8 октября в Лондоне начался 58-й кинофестиваль, гостями которого стали звезды мирового кино Бенедикт Камбербэтч, Миа Васиковска, Кира Найтли, Риз Уизерспун и другие актеры. Фильмы, отобранные жюри для показа в этом году, неожиданно и по-новому интерпретируют темы, считающиеся актуальными в западном мире. Кристина Москаленко побывала на нескольких премьерах и услышала, что говорят об этих фильмах их создатели.
«Игра в имитацию»: трагическая история
Фестиваль открыл фильм норвежского режиссера Мортена Тильдума «Игра в имитацию», главные роли в котором исполнили самые «горячие» британские актеры: Бенедикт Камбербэтч и Кира Найтли. Если вам понравился фильм «Король говорит», то «Игра в имитацию» гарантированно попадет в десятку. И не только из-за сильно раскосых глаз Камбербэтча и эротично приоткрытого рта Найтли. Прежде всего это по-голливудски качественно прописанная история Алана Тьюринга — профессора математики из Кембриджа, который во время Второй мировой войны изобрел устройство, ставшее прототипом современного компьютера. С его помощью британская разведка смогла получать данные немецких шифровок и планировать контроперации. По подсчетам ученых это помогло ускорить конец войны на два года. Но, естественно, для хорошего кино мало быть героем. Нужна драма, которая состоит в том, что Алан — человек нетрадиционной сексуальной ориентации. А в Великобритании 1950-х за нежные отношения с людьми своего пола отправляли в тюрьму и выкидывали из бурной реки истории на берег безвестности. Таким образом, «Игра в имитацию» восстанавливает историческую справедливость, рассказывая историю человека, который повлиял на историю всего XX века, но о котором в послевоенной Британии предпочли забыть. Об этом актеры и режиссер говорили на пресс-конференции, последовавшей за британской премьерой фильма.
Бенедикт Камбербэтч: От Алана Тьюринга осталось очень мало. У нас есть всего пара фотографий, так что мы не можем узнать, например, как он одевался. Не осталось никаких аудиозаписей: мы не знаем, как он говорил. Родственников и друзей нам найти не удалось. Все это, конечно, дало мне огромную творческую свободу в интерпретации его образа. Я сам не обязательно очень хорошо разбираюсь в математике, но идея о том, что язык — это схема, которую можно закодировать универсальными символами, понятными хоть в Китае, хоть в России, вдохновила меня! Мне показалось, что это был человек, который не шел на компромиссы. Мне это понравилось. Я считаю, что это сильная черта сильного характера. Не подумайте, что я выбираю только роли умников: если мне понравится роль дурака, я с удовольствием буду это играть. Просто когда мне предложили сыграть Алана, я не мог сказать «Нет». Сыграть такого героя — честь для меня.
Кира Найтли: В возрасте 70 лет моя героиня Джоан Кларк, которая помогала Алану разрабатывать дешифровальное устройство, изменившее ход войны и истории, дала одно интервью. Оно, кстати, есть в интернете. Я посмотрела его. Меня поразило, насколько это спокойная и женственная дама. Да, она говорила о дружбе между ней и Аланом, но за покровом слов я чувствовала всю ту любовь, которая существовала между ними. Учитывая вклад этих людей в иторию, от них осталось очень мало, но я старалась передать хотя бы то, что знала о своей героине. Что касается меня, то в школе уроки математики были для меня смерти подобны.
Мортен Тильдум: Мы снимали в Лондоне и Кембридже, потому что хотели быть максимально близки к реальности Алана и Джоан. Они сыграли важную роль в нашей истории, поэтому я хотел передать их историю правдиво. Тем более, я всегда был аутсайдером в Голливуде, и мне было особенно интересно снимать кино о людях, которые отличаются от большинства, о людях, которые опережают время. В какой-то мере этот фильм для меня — гимн индивидуальности.
Бенедикт Камбербэтч: Если вся эта шумиха по поводу «Оскара» привлечет людей к просмотру этого фильма и они узнают об Алане Тьюринге — это все, что нам нужно. Вообще, я не знаю, почему правительство так долго тянуло с тем, чтобы признать его заслуги перед нацией. Быть может, из-за того, что в 50-е огромное число людей нетрадиционной ориентации были так или иначе за это наказаны? Я не королева и не Дэвид Кэмерон, не могу утверждать, что это именно так, но мы вообще-то живем в эру секретности, а это опасно. Со своей стороны я лишь хотел рассказать максимально широкой аудитории о том, кто это был такой и чего он достиг. Открывая фестиваль этим фильмом, я чувствую себя просто чудесно!
«Мужчины, женщины и дети»: цифровая драма
Фильм «Мужчины, женщины и дети» канадского режиссера Джейсона Райтмана понравится тем, кто ненавидит, когда члены его семьи сидят по компьютерам и айпэдам, жуя чипсы, вместо того, чтобы есть вкусный ужин за общим столом и рассказывать друг другу о том, как занимательно прошел день. Его поймут те, кто застукивал своих возлюбленных за просмотром порно. Его поймут те, кто тайно регистрировался на сайтах знакомств, чтобы немного развеяться от равномерного качания любовно-семейной лодки. Его поймут те, чьи интимные фото становились достоянием общественности. Его поймут все те, чья жизнь с приходом технологий изменилась, но непонятно: к лучшему или к худшему. О том, как к этому относиться и зачем об этом говорить, режиссер Джейсон Райтман и актер Энсел Эльгорт, исполнивший роль влюбленного подростка Тима, рассказали после премьеры фильма в рамках Лондонского кинофестиваля.
Джейсон Райтман: Каково это — влюбиться в 2014-м? Всего за семь лет мы прошли путь от мобильного телефона размером с батон до смартфона! В школах в Техасе убрали локеры, потому что у детей нет книг! И ввели дни с девайсами и дни без девайсов. На некоторых уроках детям разрешили слушать плееры! Конечно, технологии изменили нашу жизнь! Когда я прочитал книгу Чада Калтгена «Мужчины, женщины и дети», по которой написан сценарий, я сразу захотел снять фильм. Но у меня было такое же ощущение, как от «Лолиты». Как? Как снять по этому фильм? «Герой мастурбирует у компьютера своего сына-подростка»? Так будут выглядеть строки в сценарии? В итоге мы писали сценарий с Эрин Крессидой Уилсон, которая написала «Секретаршу» и преподает в университете. Мы хотели, чтобы в фильме были представлены мужская и женская точки зрения, чтобы они флиртовали между собой. Верите или нет, но от этого фильм получился менее шокирующим, чем книга.
Энсел Эльгорт: Формально это история школьной любви. Но если откинуть тот факт, что суть любви одна и та же во все времена, все, что чувствуют герои, — очень современно. Согласитесь, технологии поменяли наш способ общения друг с другом. Они поменяли нас как людей. Я знаю, что этот сценарий испугал многих актеров. Когда я его читал, я тоже испугался, но потом подумал, что самое время для такого фильма и я должен быть в нем. Это первый фильм, который по-настоящему открывает дискуссию на тему: как технологии меняют нас. Мы должны начать говорить про эти вещи.
Джейсон Райтман: Знаете, снимать кино про молодежь вообще-то очень сложно. ¾ суток они смотрят на экраны телефонов, а это не очень кинематографично. Я же не могу два часа показывать, как люди ходят по городу, уставившись в кусок стекла. Поэтому я ввел в этот фильм еще одного героя — экран смартфона и компьютера, с которым герои общаются. Через открытые окна, мигающие иконки и сообщения мы узнаем, что происходит в жизни героя. Нам пришлось учиться монтировать такой материал. Потому что раньше мы просто следили за объектом на экране, слушали, что он говорит, но теперь к этому прибавляются буквы и картинки, которые тоже говорят, но молча. Это кино о том, как глубоко личные моменты и глубоко личные тайны подростков, мужчин и женщин, состоящих в браке и разведенных, выставляются напоказ.
Энсел Эльгорт: Когда мне было 15, у меня был айфон, и я прошел через все то, через что проходит мой герой Тим. Лично я не так уж сильно опасаюсь того, что несут с собой технологии. Мир все равно постоянно меняется.
«Госпожа Бовари»: классическая экранизация
Флобера экранизировали много, но никогда этого не делали режиссеры-женщины. Версия «Госпожи Бовари» француженки Софи Бартез получилась ожидаемо очень женской: шикарные костюмы, красноречиво отражающие психологическое состояние героини, красиво выстроенные кадры, мягкий свет. Даже если не знать, что фильм снят женщиной, это можно понять по тому, что действие подчеркнуто неэротично, хотя любой мужчина рассмотрел бы в истории госпожи Бовари уйму пикантных подробностей. В том, что фокус смещен с секса и факта измены на переживания героини, которые выражены без силы и истерик, а слабо и еле уловимо, тоже очень много женского. И в том, что на роль госпожи Бовари выбрали Мию Васиковску, которая, кажется, постоянно играет «райских птичек, зепертых в клетке», — проявления того же. Именно поэтому фильм привлекает женскую аудиторию всех возрастов. «Если среди вас сегодня оказались пары, то вечером у вас будет очень интересный разговор», — так начала свой рассказ о фильме режиссер Софи Бартез.
Софи Бартез: Я целый год сидела в декретном отпуске. Когда мне на глаза попался сценарий «Госпожи Бовари», я подумала: «Даже не притрагивайся». Но я люблю эту книгу еще с 14 лет, поэтому в глубине души мне очень хотелось открыть этот ящик Пандоры. Решившись, наконец, снять фильм, я поняла, что не вижу в роли Эммы никого, кроме Мии. Посмотрите на нее: она такая молодая, но уже сейчас невозможно понять, что она думает, что она чувствует. В ней есть какая-то тайна. Как и в Эмме. Я много думала о том, в чем же проблема Эм-мы. В итоге мне кажется, что ее проблема очень созвучна проблеме нашего времени: мы не живем настоящим, мы мечтаем о другой жизни, более красивой, мы не удовлетворены тем, что имеем.
Миа Васиковска: Мне всегда нравилось играть персонажей раздраженных, а не милых и прекрасных. Эмма — это концентрация эмоций, которые нам в себе не нравятся. Она постоянно злится, ревнует, завидует. Она полная противоположность классической героини. Как любая женщина, она красиво одевается, но ее одежда — не просто платья. Это ее эмоции, которые в итоге губят ее. Я очень хорошо прочувствовала тот символизм, потому что красивые платья, пышные юбки и корсеты стали моими врагами. В корсете ничего невозможно делать! Постоянно думаешь: «А смогу ли я дышать, если выпью воды?» И молишь о наступлении ланча! Не чтобы поесть, а чтобы снять все это на какое-то время. Пытка платьями очень помогала вжиться в роль.
«Дикая»: торжество феминизма
Еще один фильм о женщине, который вдобавок идеально следует современному тренду «показывать женщину как субъект, а не как объект». Героиня Риз Уизерспун Шерил Стрейд тяжело переживает смерть матери: начинает употреблять героин и заниматься сексом «со всем, что движется». Психотерапевты справиться с этим не могут, отношения с мужем летят в тартарары, а Шерил решает махнуть на все рукой и уйти в леса, чтобы понять себя, находясь в полном одиночестве. Она покупает палатку, карту, треккинговые ботинки и отправляется в поход по Западному побережью США. Будучи не только сильной женщиной, которая может таскать на себе рюкзак по горам, но и блондинкой, она, естественно, забывает, что еду в поход надо запасать заранее, что вода может закончиться вдали от крана и что в лесу водятся не только оголодавшие звери, но и мужчины. Но, как говорил Рильке: «Есть только одно путешествие — внутрь себя». Поэтому Шерил не отступает, грациозно справляется со всеми неурядицами и выходит из леса победительницей, несмотря на то, что в конце фильма у героини нет ни дома, ни семьи, ни работы, ни денег, ни даже красивых туфель. Фильм снят по книге реальной Шерил Стрейд, с которой в середине 90-х случилась вся эта история.
Риз Уизерспун: Когда мне в руки попал сценарий, я подумала: «О`кей, пойти в поход я могу», но 94 дня? Одна? Смогу ли я это сыграть? Я же постоянно говорю на экране, а тут надо было молчать. Но мы все постоянно говорим о том, что в кино нужны сильные женщины. Это была как раз такая роль, и я подумала: «Если не я, то кто?» Когда мы только начинали работу над фильмом, я утешала себя: «Подумаешь, рюкзак! Ну положат в него газеты, и я буду себе ходить перед камерой, не впервой!» Но режиссер Жан-Марк Вале набил его именно теми вещами, которые Шерил брала с собой в поход. Это было тяжело! Однако самое тяжелое было играть сцену, где Шерил занимается сексом с двумя мужчинами одновременно. Я никогда ничего подобного не делала.
Шерил Стрейд: Ну извините, в 90-е я вела себя как шлюха! Да, все это случилось со мной в реальности, и когда я решила раскрыть всю правду и написать эту книгу, я рисковала. Однако, когда я смотрела уже готовый фильм вместе с Риз и своим вторым мужем, я поняла, что пришло время расстаться с этой историей, отдать ее в руки других талантливых людей и жить дальше. Кстати, это я предложила режиссеру положить в рюкзак реальную ношу, чтобы Риз узнала, каково это.
Риз Уизерспун: Вчера мы с Шерил разговаривали о том, как узко порой люди видят друг друга. Все знают, что в 2013 году я и мой муж были арестованы за вождение в состоянии опьянения. Но что я могу сказать? Я рада, что все обошлось, я очень сожалею, я сделала выводы, я признала свою ошибку и я двигаюсь дальше. Это часть человеческой жизни. Фильм «Дикая» отчасти говорит о том, что мы зачастую видим людей не такими, какие они есть. Это относится и ко мне тоже. Если этот фильм и эта история покажут людям, что во мне есть сложность, это нормально.
Шерил Стрейд: Как писатель могу сказать лишь одно — чтобы сказать что-то, что может стать важным для других людей, нужно не бояться высказать свою правду. Я думаю, что Риз справилась на отлично.