Хелен Миррен — одна из самых заметных фигур современного кинематографа, актриса классической английской школы, обладательница премий «Оскар», Европейской киноакадемии, BAFTA, «Эмми», призов Каннского и Венецианского кинофестивалей и других наград, носительница титула Дамы Британской империи. Шекспировские героини, венценосные особы и агенты разведок в ее исполнении впечатляют своей статью и особой породой — не важно, на каком полюсе нравственности они находятся.
Хелен Лидия Миррен — урожденная Елена Лидия Миронова, родившаяся в 1945 году недалеко от Лондона в семье Василия Миронова и Кэтлин Роджерс. Семья со стороны отца имела давние и прочные связи с Англией. Дед Хелен Петр Васильевич был военным инженером и состоял на службе в Русском правительственном комитете в Лондоне во времена Николая II, закупал оружие и военное оборудование для русской армии. Когда произошла революция 1917 года, он счел за лучшее не рисковать и остался в уже почти родной Англии. Да и новая пролетарская действительность не вызывала большой симпатии.
Его сын Василий пустил более глубокие корни и женился на англичанке из рабочего класса — Кэтлин Александрине Еве Матильде Роджерс, что не очень коррелирует с этой средой. Вероятно, причина в том, что ее отец был вхож во двор королевы Виктории, хотя и с черного хода — он служил там мясником. Скоро Василий Миронов сменил имя на местный аналог, став Бэзилом, а фамилию на созвучную — Миррен. Имя дочери тоже адаптировал — Елена превратилась в Хелен.
Родители, скорее всего, не испытывали глубоких чувств к исторической родине отца, поэтому Хелен выросла исключительно в британской культурной и языковой среде. Оказавшись на Московском международном кинофестивале, она несколько двусмысленно пошутила насчет своих корней: «Я наполовину русская и всегда говорю, что моя нижняя половина — славянская».
Страсть к лицедейству была у Хелен с детства — она мечтала стать актрисой, поэтому, когда в школе объявили о постановке «Гамлета», она была первой, кто сразу же заявил о желании играть в ней. Любительский театральный опыт настолько впечатлил юную актрису, что она решила не покидать этот чудесный мир. Однако родители решили, что молодой девушке не пристало заниматься глупостями, и отдали ее в католическую школу Святого Бернара. Хелен спорить не стала, отучилась положенное количество лет, а после выпуска поступила в драматический колледж в Лондоне.
Талант Миррен засверкал почти сразу же. Клеопатра в ее исполнении на сцене прославленного и независимого «Олд Вика» была настолько блистательной, что продюсеры Королевской Шекспировской труппы решили чуть ли не на следующий день переманить ее. Так Шекспир навсегда вошел в ее жизнь. Она продолжала играть на сцене Шекспировского театра вплоть до 60-х годов, когда случилось кино.
Между кинокамерой и Хелен любовь загорелась мгновенно и растянулась на долгие годы. У нее не было никаких рефлексий, свойственных театральным актрисам. Миррен была такой же раскрепощенной и свободной, как и на сцене. Ее первый фильм — комедийная мелодрама Майкла Пауэлла «Совершеннолетие», в которой она сыграла главную роль. Однако механизм успеха запустил провокационный эротический фильм Тинто Брасса «Калигула» 1979 года, где она исполнила роль Цезонии, четвертой жены порочного римского императора в воплощении Малкольма Макдауэлла. Это была их вторая совместная работа. Появление Миррен в шокирующе откровенном по тем временам фильме придало ее славе пряный оттенок, а заодно и обеспечило новым домом, поэтому актриса не склонна сожалеть о своем участии в «Калигуле».
Она вообще мало сожалеет о том, что совершала вопреки рекомендациям тривиальных «доброжелателей». Например, что никакой из нее актрисы не выйдет, ведь «вот выйдешь замуж и родишь детей». Миррен делала лицо внимательного слушателя, на деле же просто не слышала, потому что, по ее словам, «некоторые вещи не хочется впускать в свой мозг». А к детям мы еще вернемся.
В 80-е годы актриса с готовностью снималась в авторском кино со смелыми сюжетами и откровенными сценами. Это было время оттачивания мастерства и кристаллизации ее экранной сексуальности, которая принесла ей репутацию секс-символа для интеллектуалов. Этому Миррен во многом обязана фильму Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник», где она сыграла с Майклом Гэмбоном и Ришаром Боренже. К тому же времени относится и ее первая серьезная награда — Серебряная премия за лучшую женскую роль Каннского кинофестиваля за игру в драме Пэта О’Коннора «Дневник террориста» 1984 года.
Однако в чем Хелен Миррен безусловно хороша — так это в роли королев, которых в ее послужном списке целых четыре: Шарлотта («Безумие короля Георга»), Елизавета I (сериал «Елизавета»), Елизавета II («Королева») и Екатерина II («Екатерина Великая»). Ей как никому удается «включить» величественную стать и королевское благородство, притом что она и в настоящей жизни не обделена этими качествами. Кроме того, актриса может как-то аристократически небрежно и невозмутимо использовать и обсценную лексику, нисколько не утеряв «породы» и привлекательности.
Роль Елизаветы II в байопике Стивена Фрирза «Королева» 2005 года принесла актрисе «Оскара». Фильм рассказывает об одном из самых драматичных периодов жизни королевской семьи — днях после смерти принцессы Дианы. В том же 2007 году у Миррен появились еще две награды, обе — «Золотой глобус» за роли Елизаветы I в одноименном сериале Тома Хупера и Елизаветы II. Голливуд был сражен британской классической школой актерского мастерства, а Хелен Миррен навсегда заняла там трон королевы. Сама актриса считает, что Елизавета I — одна из ее лучших работ.
Миррен — серийная актриса, которая, поймав типаж, обыгрывает его во всех возможных формах, не утомляя зрителей. Ее героини умные, сильные и сексуальные. Такова Виктория, жена крупного гангстера в «Долгой Страстной пятнице», агент Моссада Рэйчел Сингер в «Расплате», агент Виктория в «РЭД», детектив Джейн Теннисон в сериале «Главный подозреваемый» и многие другие.
Актриса хранит верность и авторским и малобюджетным фильмам. Так, в 2010 году она снялась в роли Просперы в вольной шекспировской экранизации Джули Тэймор «Буря», в 2012-м — жены Хичкока в байопике «Хичкок», где она играла с Энтони Хопкинсом и Скарлетт Йоханссон. В том же году Миррен исполнила роль королевы Англии в спектакле «Аудиенция» по пьесе Питера Моргана в постановке Стивена Долдри. Однако по-настоящему она удивила своих поклонников, появившись в «Форсаже-8», хотя для самой Миррен ничего удивительного в этом нет — она давняя поклонница Вина Дизеля.
Хелен Миррен не из скандальных дам с бурной личной жизнью. Она вышла замуж за своего давнего партнера по жизни, американского режиссера Тейлора Хэкфорда («Рэй», «Адвокат дьявола»). До свадьбы они прожили вместе 17 лет.
Однако в 80-х у Хелен был серьезный роман с актером Лиамом Нисоном. Об этом мало кто знал из поклонников, поэтому, когда актеры рассказали о своих прошлых отношениях на американском ток-шоу у Грэма Нортона в январе 2018 года, многие были шокированы. Их роман завязался на съемках в эпической картине «Эскалибур» о легендарном короле Артуре. Хелен исполняла роль феи Морганы, Лиам же — небольшую роль. Отношения продлились четыре года, пока не выяснилось, что к детям они относятся диаметрально противоположно. Лиам хотел иметь ребенка, а Хелен — нет, и вот почему: «В 13-летнем возрасте к нам в школу пришел доктор, который показал на видео процесс рождения ребенка. Это вызвало отвращение как у девочек, так и у мальчиков. После этого я не считаю рождение ребенка чудом, поэтому и не стремлюсь стать мамой». Миррен всегда говорила, что на первом месте для нее стоит работа, карьера, а не семья.
В настоящее время она готовится к роли еще одной заметной фигуры мировой политики — легендарного премьер-министра Израиля Голды Меир в байопике «Голда». Это породило горячие дискуссии: может ли нееврейка исполнять роль еврейки. Суть вопроса вот в чем: есть ли смысл учитывать тот факт, что национальная принадлежность персонажа определяет его характер? Миррен рассказывала в одном из интервью, что у нее были сомнения на этот счет, которыми она поделилась с режиссером Гаем Наттивом, и тот заверил, что хочет видеть в главной роли именно ее. «Эту дискуссию нужно вести, конечно. Но если нееврей не может играть еврея, может ли еврей играть нееврея? В моей профессии много ужасной несправедливости», — сказала она.
Слыша, как Мик Джаггер лихо распевает блюзы с миссисипским выговором или дает интервью как истинный кокни, никто бы и не подумал в ранние 60-е, что этот молодой человек происходит из семьи из среднего класса, благополучие которой росло год за годом.
При рождении в 1943 году его нарекли Майклом Филиппом. Его отец Бэзил Фэншоу Джаггер (многие называли его Джо) был учителем физкультуры, а мать Ева Энсли Мэй — парикмахером. Семья жила в пригороде Дартфорда (Кент), и все детство Майкла прошло в прилежной учебе и послушании. Джаггер говорил, что отец повлиял на него как никто другой. Здоровый образ жизни и ежедневные тренировки были частью жизни Майка (тогда он еще откликался на это имя) и младшего брата Криса. Известно, что отец не выпускал сына из дома, пока тот не отожмется и не подтянется положенное количество раз. Что интересно, Майк ни разу не выразил несогласия. А еще братьям вменялось в обязанность помогать родителям по хозяйству, по очереди читать молитву перед обедом и соблюдать правила, сформулированные родителями. Малейшее нарушение влекло за собой физическое наказание.
Со временем Джо Джаггер стал одним из ведущих экспертов страны и даже написал книгу, пропагандирующую американский бейсбол. Это открыло ему дорогу в престижный Спортивный совет Великобритании.
Майк с детства обожал музыку и все время слушал радио, подпевая певцам. В мемуарах According to the Rolling Stones Джаггер рассказал: «Я громче всех кричал песни, и даже если забывал слова, все равно продолжал орать. Наверное, я был шумным ребенком. Еще я пел в церковном хоре». А его знаменитая манера танцевать, вихляя бедрами, родилась вместе с ним и формировалась под композиции Бенни Гудмена и Гленна Миллера. «Он прыгал и вилял бедрами, — вспоминала Ева. — Ничего подобного я раньше не видела. Мы смеялись, конечно, потому что ему было лет пять, и прыгал он с улыбкой до ушей. Как будто музыка включала в нем моторчик». Этот моторчик со временем вырос в моторище, который работает и по сей день, принеся его носителю мировую славу, неприличное богатство и страсть почти ко всем известным порокам.
С Китом Ричардсом Майкл познакомился еще в начальной школе. Тот был из простой небогатой семьи и жил в рабочем районе. Мальчики выяснили, что обожают одну и ту же музыку, и подружились. Потом семья Джаггеров переехала в более престижный район, Майкла перевели в другую школу, и они потеряли друг друга из вида. Через десять лет, в 1960 году, подростки случайно пересеклись на железнодорожной станции Дартфорд, снова обнаружили, что питают страсть к ритм-энд-блюзу, и с тех пор их жизни накрепко переплелись. Майкл был уже студентом Лондонской школы экономики, а Кит учился в профессиональной школе.
Вместе со знакомым музыкантом Брайаном Джонсом они сняли небольшую квартиру всего с одной спальней, где все и ночевали. Так началась история знаменитой, успешной и скандальной рок-группы The Rolling Stones. В 1961 году Майкл Джаггер взял себе псевдоним Мик.
Их громкое заявление о себе было нахальным, грязным, взъерошенным и грубым, в отличие от «Битлз», которые исправно играли роль интеллигентных бунтарей. Музыканты обеих групп дружили и даже договаривались о сроках выпуска новых синглов и альбомов, чтобы не мешать друг другу. На публике же они делали вид, что конкурируют. Маккартни и Леннон даже написали для роллингов песню «I Wanna Be Your Man», причем сделали это буквально за пару минут, во время репетиции группы. Джаггер и Ричардс были так поражены этой легкостью и профессионализмом, что решились на такое же. Через несколько часов на свет появилась баллада «As Tears Go By».
Каждую часть знаменитого слогана той безумной эпохи «Секс, наркотики и рок-н-ролл» The Rolling Stones реализовали с такой страстью и жадностью, что мир вокруг рушился. Дерзкий и нахальный Мик нес с собой непередаваемую концентрацию энергии и стихийной природной силы, бешеную сексуальность, причем в обоих направлениях, и харизматичность, устоять перед которой не было сил ни у кого.
Кажется, что Джаггер спел, станцевал, проскакал и выдал куража больше, чем кто-либо из рок-музыкантов. Экономическое образование тоже не прошло зря. Благодаря знаниям и деловой хватке своего фронтмена со стальной выдержкой группа заработала и до сих пор зарабатывает колоссальные деньги. В списке самых прибыльных концертных туров за всю историю их проведения концерты The Rolling Stones заняли первое, третье, четвертое, пятое и девятое места. Коллектив продал четверть миллиарда альбомов и ежегодно признавался величайшей рок-группой всех времен, а эпатажный, манерный и эгоистичный сибарит Мик — рок-вокалистом номер один.
Он легко переходил от одного музыкального стиля (и даже жизненных принципов) к другим — в зависимости от того, что хотела слышать публика. Главным оставалось одно — вызывать сильные, бесконтрольные эмоции у публики и быть в центре внимания. Когда в моду вошел оккультизм, Мик Джаггер перевоплотился в Люцифера, накинул алый плащ и спел «Sympathy For The Devil».
Играя, он воплотил в жизнь свою бисексуальную натуру — переодевался в женскую одежду, знал толк в мейкапе и соблазнял мужчин и женщин. Когда пришла эпоха диско, этот грубоватый рок-музыкант «переобулся в воздухе» и начал скакать по сцене, облачившись в атласные комбинезоны и обсыпав себя блестками, выдавая танцевальные хиты, когда приходил в себя после безумных вечеринок с марихуаной, кокаином и бесконтрольной сменой сексуальных партнеров обоих полов.
А когда в 80-е общество в очередной раз сменило ориентиры и захотело видеть вокруг благопристойных и воздержанных людей, Джаггер был тут как тут. Мгновенно забыв про весь угар нескольких десятков лет, он вдруг стал блюстителем нравственности и защитником семейных ценностей. «На самом деле я ничем таким не занимался», — неоднократно слышали от него журналисты в тот период.
Одним из его самых сильных желаний было стать своим в английской элите, несмотря на то что всю жизнь он со сцены протестовал против нее. Новость о том, что его собираются посвятить в рыцари за заслуги перед Отечеством, обрадовала роллинга несказанно. Правда, королева отказалась присутствовать на церемонии. У нее свои причины не любить Джаггера: родная сестра Елизаветы Маргарет — одна из близких подруг певца — неоднократно попадала с ним в скандалы, которые приходилось заминать и прикладывать немало усилий, чтобы они не были преданы огласке. Так что Джаггера посвящал в рыцари принц Чарльз.
После церемонии между журналистами и новоиспеченным рыцарем произошел следующий диалог. «Каково это — получить награду из рук истеблишмента, против которого вы так долго выступали?» — «Мне кажется, того истеблишмента, каким мы его знали, больше не существует». И далее: «Приятно, когда тебе оказывают честь, если только не воспринимать это слишком серьезно. Эти награды нужно носить легко, не напрягаясь, не раздуваясь от собственной важности».
Удивительно, сколько жизнелюбия и витальности содержится в одном человеке. Его любвеобильности хватило бы на пятерых. У Джаггера семеро детей и уже двое внуков. Его первой серьезной любовью была знаменитая британская певица и актриса Марианна Фейтфулл — песню «As Tears Go By» Мик посвятил именно ей. Затем ее сменила темнокожая певица Марша Хант, которая родила от него дочку Кэрис, а на свет появилась композиция «Brown Sugar». Потом была никарагуанка Бьянка Перес Морено де Масиас, сильнейшая многолетняя любовь Джаггера. В браке у них родилась дочь Джейд, которая известна как ювелирный дизайнер.
Однако и эта любовь закончилась, уступив место другой — американской топ-модели Джерри Холл. Это был следующий брак музыканта, в котором родилось четверо детей — Элизабет, Джеймс, Джорджия и Габриэль. Казалось бы, на этом можно остановиться, но внезапно разразившийся скандал с латиноамериканской моделью Лусианой Морад, заявившей, что у нее сын от Мика, и доказавшей это, положил конец и этому браку. А ведь он был самый долгоиграющий в карьере Джаггера — 21 год.
В 2017 году у 72-летнего Джаггера родился сын Деверо. Его мать — балерина Мелани Хэмрик. Спустя короткое время неунывающий музыкант закрутил очередной роман, на этот раз с Нур Альфаллах, которой на тот момент было 22.
The Rolling Stones и сегодня выступают с концертами, несмотря на то что в прошлом году в возрасте 81 года умер барабанщик Чарли Уоттс. Жизнь продолжается!
Подготовила Ясмин Шамцян