Канны-2021: что стоит запомнить и чего ждать в прокате
07/07/2021 10:13

Канны-2021: что стоит запомнить и чего ждать в прокате

искусство
канны
кино
фестиваль
Сергей Сычев

74-й Каннский кинофестиваль проходит с 6 по 17 июля 2021 года.

Каннский кинофестиваль в 2020 году принял принципиальное решение и не стал проходить онлайн, хотя многие другие смотры, включая Берлинале-2021 и Лондонский МКФ, не посчитали такую форму неправильной. Вместо этого Канны брендировали несколько фильмов программы и пустили их странствовать по другим смотрам. Таким образом, фестиваля не было, но он как бы состоялся. Тем не менее главные премьеры все же были отложены, включая «Петровых» Серебренникова и «Французского вестника» Андерсона. Эти картины терпеливо ждали год, чтобы теперь уже без всяких оговорок и скидок схлестнуться в творческом поединке со свежими релизами за самую престижную награду в мире кино — «Золотую пальмовую ветвь». Фильмы Каннских конкурсов — флагманы кинематографа, их будут смотреть весь год, на них будут равняться, о них будут спорить. Это они двигают кино вперед — а иногда отбрасывают его назад, ничего не поделаешь.

Мы отобрали несколько фильмов, за которыми стоит следить с особым вниманием — правда, пока что издали: в отличие от подавляющего большинства других кинофестивалей, Канны не продают билетов, и попасть туда непрофессионалу практически невозможно.

«Аннетт» Леоса Каракса

Леос Каракс — культовая фигура для синефилов, вечный романтик, величественно снимающий по одному фильму в десять лет. Финал его прошлой картины «Священные моторы» с Кайли Миноуг намекал на интерес режиссера к мюзиклу, и вот теперь его новый фильм в этом жанре открывает Каннский МКФ. Он снят на английском языке, в главных ролях Адам Драйвер и Марион Котийяр, а сюжет рассказывает о стендап-комике, у которого умирает любимая жена. В UK релиз фильма намечен на начало сентября.

«Французский вестник. Приложение к газете Либерти. Канзас ивнинг сан“ Уэса Андерсона

Пожалуй, главный хит фестиваля. В своей десятой картине Уэс Андерсон превзошел себя как минимум по количеству снявшихся там звезд: Бенисио Дель Торо, Эдриен Броуди, Тильда Суинтон, Леа Сейду, Фрэнсис Макдорманд, Тимоти Шаламе, Джеффри Райт, Матье Амальрик, Билл Мюррей, Оуэн Уилсон, Лив Шрайбер, Эдвард Нортон, Уиллем Дефо, Сирша Ронан, Джейсон Шварцман, Анжелика Хьюстон — такое ощущение, что речь идет о красной дорожке «Оскара», а не о двухчасовой комедии. В фильме три сюжетные линии, связанные с газетными статьями в американском издании, базирующемся в вымышленном французском городке. При этом некоторые  события и действующие лица вполне реальны и относятся к разным периодам истории ХХ века. Андерсон говорит, что вдохновлялся текстами «Нью-йоркера» и многое оттуда вошло в фильм почти без изменений. В UK «Вестник» должен выйти в октябре.

«Петровы в гриппе» Кирилла Серебренникова

Киноинтерпретация романа уральского писателя Алексея Сальникова была готова еще к прошлым Каннам и даже была кем-то «слита» в Сеть, пусть и в рабочей версии. Так что этот фильм посмотрело уже приличное количество зрителей, что не помешало включить его в конкурс. Если книга тяготеет к Джойсу, то фильм больше похож на российскую версию «Бердмена». Монтажные переходы в нем спрятаны, чтобы создать ощущение непрерывности повествования, хотя действие охватывает несколько десятилетий. Фильм-головоломка. Серебренникова на его премьеру не выпустили из России.

«Бенедетта» («Искушение») Пола Верховена

Верховен всегда был провокатором и скандалистом. Это касается и его нидерландской молодости, и голливудского периода: кадр с Шэрон Стоун, перекладывающей ноги, навсегда остался визитной карточкой актрисы, хотя самой ей это вряд ли было приятно. На сей раз Верховен рассказал о запретной любви двух монахинь в Италии эпохи Возрождения. Это не просто драма, а эротическая драма, пусть и не такая откровенная, как Верховен позволял себе в 70-е. В главных ролях Шарлотта Рэмплинг, Ламбер Вильсон и Виржини Эфира. Журналисты уже предвкушают список стран, где фильм будет запрещен к показу.

«Все прошло хорошо» Франсуа Озона

Озона уже очень давно интересуют темы старения и смерти: они регулярно возникают в его творчестве, и режиссер обыгрывает их в разных формах, от комедии до драмы. Вот и сейчас его главная героиня стоит перед выбором: 85-летний отец просит дочь помочь ему уйти из жизни досрочно, и она, конечно, в панике. А он — в больнице, с ударом. Озон, специалист по выбору великих актрис, пригласил в этот раз сразу три секс-символа разных эпох: Софи Марсо, Шарлотту Рэмплинг и Ханну Шигуллу, музу Фассбиндера. Отца играет Андре Дюссолье, известный своим умением балансировать на грани трагического и комического.

«Дело» Алексея Германа

Иногда в вынужденном перерыве между съемками режиссеры снимают что-то большое, хотя думают, что их работа — так, мелочь, чтобы не простаивать. Например, у Никиты Михалкова это были «Пять вечеров» во время паузы с «Обломовым». Замечательно, что некоторые считают лучшей картиной Михалкова именно «Обломова», а некоторые — «Вечера». Так и Алексей Герман, ожидая продолжения съемок масштабной военной драмы о летчицах «Воздух», сделал кино в одной декорации про школьного учителя, который сидит под домашним арестом (международное название фильма, кстати, как раз «Домашний арест»). Это ответ и «Левиафану», и «Дураку», и процессу над Серебренниковым — о картине стоит поговорить отдельно позже.

«Бабий Яр. Контекст» Сергея Лозницы

Режиссер Сергей Лозница — один из крупнейших и в то же время сложных режиссеров. Родился в Белоруссии, себя считает украинцем, учился и долгое время работал в России, но уже много лет живет в Германии. Он одновременно рафинированный эстет и страстный публицист. Он снимает документальные фильмы («Портрет», «Полустанок», «Майдан», «Аустерлиц»), создал несколько заметных игровых («Счастье мое», «В тумане», «Кроткая», «Донбасс»), а также выпустил ряд ярких монтажных лент («Блокада», «Представление», «Событие», «Смерть Сталина»). Больше всего его интересует период 1930–50-х годов, и его большой игровой фильм «Бабий Яр» тоже относится к этому времени. Но фильм идет трудно, денег нет, и Лозница пока что сделал для мемориального центра «Холокост» ряд монтажных роликов из хроники разных лет в рамках проекта «Бабий Яр. Контекст» (можно посмотреть на канале проекта). На основе этих роликов Лозница собрал и полнометражный фильм о Бабьем Яре, который будет представлен в Каннах. Вероятно, это еще один шаг к осуществлению его многострадального замысла сделать фильм о событиях 1941 года.

Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024