С 27 мая по 4 сентября в галерее Курто будет проходить выставка The Morgan Stanley Exhibition: Edvard Munch. Masterpieces from Bergen. Это результат сотрудничества Института Курто и KODE Art museums в Бергене. KODE — одна из самых важных музейных групп в Скандинавии, а в Бергене хранится крупнейшее собрание произведений Мунка. В Британии такая большая выставка этого живописца организована впервые. 18 картин вообще в первый раз выехали за пределы Норвегии. Их дополнят рисунки и несколько знаменитых поздних полотен. Отдельная радость — экспозиция из собрания Галереи Курто: представлены картины мастеров, которые вдохновляли Мунка, когда он искал новый стиль.
Гений экспрессионизма родился в 1863 году в норвежской деревеньке в семье врача. Отец его был чрезвычайно вспыльчивым и очень религиозным, но пока была жива жена, все в семье как-то держалось в более-менее разумных пределах. После ее смерти (Эдварду тогда было пять лет) отцовская истеричная нервозность и истовая религиозность стали граничить с патологией. Держать его на работе желающих находилось все меньше, но переезд семьи в Осло ничего не изменил: Мунки впали в бедность, все глубже погружаясь в отцовские кошмары. Результат вышел закономерный: все пятеро детей имели психические отклонения, а у одной из сестер диагностировали психическое заболевание. Эдвард отличался слабым здоровьем, сидел дома, подле отца, и всю жизнь потом считал, что искры безумия почерпнул именно от него.
Рисовать Эдвард начал от скуки: ребенок проводил большую часть времени дома и пытался таким образом развлечься. Но искусство рано стало его судьбой: поступив после школы в инженерный колледж, Эдвард пробыл там всего год, после чего оставил заведение, чтобы профессионально учиться и стать художником. Сразу же поступил в Королевскую школу искусств в Осло. Отец был в ужасе: для него все художественные профессии были символом разврата и презрения к религиозным заповедям. Тем не менее сына он не выгнал, позволил ему учиться, хоть и запретил рисовать дома обнаженную натуру. Известно, что Эдвард ее все равно рисовал и что отец уничтожил его рисунки ню из-за своей религиозности, но кое-какие все же дошли до наших дней.
В художественной школе яркий и необычный талант новичка сразу же заметили, а учился он вообще с необычайной скоростью, участвовать в выставках начал через год, и очень успешно. О нем заговорили. Уже тогда его картины казались странными, а экспрессивность — доведенной до абсурда, но прославивший Мунка стиль тогда еще не сложился и колебался в широком диапазоне от реализма до импрессионизма.
Потом молодой художник познакомился с Хансом Йегером, и это определило его взгляды навсегда. Йегер был необычным человеком. Философ, теолог, анархист, а позже и социалист, он проповедовал своеобразный вариант популярного в ту пору нигилизма. По его мнению, истинная свобода возможна только в смерти, а путь к ней лежит через суицид. Лезть в петлю он при этом не торопился, ведя вольно-богемный образ жизни и заполняя бытие хорошей едой, качественным вином и женским обществом. Отказ от всех традиционных ценностей разом сочетался в нем с социалистическими иллюзиями, а призывы к анархии — с любовью к довольно дорогостоящему образу жизни. Тем не менее он помог молодому Мунку сформулировать главный принцип его творчества: не должно быть пределов и запретов для глубин познания. Это позволило Эдварду уйти с головой в бездны разума — туда, где рождаются неосознанные желания, скрытые эмоции и сильные чувства.
Изучение темных сторон души, подстегнутое собственными психическими проблемами и наблюдением за паноптикумом душевных расстройств, в которое к тому времени превратилось его семейство, помогли Эдварду понять, что импрессионизм ему не подходит. Он начал считать импрессионистскую технику недостаточно выразительной, слишком холодной и принялся оглядываться вокруг в поисках более эмоционально содержательных стилей.
За последующие несколько лет молодой талант перепробовал множество техник, все больше склоняясь к постимпрессионистской. В отличие от импрессионистов, художники более поздних течений стремились показать не сиюминутное настроение, а глубинную (и поэтому постоянную, статичную) суть, как можно более неприукрашенную, выделить самое главное, скрытое. На их полотнах много символических предметов, призванных отражать устойчивые и непреходящие ценности окружающего мира. Эдварду идея настолько пришлась по душе, что он решил получить еще одно образование и поступил на двухгодичный курс к профессору французской Школы изящных искусств Леону Бонну.
Париж тех лет был мировой Меккой живописи, и Эдвард проводил здесь время, по утрам занимаясь с профессором, а потом бродя по бесконечным галереям и музеям — делая копии картин или просто разглядывая детали. Сильнее всего его впечатляли работы Ван Гога, Гогена и Тулуз-Лотрека. Эдварда поразило то, как они используют цвета и их контрасты для выражения эмоций. Рисовал он все больше, с каждым разом все дальше отходя от существующих направлений в сторону выражения концентрированных эмоций.
К сожалению, завершить обучение Эдварду не удалось — умер отец, и пришлось возвращаться в Норвегию, чтобы взять на себя заботы о братьях и сестрах. Поддерживал он их после этого всю жизнь, но на самом Эдварде смерть отца сказалась плохо — он с трудом выбрался из затяжной депрессии.
Пережитое отразилось в самой первой его картине, которая стала знаменитой, — «Меланхолия»: молодой мужчина сидит на морском берегу, вглядываясь во что-то, что видит только он. В качестве основного выразительного средства тут использован цвет, имеющий символический смысл. Позже работу сочтут шедевром символизма, но у современников она вызвала неоднозначную реакцию.
Тем не менее Мунк получил приглашение устроить выставку в Берлине. После того как она закрылась, Эдвард прожил в немецкой столице четыре года, часто экспонируя работы. Но главное — он делал бесконечные рисунки, доводя до совершенства свой уникальный стиль. По сохранившимся наброскам хорошо видно, как это происходило: на каждом очередном листе все меньше фоновых изображений и все больше внимания уделяется центральной фигуре, а главные герои все меньше похожи на живых людей и все больше на символы — смерти, родительства, любви, мужского и женского начала, — отражающие чистые эмоции. Для Мунка внутренний мир всегда был гораздо интереснее внешнего, и в его изображении он достиг большого мастерства.
Позже Эдварда Мунка будут считать создателем направления, названного экспрессионизмом. Очень точно, ведь суть экспрессионизма — максимальная эмоциональная выразительность с демонстрацией неочевидных или подавленных чувств и эмоций, тех, что люди обычно скрывают от посторонних, а нередко и от самих себя.
К 1893 году Эдвард достиг вершины творчества. Мировая живопись в результате получила одну из самых узнаваемых картин XX столетия — «Крик».
Началось все с того, что Эдвард, приехав в Норвегию, пошел гулять в компании двух друзей. Для прогулки они выбрали пешеходную дорожку над фьордом. Дело было на закате, и внезапно небо приобрело ярчайший красно-оранжевый цвет. Красивый закат в Осло не редкость, но Эдвард застыл, потрясенный, отстав от друзей и ощущая, по его воспоминаниям, «огромный и бесконечный крик природы». Художник много раз пытался объяснить, что он чувствовал в эту минуту, но есть чувства, которые трудно описать словами. Самые выразительные его определения — «природа кричала в моей крови» и «изучение души, то есть изучение себя».
Изображение на картине вышло странное: человеческая фигура упрощена чуть ли не до состояния скелета, черты условны, но эмоциональный накал получился такой силы, что ощущается почти физически. Фигура символизирует тревогу, и это отлично заметно — именно ее чувствует большинство зрителей. Полотно специфическое, у многих оно оставляет ощущение психического дискомфорта, и это на самом деле так. Когда Мунка в интервью однажды спросили о времени, проведенном в Норвегии после смерти отца, он ответил, что почти сошел с ума за первый год, и добавил, что «Крик» отражает его состояние именно в этот период.
Реакция критиков поначалу была неоднозначной, но, вдохновленный идеей, Эдвард начал создавать серию картин, которая считается главной его работой. Он назвал ее «Frieze of Life» — «Фриз жизни» и добавил подзаголовок «Поэма о Жизни, Любви и Смерти». Суть та же — отражение глубинных темных сил, движущих людьми. Все полотна цикла без исключений глубоко символичны. Каждая фигура отражает скорее определенное философское понятие, чем человека: смерть, тревогу, безнадежность, одиночество и множество других тяжелых сторон жизни. В цикл Эдвард вложил весь свой эмоциональный опыт: раннюю потерю матери, полусумасшедшего отца, смерть двух сестер от туберкулеза и безумие третьей, помещенной в психиатрическую лечебницу, годы непонимания и одиночества, размышления о самоубийстве и другие подобные вещи.
«Фриз жизни» принес Эдварду успех, и он получил приглашение провести выставку в Париже. Она прославила его. Но накал страстей даром не прошел, и в 1908 году художнику пришлось лечь в психиатрическую лечебницу — исцеляться от тревожности, галлюцинаций и пристрастия к выпивке. Клиника оказалась на самом деле хорошей, а Эдвард искренне хотел вылечиться, так что восемь месяцев спустя он покинул больницу сильно изменившимся человеком. Это заметно по его поздним работам: они гораздо менее пессимистичные, цвета более яркие, а в сюжетах куда больше радости. Эдвард Мунк стал более уравновешенным и счастливым, по воспоминаниям друзей — снова научился смеяться, а однажды едва не женился. Способствовал психическому здоровью и коммерческий успех: картины стали продаваться, причем по очень высоким ценам. Художник купил несколько домов в Норвегии, переехал туда насовсем и последние двадцать лет своей жизни прожил в согласии с собой и миром, умерев в восьмидесятилетнем возрасте. «Крик» всю жизнь служил Эдварду Мунку напоминанием о былых бедах, которые удалось пережить.
Подготовила Елена Чернявская