Джо Кокер. Шаман с хриплым голосом
17/05/2022 12:18

Джо Кокер. Шаман с хриплым голосом

Великобритания
музыка
рок-музыка
поп-музыка
культура
123rf.com

20 мая 1944 года родился Джо Кокер — один из лучших блюз- и софт-рок-певцов, кавалер ордена Британской империи. Его песни «Summer in the City», «My Father’s Son», «Unchain My Heart», «You Can Leave Your Hat On», «You Are So Beautiful», «Now That the Magic Has Gone», «N’oubliez jamais» и «Up Where We Belong», став однажды хитами, останутся в этом ранге навсегда.

Рабочий или музыкант?

Джо Кокер появился на свет в рабочем Шеффилде. Его отец состоял на госслужбе и после того, как Джо окончил среднюю школу, предоставил сыну возможность самому подумать, учиться дальше или нет. Сын решил, что высшее образование — это скучно, и пошел петь в пабах, а для заработка днем обслуживал газовые установки. У Джо был старший брат, который окончил университет и стал, по словам музыканта, «большой шишкой в одной местной компании». Но до этого у брата была музыкальная группа, где и выступил впервые младший.

Родители не давили на Джо, полагаясь на его трезвый расчет и считая, что музыка — это так, развлечение, перебесится — и пройдет. Но они ошиблись.

Начинающий музыкант какое-то время успешно балансировал между рабочим комбинезоном и костюмом с бабочкой и в итоге остановился на последнем, поскольку пение в группе было не просто увлечением, а образом жизни. Он уже приобрел некоторую известность, исполняя чужие песни под псевдонимом Вэнс Арнолд в сопровождении группы The Avengers. В выдуманном имени он объединил героя Элвиса Пресли Винса Эверетта из фильма «Тюремный рок», где звучала знаменитая песня «Jailhouse Rock», и кантри-певца Эдди Арнолда.

У Джо отлично получалось интерпретировать соул и блюз, а любимым исполнителем был Рэй Чарльз с его хитами «What'd I Say» и «Georgia оn My Mind».

За те пять лет, которые Кокер провел, выступая в пабах, он поднабрался всякой уличной мудрости, хотя и никогда не был замечен в бандах. Эта деталь биографии потом нашла отражение в одной из его песен в строчке «Я получил все свое образование на улице».

commons.wikimedia.org

Первые шаги

В 1963 году пробил его час. В Шеффилде давали концерт The Rolling Stones, а на разогрев поставили Вэнса и The Avengers. Выступление на сцене Сити-холла прошло так удачно, что фронтмен решил — хватит скрываться за псевдонимом, пора выступать под собственным именем. На следующий год Джо выпустил первый сингл — кавер-версию битловской «I'll Cry Instead», а заодно собрал новую группу Joe Cocker Big Blues. Кстати, в студийной работе приняли участие Биг Джим Салливан и еще совсем молодой Джимми Пейдж.

Сначала команда поехала на гастроли по родным местам — на север страны, а потом наведалась и во Францию, в том числе на воздушные базы США. И американцы, и французы полюбили британца и назвали его «маленький Рэй Чарльз». Вроде просто милая шутка, но она будто навсегда привязала его имя к чужому творчеству. Тем не менее мало кому удавалось сделать столь блистательную карьеру с таким количеством каверов.

Joe Cocker Big Blues просуществовала недолго, хотя казалось, что группа оседлала волну удачи. При возвращении с гастролей на одном из концертов под музыкантами провалился пол, и вся группа со всеми инструментами рухнула вниз. Все остались живы и здоровы, но певец посчитал это дурным предзнаменованием, распустил Joe Cocker Big Blues, а сам впал в депрессию и замолк примерно на год. Впрочем, атмосфера в команде и так была тяжелой, инцидент лишь послужил триггером. После себя музыканты не оставили записей, единственная известная композиция — «Rag Goes Mad at The Mojo».

Кокер так основательно поставил на паузу свою карьеру, что даже перестал общаться с братьями по цеху. И только появление сессионного клавишника Криса Стейнтона, которого он считал величайшим музыкантом в мире, наконец разрушило недобрые чары, под власть которых попал Джо. Вместе они собрали группу The Grease Band, а первые студийные записи отправили продюсеру The Moody Blues и Procol Harum Денни Корделлу. Так в 1968 году окончился шеффилдский период, и в карьере Джо Кокера наступил лондонский — и далее мировой.

Лондон и каверы

Корделл так впечатлился хриплым голосом и манерой исполнения Кокера, что сразу же пригласил всю команду в столичный клуб The Marquee на постоянные выступления. И года не прошло, как о Джо заговорили как о восходящей звезде блюза и рока. И это несмотря на то, что главным хитом репертуара был кавер битловской песни «With a Little Help from My Friends», уже бывший лидером британского хит-парада. Кокеровская версия захватила внимание слушателей в чартах на целых 13 недель.

Музыкант всю жизнь спотыкался о проблему собственного репертуара, но именно его обращение к творчеству других исполнителей и принесло ему успех и любовь. Слушать бы и слушать. Хотя однажды случилось и наоборот: мировой хит «California Love» Доктор Дре переработал для Тупака Шакура из малоизвестной песни Джо Кокера «Woman to Woman». Журнал Rolling Stone включил «California Love» в список «500 величайших песен всех времен».

Сам певец плохо относился к слову «кавер» и вот что предложил взамен: «Поскольку я никогда не играл ни на пианино, ни на гитаре, собственно песни я сочинял редко. Однако я чувствую чужую музыку и, как мне кажется, умею переосмысливать чужое музыкальное наследие. Естественно, стараясь при этом привнести в песню что-то новое, как было, скажем, с песней „With a Little Help from My Friends“: вместо того чтобы просто перепевать „Битлз“, я исполнил ее на три четверти, в стиле Рэя Чарльза. С другой стороны, мне не очень нравится само это слово — кавер-версия. Речь идет скорее об интерпретации».

И вот как откликнулся сам Пол Маккартни на это «поползновение»: «Я был особенно рад, когда он [Джо Кокер] решил исполнить „With a Little Help from My Friends“. Помню, как он и Корделл приходили ко мне в студию на Savile Row и проигрывали, что записали. Это было просто умопомрачительно! Он полностью перекроил песню, сделал соул гимном, и я ему за это очень благодарен».

Хриплый шаман

Шаманская рваная пластика, экспрессивное перебирание пальцами невидимых струн неведомого инструмента и, главное, характерный голос Джо были настолько выразительными, что в журнале Life кто-то из обозревателей описал это так: «Голос всех слепых плакальщиков, сумасшедших попрошаек, несчастных калек, которые бродят по улицам. Кокер выразил то, что творится у них в душе и о чем никто не знает, то, что сами они никогда не сумели бы высказать».

Кокер и сам был шокирован, когда увидел себя со стороны: «Я видел себя с Эриком Клэптоном, знаете, сейчас можно найти старые записи на YouTube, и я был шокирован собственным видом. Я размахивал руками во все стороны… Если вы посмотрите на меня сегодня, я уже не такой мультяшный. Но это просто способ выразить свои чувства. Я возбужден, и возбуждение проходит сквозь тело».

Это было время, когда Кокера уже было не остановить. Он освоил и покорил все крупнейшие рок-фестивали, а на безумном Вудстоке и вовсе стал чуть не центральным персонажем с прозвищем «белый мастер черного блюза». Это был триумф.

Америка была сражена наповал новоявленной звездой, особенно после появления в суперпопулярном телешоу Эда Салливана. К тому времени в США уже были выпущены два его альбома — «With a Little Help from My Friends» и «Joe Cocker!», ставшие золотыми. В то время артист выступал вместе с такими музыкантами, как Джимми Пейдж и Альберт Ли, что придавало концертам фантастическое звучание.

commons.wikimedia.org

Бешеные псы и англичане

В 1970 году в Англии и Америке вышел двойной альбом Кокера «Mad Dogs & Englishmen». Свои чувства при написании песен он описал как «парение где-то в небесах, на Венере, в открытом космосе». Альбом до сих пор являет собой блистательный образец блюз- и софт-рока начала 70-х. Он добавил музыканту популярности и потребовал сопроводительного тура. По правде сказать, Джо изрядно устал от бесконечных переездов и перелетов, но отказываться было нельзя, поэтому в 1970 году он снова пустился в путь. Для турне была собрана большая команда, в которую входили 20 музыкантов, а также постоянный продюсер и аранжировщик Кокера Леон Рассел. Вместе с ними путешествовали менеджеры, дорожные техники, жены или подруги, дети, обслуживающий персонал, съемочная группа и даже домашние питомцы. Недаром продюсер Денни Корделл назвал всю эту банду «бешеные псы и англичане».

Турне было историческим: несколько десятков человек за 56 дней лихо проехались по 48 городам. И хотя впереди Кокера ждало еще много славных лет, это был пик его карьеры. Жизнерадостная смесь госпела, соула, блюза и других видов американской музыки проторила двойному альбому дорогу в десятку лучших, а журнал Playboy назвал Джо вокалистом года номер один.

Тур был похож на массовое помешательство. Когда же эта орава вернулась наконец в Лос-Анджелес, были измучены и издерганы все, фронтмен — в первую очередь. Он был, по собственному признанию, «совершенно разочарован в рок-бизнесе». Не последнюю роль сыграло и то, что, как рассказывают, Леон Рассел от свалившейся на него популярности стал приобретать черты, что называется, плохого парня и пытался командовать всеми, что выводило из себя Джо. На вечеринках после концертов выпивка и наркотики присутствовали постоянно, поэтому возвращение было в числе прочего и глобальным тяжким похмельем.

Хотя три миллиона долларов на банковском счету Джо Кокера от продажи двойного концертного альбома «Mad Dogs & Englishmen» сделали жизнь значительно приятнее, они не спасли от почти десятилетия пьянства и наркотической зависимости.

Несмотря на это, в 70-е годы музыкант выпустил альбомы «Something to Say», «I Can Stand a Little Rain», «Jamaica Say You Will», «Stingray» и «Luxury You Can Afford», синглы из которых также не раз попадали в топы британских и американских хит-парадов. В это же время он спел такие ставшие уже тогда классикой песни, как «You Are So Beautiful», «Guilty», «The Moon is, а Harsh Mistress». Первая песня в 1975 году так полюбилась слушателям, что имя Джо Кокера снова засияло в первых строках мировых хит-парадов, но от неприятностей не спасла — певец остался без контракта со звукозаписывающей компанией. Он нередко выходил на сцену, накачавшись алкоголем и наркотиками, что почти разрушило личную жизнь и карьеру. От постоянной выпивки его и так хриплый голос сделался сиплым, хотя мощи не потерял.

Возвращение к себе

Так он дожил до 1982 года, когда после почти пятилетнего перерыва записал альбом «Sheffield Steel». В нем прозвучали переиначенные на фирменный кокеровский лад кавер-версии (снова!) песни Рэнди Ньюмана «Marie» и малоизвестного номера Боба Дилана «Seven Days». А еще он спел в дуэте с Дженнифер Уорнс балладу «Up Where We Belong» и покорил американские чарты. Песня стала саундтреком к фильму «Офицер и джентльмен» и номинировалась даже на премию «Оскар», но взяла не менее почетную премию «Грэмми» в номинации «Лучшее исполнение поп-песни». После нее появилось еще несколько столь же популярных песен. Наконец Кокер нашел собственное звучание на стыке блюз- и софт-рока.

В 80-е появились еще четыре студийных альбома — «Сivilized Man», «Cocker», «Unchain My Heart», а также «One Night of Sin» с хитом из первой двадцатки «When the Night Comes», который написал Брайан Адамс. Этот «сезон» за океаном восприняли не бог весть как, хотя по эту сторону Атлантики релизы стабильно держались платины.

А в самом конце десятилетия группа The Crusaders написала композицию «I'm So Glad I'm Standing Here Today» специально для Джо Кокера и пригласила исполнить ее. Песня настолько была созвучна его переживаниям и исполнена настолько искренне и мощно, что на церемонии вручения «Грэмми» в феврале 1992 года публика аплодировала стоя. Это было возрождением артиста.

Потом он, вспоминая эти времена, выразил свою признательность Пэм, своей тогдашней верной подруге и впоследствии жене, без чьей поддержки вряд ли получилось бы выкарабкаться из той ямы, в которую Джо провалился.

Самым удачным альбомом 90-х оказался «Night Calls», который стал платиновым в Европе и золотым в Штатах, а одноименная песня — хитом. Последовавшие за ним альбомы прошли, как ни странно, почти незамеченными, хотя и в них были хиты. Чего стоят «You Can Leave Your Hat On» из «Девяти с половиной недель» и «Unchain My Heart», который был номинирован на «Грэмми».

Нулевые прошли относительно спокойно с некоторыми новыми материалами, но старые любимые песни все так же котировались. Так, в 2003 году в саду Букингемского дворца вместе с Филом Коллинзом за барабанами и гитаристом Брайаном Мэем он спел композицию «With A Little Help from My Friends». В 2007-м он получил орден Британской империи.

123rf.com

Бизнесмен Джо Кокер и его ангел-хранитель

Впервые Джо создал семью в 1963-м, когда его имя было известно немногим. Избранницей стала Эллин Вебстер. Она была свидетельницей всех этапов взлета музыканта. Однако вынести его алкоголизм она не смогла и подала на развод через 13 лет совместной жизни. Детей у них не было.

Вторую жену Памелу Бейкер Джо встретил дома у своей приятельницы Джейн Фонды. Она была директором скаутского лагеря. У них завязались отношения. Это были 70-е — время, когда Джо слетел с катушек, и Памела прикладывала все усилия, чтобы помочь ему избавиться от алкогольной и наркотической зависимости. Реабилитация шла тяжело, со вспышками ярости, упадком сил и глубокой депрессией. Но женщина была не из тех, кто отступает. Своим возвращением к нормальной жизни Джо обязан именно Пэм, своему ангелу-хранителю, который помог ему не погибнуть и вернуться к творчеству. Они поженились в 1987 году.

Общих детей в браке у пары не было, но к дочери Пэм Зоуи музыкант относился как к родной.

С Пэм Джо стал уравновешенным и спокойным. А когда в 90-х они переехали в штат Колорадо на свое ранчо «Бешеная собака», то и вовсе зажили как среднестатистические американцы. Открыли бизнес с магазинами, супермаркетом, кафе и даже пекарней. Кокер нашел альтернативное для себя удовольствие в выращивании овощей и рыбалке. А когда вставал вопрос очередного турне, «спускался с гор» и отправлялся на концерты.

Последнее десятилетие

В нулевых Джо Кокер не переставал творить и записал пять альбомов. Гастролей тоже было достаточно. Самые яркие его выступления были на концертах Princes Trust Gala под патронажем королевской семьи Великобритании, в честь дня рождения Нельсона Манделы, грандиозном шоу по случаю падения Берлинской стены. В Америке же, где он давно стал своим, он выступал на церемонии инаугурации президента Джорджа Буша.

Последний большой тур Джо Кокера был в 2012 году. Артист уже тяжело болел, несмотря на здоровый образ жизни и правильное питание. Многолетний алкоголизм сказался самым прямым образом — обнаружились проблемы с печенью, а также рак легких. В 2014 году на одном из концертов музыкант Билли Джоэл объявил, что состояние здоровья Джо Кокера крайне тяжелое. Легендарный певец скончался на руках у жены 22 декабря 2014 года.

Подготовила Ясмин Шамцян

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024