Полтора года назад омича Александра Березовского и рижанина Олега Герасименко свел лондонский КВН. Вдохновленные игрой, они решили создать свою команду. Но не юмористическую, а бизнес-команду.
В итоге появилась компания Leto, занимающаяся разработкой сайтов, приложений и интересных решений для всех, кто к ним обратится. Например, они придумали систему слежения за толпой на опен-эйрах и разработали приложение для интернет-магазина, который предлагает зрителям купить то, что они видят при просмотре любимого сериала: кому-то хочется такой же мотоцикл, кому-то понравились платье и обои… Александр Березовский рассказал «Англии» о том, как работать с большими и маленькими заказчиками, а так же объяснил, чего иногда не хватает британским разработчикам.
«Высокое» образование
В Великобритании Александр оказался из-за того, что ему было скучно учиться в Московском техническом университете связи и информатики. «Я решил бросить МТУСИ, — начинает рассказывать Александр, — так как курс по информатике в этом вузе мы изучали с помощью не компьютеров, а — листочков в клеточку. По теории местных преподавателей какие-то элементы блок-схемы нужно было рисовать карандашом, какие-то ручкой. Если ошибался в последовательности карандаша и ручки, то не получал зачета. При этом никого не интересовало, работали написанные этим методом программы, или нет».
Поэтому Александр бросил такое обучение после первого года и поступил на курс компьютерной науки в университет Саутгемптона.
Не результат, а процесс
Попав в среду, где каждый первый пишет приложения на каждый случай жизни, Александр понял, что ему нужно придумать какой-то особенный способ написания приложений и сайтов — «не такой как у всех». И он придумал гениально простое решение — работать быстро и гибко, но главное — не пытаться предугадать желания конечных пользователей, а слушать их в процессе.
«К примеру, если вы начинаете бизнес по доставке кофе, который клиенты заказывают через свои телефоны, и пойдете к обычному разработчику, то он постарается предусмотреть все, — говорит Александр. — Но в итоге перегрузит приложение всевозможными опциями: сортами кофе, видами оплаты. Плюс ко всему сделает обязательными регистрацию и многоразовое подтверждение суммы заказа. За все это громоздкое приложение владелец бизнеса заплатит немалую сумму. А если бы он пришел к нам в Leto, мы бы для начала предложили сделать всего пару базовых кнопок и ввести оплату только наличными. Это позволило бы легко и просто посмотреть, работает ли сервис и есть ли на него спрос. А потом можно добавлять только те опции, которые хотят видеть в приложении его пользователи».
Работа с Technicolor и 20th Century Fox
Именно такой гибкий подход и оперативность позволили компании Leto заполучить в клиенты кино- и телегиганта 20th Century Fox. «Мы написали для них мобильное приложение „Sons of Anarchy“. Дело в том, что когда на экраны выходил пятый сезон сериала „Сыновья анархии“, студия обратилась к компании Technicolor, чтобы та создала мобильный магазин. По задумке приложение само синхронизируется с экранами телевизоров при просмотре сериала и в режиме реального времени предлагает купить то, что сейчас показывают, — объясняет Александр. — Если главный герой разгуливает в модных джинсах — вам предложат их купить». Однако команда Technicolor не смогла быстро и в полном объеме воплотить это маркетинговое изобретение в жизнь, и начала поиски молодой команды, которая бы взялась написать и протестировать приложение за шесть недель.
«Они вышли на нас через знакомых, — говорит Александр, — и это не случайно. Чтобы заполучить первого большого клиента мы подходили к делу как при работе с маленькими компаниями: ходили на нетворкинги и знакомились. Если вы маленькая компания — все равно сначала будете работать через кого-то, кто будет брать комиссию в размере от 10 до 30 процентов. Потому что обычно требования большого клиента следующие: ваша компания существует не менее трех лет и имеет оборот не менее 10 млн в год. Разумеется под эти критерии мы не подходим. Поэтому нужно работать через посредника».
Хранить яйца в разных корзинах
Этот опыт помог Leto заполучить других больших клиентов, ведь, по словам Александра, компании такого рода постоянно смотрят на то, с кем вы работали до этого. Однако не стоит стремиться работать только с известными брендами, так как сотрудничество с ними осложняется тем, что может быть большое давление в плане менеджмента, корпорационной политики и дедлайнов. Что отражается на том, что выстроить гибкий процесс работы оказывается очень сложно. «Может быть такое, что вы долго что-то делаете, — говорит Александр, — а потом оказывается, что половину из этого не надо, и вообще надо переделать, причем срочно. Зато в плане бюджета с большими компаниями работать легче, так как они платят за то, что меняют свои планы. Но опять же: оплату можно ждать до шести месяцев, если отправить счет в неудачное время. С маленькими клиентами все намного проще. Если что-то меняется — можно обсудить и договориться. Платят они намного быстрее. Но их бюджет ограничен и приходится быть осторожнее с их деньгами, так как они имеют свойство заканчиваться».
Именно поэтому Leto помогает запускать новые продукты, новые сервисы, новые направления как большим, так и малым, как известным, так и молодым компаниям. Недавно, например, ребята создали социальную сеть для пользователей салонов красоты «I love your hair» в Сан-Франциско. Это приложение, в котором пользователи могут делиться результатами посещения салона или стилиста, а стилисты и производители косметики могут достичь своей целевой аудитории. Бренд L'Oreal уже согласился рекламировать это приложение во всех своих салонах в США. «Поэтому, — говорит Александр, — нужно искать баланс больших и маленьких клиентов, как ищут баланс инвесторы, чья любимая поговорка гласит: „Не храните все яйца в одной корзине“.
Словить «лета»: www.letolab.com, www.weareleto.com