Глобальные проблемы — для взрослых; любовь, приключения и отношения с родителями — для подростков; огромные человекоподобные роботы и фантастический космический корабль — для детей — все это составляет рецепт успешного российского кино, достойного проката на международном уровне. В Великобритании и Ирландии с 18 января в кинотеатрах IMAX и с 19-го — в кинотеатрах 2D выходит фантастический блокбастер Федора Бондарчука и кинокомпаний «Арт Пикчерс Студия» и «Водород» — «Притяжение», на русском языке с английскими субтитрами.
Сюжет
Инопланетный корабль приземляется в спальном районе Москвы. Жителей немедленно эвакуируют, район оцепляют. Группа старшеклассников пробирается сквозь оцепление, чтобы отомстить пришельцам за погибшую одноклассницу, но вместо этого находит чудаковатого незнакомца, которого берет под покровительство главная героиня. А дальше последует история любви и противостояния, отношения отцов и детей и то, как любовь, ненависть, зависть и принятие чуждого могут изменить характер и судьбу человека. Все это — в сопровождении изумительных спецэффектов.
Успех
С 18 января фильм «Притяжение» выйдет в 32-х кинотеатрах IMAX, а также в нескольких сетях кинотеатров 2D — для британской публики, на русском языке с субтитрами. Это небывалое событие как для российской киноиндустрии, так и для британского кинопроката. Как примут его жители Туманного Альбиона?
На пресс-конференции в рамках фестиваля «Неделя российского кино» режиссер Федор Бондарчук рассказал, что в основу фильма легли реальные события: идея сюжета появилась после нашумевших событий в Южном Бутово в Москве, когда вся столица, а то и вся Россия в растерянности наблюдали за тем, как целый район был охвачен кровавым межнациональным противостоянием: местные жители против мигрантов из Центральной Азии. Это казалось немыслимым в стране, где еще недавно братство народов было частью государственной идеологии. Именно тогда сценаристам пришла в голову идея рассказать эту историю на более глобальном уровне и поставить на место мигрантов настоящих чужаков — инопланетян.
Мы поговорили о фильме с Мирзой Джаведом, директором компании Bill Melendez Productions, занимающейся прокатом фильма в Великобритании.
— Мирза, чем вас привлек этот фильм?
— Это прекрасное зрелище с захватывающими воображение спецэффектами, высоким уровнем кинематографии и приключенческим сюжетом, сильной историей, прекрасной любовной линией и хорошим чувством юмора. А главное — он говорит на языке общечеловеческих ценностей, поэтому будет понятен в любой стране, такое удается далеко не всем. Мне кажется, это особенность современного российского кино, как артхаусного, так и массового: преподносить по-настоящему интернациональные темы, которые затрагивают сердца зрителей в любой стране мира.
Когда я впервые увидел фильм, я тут же переслал его нескольким коллегам в Лос-Анжелесе и Индии, чтобы сравнить разные мнения. Им всем фильм понравился — даже несмотря на то, что зрители в Индии редко симпатизируют научной фантастике, поэтому многие американские фильмы в этом жанре там менее успешны, чем могли бы быть… Я хотел получить отзывы людей с разными взглядами и сравнить их, чтобы понять, в чем же «притяжение» этого фильма. И, как мне кажется, ответ таков: мистер Бондарчук смог создать поистине «спилберговский» фильм с очень сильным основным мотивом: что будет, если неизвестный космический корабль приземлится в вашем районе, на ваш дом? Как бы вы на это отреагировали, как бы отреагировали военные, полиция, журналисты? В этом фильме уделено очень много внимания точке зрения разных персонажей — этим он кардинально отличается от фильма «Район номер 9».
Когда я получил благоприятные отзывы от коллег, то начал спрашивать, не собирается ли кто-нибудь брать его в прокат… Оказалось — нет. Тогда я понял, что просто обязан сделать это сам!
— Фильм предназначен для семейного просмотра. Но не слишком ли много в нем жестокости?
— «Притяжение» получило рейтинг «12А» — причем это не ограничение, а рекомендация: то есть, дети младше этого возраста тоже могут смотреть фильм в сопровождении родителей, это вопрос исключительно чувствительности ребенка. К тому же очень многие фильмы с ненужной садистской жестокостью, скажем, жестокостью ради жестокости, тоже получают рейтинг «12А». На их фоне «Притяжение» вполне невинно.
Есть большая разница между бессмысленной жестокостью и тем, что можно объяснить. К тому же дети так или иначе сталкиваются с этим в реальной жизни — так было и со мной, по схожим с сюжетом фильма причинам. Когда я вернулся из Индии и пошел в английскую школу, я чувствовал себя чужаком, инопланетянином среди местных жителей. Однако это была своего рода повседневность для того времени — только в последние десятилетия отношение к «инородцам» изменилось, — поэтому я не думаю, что люди должны полностью закрывать глаза на жестокость и избегать ее, ее изображение должно быть правильным, наводящим на размышления. Сейчас Великобритания наблюдает новый всплеск национальной нетерпимости — такой, какой я не припомню с конца семидесятых годов: «Брекзит» все перевернул с ног на голову. Поэтому «Притяжение» — это еще и очень своевременный фильм с сильным посланием.
— Как вам удалось договориться, чтобы фильм показали в таком количестве кинотеатров IMAX?
— Это было сложно — когда мы только начали вести переговоры, оказалось, что руководство IMAX очень редко рассматривает для проката фильмы не на английском, и особенно — российские фильмы.
Дело в том, что сейчас в Великобритании аппетит к кино на иностранном языке находится на самом низком уровне за долгое время. Сборы можно назвать не иначе как жалкими, заполнение кинотеатров тоже оставляет желать лучшего — дошло до того, что BFI выдает гранты тем, кто желает выпустить в прокат иностранный фильм. При этом именно IMAX работают только с теми фильмами, которые обеспечат им заполнение зала и успех у аудитории. Количество фильмов, которые борются за место в кинотеатре IMAX, огромно, и им приходится конкурировать с такими мегакорпорациями, как Disney или Warner Brothers.
Поэтому в IMAX сомневались, что фильм на иностранном языке, произведенный неизвестным британской публике режиссером, сможет привлечь аудиторию. Я же со своей стороны отказывался от предложений показать его в обычных кинотеатрах в единственный доступный для «непопулярных» фильмов день — воскресенье. Я справедливо считал, что он ничем не хуже голливудских блокбастеров: его нужно показывать по нескольку сеансов в день в течение недели, так, чтобы он был доступен всем.
Сначала мы получили от IMAX отказ. Нам говорили, что расписание показов заполнено, а доступные временные слоты были только в одно время со «Звездными войнами» — такая конкуренция сокрушила бы нас. Ситуация выглядела безвыходной, но потом, к счастью, нам удалось убедить владельца одной из крупнейших сетей кинотеатров в стране, и он сумел уговорить IMAX и помог заполучить 32 экрана! Это беспрецедентное событие: никогда до этого в Великобритании фильм на иностранном языке не выходил на таком огромном количестве экранов IMAX. Я считаю, что с этой нашей победы начинается новая эра современного российского кино на мировой сцене.
Блиц-комментарий от продюсера кинокомпании «Арт Пикчерс Студия» Дмитрия Рудовского.
— Каково это для вас, российского продюсера, выпустить фильм в Великобритании с таким размахом?
— Это очень волнующее событие, просто космос. Конечно, российские фильмы и раньше выходили в прокат в Англии, но это были показы рекламного характера, на пяти-шести экранах. Нам тоже предлагали такой вариант, но мы упрямо отказывались, искали партнеров и наконец нашли.
— Что было самым сложным в подготовке к прокату?
— Вопрос языка. Мы рассматривали вопрос дублирования, но в Великобритании это не только не распространено, но даже вызывает некоторую опаску. Поэтому будут показы с оригинальный звуковой дорожкой и субтитрами.
— Фильм позиционируется как семейный, для представителей всех поколений. Для вас что самое близкое в этой истории?
— Мне нравится романтическая линия молодых людей из разных, скажем так, кланов — некое новое воплощение Ромео и Джульетты. Это хорошая демонстрация того, что любовь не имеет границ.
Подготовила Вера Щербина