Неделя русского кино — это весело: церемонии открытия и закрытия, красная дорожка, вручение наград, шампанское и много творческих людей, которые готовы говорить о кино, восхищаться Лондоном, строить планы, обмениваться опытом.
Но не весельем единым жила кинонеделя: в четырех британских городах показали 50 новых фильмов из России: от анимации и короткого метра до полнометражных комедий, блокбастеров и драм. Многие киноленты, например, «Собибор» Константина Хабенского и «Тренер» Данилы Козловского собрали полные залы. Бонусом для киноманов стали сеансы с сессией Q& A — вопросов и ответов, и зрители смогли поговорить с Владимиром Машковым, Константином Хабенским, Данилой Козловским, Ириной Старшенбаум, Авдотьей Смирновой и другими.
В кулуарах доводилось слышать восторженное мнение англичан об уровне киноработ — для многих современный русский кинематограф стал открытием. Британский режиссер Джеймс Хакинг был удивлен лентой «Гоголь. Страшная месть»: «Это развлекательный фильм хорошего европейского уровня. Не ожидал, что в России сегодня делают такое кино с отличными спецэффектами». Кстати, первая часть трилогии «Гоголь. Начало» вышла в британский прокат в 2017 году. На встрече со зрителями создатели киноленты отметили интересный факт: успех кинотрилогии, основанной, хоть и очень условно, на творчестве, особенностях личности и жизни писателя Н. В. Гоголя, привел к увеличению продаж его книг.
В программе фестиваля было немало авторских лент. Британский актер Брайан Кокс, председатель Международного жюри кинопремии «Золотой единорог», которую вручили в рамках Недели русского кино, сказал, что перед членами жюри в этот раз стояла непростая задача выбрать лучших среди равных. «Фильмы, которые я увидел за последнюю неделю, были потрясающими. Они сделаны на необычайно высоком уровне, такого я не видел давно».
Лидером по количеству наград неожиданно стал фильм «Как Витька Чеснок вез Леху Штыря в дом инвалидов» 32-летнего режиссера Александра Ханта. Еще пару «единорогов» из богемского хрусталя с 24-каратным золотым напылением принесли картине автор сценария Алексей Бородачев и актер Евгений Ткачук. Как объяснил продюсер Филип Перкон, гарант качества фильмов — прозрачная система подачи заявок через сайт, благодаря которой пролоббировать какую-то работу просто невозможно. «Наше жюри смотрит фильмы непредвзятым взглядом — они часто не могут знать, кто в России известен, а кто — нет».
Тандемом с начинающим актером Ткачуком в фильме снялся маститый Алексей Серебряков, колоритная внешность которого запомнилась британцам по сериалу «МакМафия». Скромный бюджет в 25 млн рублей, который позднее пополнился за счет краудфандинга, не позволил бы команде оплатить работу Серебрякова, но актеру настолько понравился сценарий, что он согласился сниматься бесплатно. «Я рад за всю съемочную группу, которая проливала пот и кровь на площадке. RFW — важное мероприятие. Здорово, что русское кино таким сподвижничеством двигается к мировому зрителю. Для России было бы большой ошибкой снимать только для себя», — сказал Хант, подчеркнув, что в России складывается довольно странная индустрия «неживого» кино, которое не ломает дистанцию между зрителем и экраном: «Я снимаю кино как раз вопреки индустрии. Современная Россия ведет себя обособленно, настаивает на своей уникальности и часто отвергает общемировые процессы. Мы должны преодолеть границы этого ощущения собственной отчужденности».
Одним из самых больших достижений фестиваля специалисты в области кино считают все же не показы, не премии и даже не собранные во время гала-ужина в пользу фонда красавицы Натальи Водяновой «Обнаженные сердца» £168 тыс., а два дня кинофорума, так называемых industry days. «28 ноября мы показали британцам российские проекты под брендом Made in Russia, которые находятся в работе», — сказал Филип Перкон. «С британской стороны были великолепные гости и спикеры: Lionsgate Cinema, BFI, Altitude Films. А 30 ноября британские кастинг-директора встречались с русскими актерами и давали им свои профессиональные советы».
Участницей программы Casting Bridge стала актриса Екатерина Дар, которая недавно снялась во французской ленте «Ночное радио „Париж“. Оказалось, что русские актеры должны были записать монолог на английском, сделать видеовизитку, собрать лучшие фото и подготовить шоурил: „Профессионалы объясняли, какие вещи работают на Западе, а какие — нет. Как актриса, я не хочу просто приехать в Великобританию для галочки, чтобы у меня была здесь хоть какая роль. Наоборот, я хочу быть актрисой такого уровня, которая легко может за своей ролью уехать в любую страну. RFW позволяет наладить связи, которые могут сделать эту мечту реальностью“.
Это мнение разделяет и Олег Асадулин, режиссер «Зеленой кареты»: «Неделя проходит в удобном формате, где есть что-то и для зрителя, и для светских персонажей, и для киношников. Даже если ты не привозишь на фестиваль какой-то готовый продукт, сам факт личного общения, особенно с иностранными партнерами, очень важен».
Елизавета Шмакова — один из лучших кастинг-директоров России, заметила, что британским профессионалам было интересно лично познакомиться с актерами, которых они только что видели на большом экране: «Такая возможность на кинофестивалях предоставляется редко. Я рада, что русские актеры смогли представить себя британскому кинобизнесу, получить советы и рекомендации. Лондон — это важная театральная и киноплощадка, нам необходимо здесь присутствовать. Прекрасно, что на неделю мы забыли о политике: за искусством — правда, а правда всегда побеждает».
Среди праздничной кинокруговерти многие забыли о напряженных отношениях между Великобританией и Россией, а также о том, что само существование Недели русского кино в этом году было под угрозой. Об этом сказал на пресс-конференции перед церемонией открытия Недели в кинозале Empire Cinema Филип Перкон: «Самое большое достижение — это то, что праздник вообще состоялся. Еще весной, когда все СМИ кричали об отравлении Скрипалей, убедить людей продолжать делать русский проект было почти невозможно. Но наперекор обстоятельствам мы провели эту Неделю и, кстати, достигли рекордной посещаемости — почти 15 тыс. зрителей пришли на кинопоказы. Сложностей с визами не было, британские власти нас не притесняли, а вот некоторые бизнесмены пошли на попятную».
Третья Неделя русского кино прошла с огромным успехом: «С нами уже начинают считаться, — продолжил Филип. „О „Золотом единороге“ говорят как о серьезной независимой премии. А три года назад этого ничего просто не было».
Подать заявки на следующий год можно начиная с 1 февраля на сайте www.goldenunicornaward.com
Подготовила Елена Лео