейлор были основателями будущей Queen и вместе прошли долгий путь, они стали близки как братья. Тейлор как-то признался, что не сразу привязался к Брайану, но пришло время, когда оба осознали важность друг друга. А Мэй добавил: «Мы взаимодействовали между собой по сложной формуле со многими переменными. И эта формула работала на совесть. С Роджером я был особенно близок, потому что мы уже играли раньше в одной группе. Мы были и остаемся братьями. Как все братья, мы и любили, и ненавидели друг друга…».
Конец 80-х — начало 90-х выдались для Брайана Мэя самыми тяжелыми. На него одновременно свалилось все: проблемы в браке, осознание недостаточной включенности в семью, отсутствие гастролей, смерть отца и, как последний и самый сильный удар, смерть Фредди в 1991 году. Душевное равновесие музыканта так пошатнулось, что суицид казался ему лучшим решением проблем.
Однако разум одержал верх. Мэй доверился специалистам и пришел в клинику, объяснив этот поступок так: «Я считал себя больным, полностью больным. Я был изнурен и разбит на куски. Я впал в глубокую депрессию. Меня поглотило чувство утраты». Спустя некоторое время он решил также самоизлечиться с помощью творческой терапии — закончил свой сольный альбом «Back to the Light» и отправился в мировое турне.
В конце 1992-го музыкант собрал новую группу The Brian May Band и в феврале 1993-го в обновленном составе отправился в мировое турне как в качестве хедлайнера, так и на разогреве Guns N' Roses. В конце года Мэй вернулся в студию, где вместе с Тейлором и Диконом работал над композициями, вошедшими в «Made In Heaven», финальный студийный альбом Queen.
Брайан затеял несколько сольных проектов еще в 1983 году. Поэкспериментировав пару дней вместе с Ван Халеном из хард-рок-группы Van Halen, они записали мини-альбом Star Fleet Project. Это доставило такое удовольствие Мэю, что он даже признался как-то, что «предпочел бы спрятать эти записи в нижний ящик стола и хранить втайне ото всех — это записи одного из лучших событий в моей жизни. Но те немногие, которым я сыграл этот материал, убедили меня его опубликовать. Я не менял ни ноты в первоначальном варианте».
Брайан не один раз выступал вместе с певицей Керри Эллис, записал с Леди Гагой трек «You and I», создал трио с Тейлором и Адамом Ламбертом.
Будучи очень известным музыкантом, Мэй никогда не забрасывал астрофизику: он все-таки получил докторскую степень в области этой науки, а 1 января 2019 года соединил астрономию с музыкой. В честь 12-летия путешествия зонда New Horizons — самого длинного полета в истории космоса — специально для NASA он написал композицию «New Horizons».
В 2005 году Брайана Гарольда Мэя посвятили в командоры Британской империи «за заслуги перед музыкальной индустрией и за благотворительность».
В начале 2000-х Мэй вновь вспомнил о своей давней страсти — астрономии и снова углубился в теоретическую физику и математику, а в 2007 году закончил кандидатскую диссертацию по астрофизике и сдал экзамен.
В 2002 году он получил от Хертфордширского университета почетную степень Doctor of Science, а потом его друг и известный астроном сэр Патрик Мур пригласил Мэя принять участие в программе BBC «Ночное небо», которую он вел. Тема оказалась настолько увлекательной, что друзья даже выпустили книгу «Большой взрыв! Полная история Вселенной». Тема получила продолжение, и 18 июня 2008 года по предложению Мура в честь Мэя был назван астероид 52665 Brianmay.
Однако на этом научная эпопея не закончилась. В том же году у Ливерпульского университета имени Джона Мурса появился новый ректор — Брайан Мэй, и пребывал он на этой должности вплоть до марта 2013-го. Но даже отойдя от университетской деятельности, он не перестал интересоваться астрофизикой. Через год Мэйсовместно с американским астронавтом Расти Швайкартом и немецким режиссером Григорием Рихтерсом учредил День астероида.
У музыканта множество наград, среди которых — армянский орден Почета, врученный в 2009-м. Кроме него, награду получили также Дэвид Гилмор (Pink Floyd), Тони Айомми (Black Sabbath), Иэн Гиллан (Deep Purple) и Джеф Даунс (Asia). Все они приняли активное участие в записи песни «Smoke on the Water» в рамках проекта Rock Aid Armenia, организованного в 1989 году Джоном Ди, который также был награжден орденом Почета.
Кроме того, у Брайана есть награда Международного фонда защиты животных (IFAW) за вклад в дело защиты животных.
Первый раз Мэй женился в 1976 году на Крисси Маллен. У них родилось трое детей — Джеймс, Луиза и Эмили Рут. Пара развелась в 1988 году из-за тяжелой депрессии Брайана. За пару лет до этого Мэй познакомился с актрисой Анитой Добсон, которая вдохновила музыканта на написание хита «I Want It All». В 2000 году они поженились и до сих пор живут в мире и согласии.
Дети решили идти своим путем. Джеймс работает физиотерапевтом, Луиза однажды спела одну из композиций Queen для специального выпуска и на этом остановилась, а вот Эмили Рут помогает отцу в организации концертов. Она и ввела своего знаменитого папу в мир соцсетей, о которых Брайан и думать не думал, но сейчас довольно активно пользуется. Именно в «Инстаграме» он сообщил, что во время работы в саду повредил ягодичную мышцу и от шока перенес сердечный приступ. В больнице выяснилось, что у Мэя закупорены три артерии. Хирургам пришлось срочно установить стенты, обеспечивающие свободный кровоток. Из «Инстаграма» же подписчики Мэя узнали о проблемах с позвоночником. Как сказал артист: «50 лет бегал с тяжелой гитарой на ремне на левом плече, но, наверное, оно того стоило!»
Любовь Брайана Мэя к природе и животным получила в прошлом году весьма необычную форму. В коллаборации с известным нишевым парфюмерным домом Xerjoff был выпущен парфюм Save me — по названию давнего хита Queen и организации по защите животных, основанной музыкантом. Аромат описывается как «барсук и сандаловое дерево». Более чем необычно и интригующе! Все средства от его продажи пойдут в фонд по защите дикой природы.
Подготовила Ясмин Шамцян