Георг Гендель – самый английский немецкий композитор
22/03/2022 21:00

Георг Гендель — самый английский немецкий композитор

культура
искусство
музыка
классическая музыка
Великобритания
германия
commons.wikimedia.org

Британия небогата на «больших» классических композиторов, но есть одно исключение. Стоит честно сказать, что родился он в Германии, но почти всю свою взрослую жизнь прожил именно в Британии и даже перешел в британское подданство. Музыкант этот пользуется мировой славой, его произведения исполняют все симфонические оркестры мира, а в Лондоне ежегодно в марте проводится посвященный ему всемирный фестиваль. Это Георг Гендель — один из создателей северной барочной музыки в ее нынешнем варианте.

commons.wikimedia.org

Детство и музыка

Родился Георг Фридрих в 1685 году в немецком городе Халле, в семье цирюльника Георга Генделя. И хотя занимался тот не столько цирюльным делом, сколько медициной (что по тем временам было вполне обычно), больших доходов семья не имела. Его отец был мастеровым-медником, а жена происходила из семьи сельского священника. Родители изо всех сил старались дать своим восьмерым детям самое лучшее и обеспечить их достойной профессией. Это вполне удалось — пятеро из детей в будущем занимались медициной. А вот с младшеньким Георгом Фридрихом вышло иначе.
Мальчик с ранних лет бредил музыкой. Отец, заметив это в своем пятилетнем отпрыске, пришел в ужас: в серьезной музыке он не разбирался, никогда ее не любил, и в его представлении музицирование означало что-то вроде выступлений на ярмарке. В результате он запретил сыну даже думать об этом. Запрет не помог: однажды мальчишка нашел на чердаке родного дома невесть как там оказавшийся старенький клавикорд… Дожидался, когда все в доме уснут, поднимался на чердак и играл. Его никто и никогда этому не учил, поэтому он нажимал клавиши по наитию, пытаясь на слух подобрать ту или иную мелодию.
Так продолжалось пару лет, а потом отец взял сына с собой поглазеть на город покрупнее. Как-то ушел по делам, оставив Георга-младшего посидеть в церкви (в старину так делали часто). Ребенок дождался, пока строгий родитель уйдет, а потом не выдержал — уселся за стоявший в церкви хороший клавикорд и принялся экспериментировать.
За этим занятием его застал местный герцог, несколько минут изумлялся, слушая юного исполнителя, а потом изумился еще больше — когда выяснил, что Георга никто никогда не учил музыке и что он понятия не имеет, что такое ноты.
В этот момент вернулся Гендель-старший, и герцог был настолько впечатлен, что счел нужным поговорить с ним, изо всех сил постаравшись объяснить отцу юного дарования, почему его нужно учить музыке. Герцог, видимо, был убедителен, потому что с этой минуты судьба Георга Фридриха изменилась навсегда.

Карикатура: Гендель, Бах, Тартини, Кванц, Глюк и Джомелли, неизвестный автор, 1714 commons.wikimedia.org

Учеба

Георг-старший увлечения сына музыкой по-прежнему не понимал, но калечить жизнь запретами не стал. Наоборот — вернувшись домой, он нашел лучшего учителя музыки из тех, что были ему по средствам, а потом и купил несколько музыкальных инструментов.
Наставником стал органист местной церкви Фридрих Цахау, и всю последующую жизнь Георг вспоминал о нем с благодарностью. Играл Цахау в храме, но имел большую личную нотную библиотеку, где были произведения самых разных жанров, и он особенно постарался познакомить своего ученика с каждым существующим направлением, не ограничиваясь церковной музыкой. Под его руководством Георг не только освоил музыкальную грамоту, но и начал сам сочинять. Со временем Цахау (ставший с возрастом склонным к выпивке) все чаще доверял ученику играть во время церковных служб вместо себя, и последних два года обучения Георг фактически работал органистом.
Тем временем стало очевидно, что этот учитель уже научил всему, чему мог, — подросшему Георгу требовалось более серьезное образование. Его отец все еще был не очень-то доволен выбором сына, но объехал нескольких курфюрстов в попытках найти для Георга стипендию на обучение в Италии. В поисках он не преуспел, а вскоре и умер. Про учебу в Италии пришлось забыть, и Георг Гендель со временем просто закончил гимназию и поступил в местный университет, занимаясь всем понемногу и параллельно начав работать органистом в кафедральном соборе. Было ему на тот момент чуть больше семнадцати лет. Задержался Георг там ненадолго — уже через год он уехал в вольный город Гамбург и устроился в единственный на тот момент в этой части Европы оперный театр.

commons.wikimedia.org

Начало карьеры

Следующие семь лет жизни он упорно писал музыку. Каждая его опера была успешнее предыдущей, и их ставили во многих европейских театрах. Тут нашлись, понятное дело, желающие переманить талант к себе, и вскоре Георг по приглашению семейства Медичи переехал в Италию, где писал в основном церковные опусы. Потом его переманили еще разок, и свое двадцатипятилетие Георг Гендель встретил, занимая должность придворного капельмейстера при дворе Ганноверского курфюрста.
Также по приглашению английского посла в Венеции Георг приехал выступать в Англию, и она так ему понравилась, что он решил осесть тут навсегда.
Переехав на Британские острова, Гендель написал несколько произведений для королевы Анны, получил от нее за это пенсион и поэтому мог жить безбедно, занимаясь только сочинением музыки. В последующие годы он написал множество разных произведений, преимущественно опер, которые на тот момент были самым главным жанром.

Карикатура на Генделя Йозефа Гупи, 1754 commons.wikimedia.org

Мода на оперы

За последующие двадцать лет Гендель создал десятки опер для нескольких разных театральных компаний. Все они работали в Британии, но произведения разошлись куда шире и были популярны по всей Европе, в том числе в Италии. Георг обладал уникальным стилем, в котором сочетал достоинства немецкой музыкальной школы со всеми достижениями итальянской барочной музыки. Особое место в его произведениях занимал хор — Гендель до сих пор считается одним из величайших мастеров хорового вокала.
Также за свою жизнь Георг успел написать музыку для официальных церемоний аж для трех британских монархов, сменявших друг друга на троне. Для права взять самый первый такой государственный заказ Георг принял английское подданство: по законам тех лет иностранцы не имели права писать музыку для официальных мероприятий. Один из его гимнов для коронационных торжеств получился таким удачным, что его до сих пор исполняют на каждой коронации.

Жестокая конкуренция и ее результаты

Карьера Генделя, тем не менее, вовсе не была безоблачной. Когда он только прибыл в Лондон, Георг оказался тут единственным композитором, писавшим итальянские оперы. Именно поэтому его, собственно, так быстро представили ко двору. Но со временем ситуация изменилась. Появились другие авторы, и лет десять между ними была жестокая конкуренция. Причем соперники Генделя сумели объединиться и периодически переходили к открытой травле. Чтобы победить, композитору пришлось съездить поучиться в Италию — он отправился туда в надежде получить свежие идеи. Затея увенчалась успехом, но на почве карьерных взлетов и падений Гендель сменил несколько театров и театральных компаний. Во всех них он занимал высокие должности — менеджера или директора, одновременно писал музыку и успевал вести благотворительную работу, а параллельно боролся с конкурентами. Всего он написал 42 оперы и 25 ораторий.

Незавершенный входной билет на выступление «Мессии» в мае 1750 года, включая герб места проведения, «Дома подкидышей» commons.wikimedia.org

«Мессия»

С возрастом Гендель перешел к более серьезным формам и написал еще несколько ораторий, из которых самая знаменитая — «Мессия». Ее он сочинил в момент, когда конкуренция стала особенно лютой и композитор подумывал даже переехать в другую страну. Но оратория вышла такой внушительной, что мгновенно вернула Георгу популярность, причем всеевропейскую.
«Мессия» — до сих пор самое исполняемое его произведение. Наиболее знаменитый хор оттуда — «Аллилуйя» — известен в Британии, наверно, всем. Это одно из немногих чисто религиозных музыкальных произведений, сохранивших массовую популярность так надолго. Написана оратория была для празднования Пасхи, текст либретто целиком состоит из англоязычного перевода Библии, стандартного для той эпохи. В первой части он взят в основном из Ветхого Завета, во второй — из Псалтыри, а для третьей использованы тексты по большей части из Нового Завета. Текст хора «Аллилуйя» — тоже из Библии, а именно из Книги Откровения Иоанна Богослова, также входящей в Новый Завет.

The Foundlings House – «Дом подкидышей» commons.wikimedia.org

Благотворительность

Георг Гендель вел огромную благотворительную работу. Его никто не просил этим заниматься, но, как только у композитора появились в Англии деньги, он начал поддерживать сиротские приюты. Со временем и ростом популярности он превратился в очень серьезного благотворителя и еще более серьезного общественника и занимался не только денежной поддержкой благотворительных заведений, но и бесплатной работой, направленной на улучшение жизни бедных сословий. Много лет Георг входил в городской комитет, занимавшийся оценкой состояния городских структур, и регулярно посещал самые страшные трущобы Лондона. Он методично и упорно добивался от аристократии, короля и городской администрации установки там водяных насосов, расчистки самых антисанитарных помоек и сточных канав, постройки больниц, богаделен и приютов, своевременного захоронения умерших и т. д., и, не стесняясь, использовал для достижения цели свою всеевропейскую славу.
Самым большим его проектом стало участие в работе The Foundlings House — «Дома подкидышей». Так называли уникальное благотворительное заведение, в котором матери могли легально оставить своих нежелательных младенцев. В ту пору рождение внебрачного ребенка означало немедленную потерю работы для женщины с последующей ее смертью в придорожной канаве от голода вместе с младенцем. Это не метафора — умерших на улице от голода людей, детей в том числе, в ту пору находили едва не каждый день. Поэтому новорожденных пристраивали, подкидывая их ночью на порог какой-нибудь церкви, в результате чего половина из них умирала от подхваченной при подкидывании простуды. Создателям «Дома подкидышей» это казалось плохой идеей, и они сумели добиться для своего заведения исключения в законе — оставить там ребенка можно было открыто, мать могла навещать его, а если у нее позже появлялась такая возможность — то и забрать обратно. В тринадцать-четырнадцать лет детей отдавали в обучение к мастерам с хорошими рекомендациями, тоже под контролем приюта.
Поначалу Гендель предложил только благотворительные концерты, чтобы помочь собрать денег: он давал органные концерты, а все доходы от продажи билетов шли приюту. Но со временем также принялся заниматься административными делами. Именно Генделю пришла идея познакомить слепых детей (была в «Доме» и такая группа) с красотой мира, дав им послушать музыку. Для этого он по вечерам регулярно приходил в приютскую церковь и бесплатно исполнял для слепых сирот свои произведения. Позже он завещал «Дому подкидышей» авторские права на ораторию «Мессия» — самое свое знаменитое и исполняемое произведение.
Гендель участвовал в основании Общества помощи разорившимся музыкантам и их семьям и давал благотворительные концерты для улучшения положения заключенных, богаделен и нескольких благотворительных госпиталей. Георг был в то время самым знаменитым композитором Британии, билеты на его концерты стоили дорого, так что благотворительным организациям он приносил огромные по тем временам деньги.
Умер Георг Гендель в возрасте семидесяти четырех лет, окруженный всеобщим уважением, и похоронен в Вестминстерском аббатстве.

Подготовила Елена Чернявская

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024