«Однажды в Америке» (1984)
Еще один важный американский гангстерский эпос, но на этот раз посвященный не итальянским мафиози, а еврейским гангстерам, которые начинали свой путь в одном из самых иммигрантских районов во всей Америке — Нижнем Ист-Сайде в Нью-Йорке. В своем последнем фильме Серджо Леоне пытается разобраться в американской культуре, которая на экспорт продает американскую мечту о безграничных возможностях для всех и каждого, но в реальности дает эти возможности только тем, кто готов идти по головам, предавая близких и убивая врагов. Четырехчасовой эпос Леоне также является отличной иллюстрацией американской истории первой половины ХХ века, когда после бума первых двух десятилетий на Америку свалились «сухой закон», Великая депрессия и рост преступности.
«Бешеные псы» (1992)
В своем первом полнометражном фильме Квентин Тарантино не постеснялся смешать сцены из всех своих любимых фильмов, украл все, что плохо и хорошо лежало, но на выходе все равно получил неожиданно свежее кино. «Бешеные псы», с одной стороны, слишком камерные и болтливые для гангстерского фильма, но, с другой стороны, сцены насилия здесь настолько жестокие и нарочитые, что любая перестрелка в «Крестном отце» или «Лице со шрамом» кажется игрой в войнушку между воспитанниками детского сада. В начале 90-х Тарантино превратил гангстерское кино в комедийный жанр с элементами фильма-ужасов и дал жанру, в котором все уже было сказано, новую жизнь.
«Брат» (1997) и «Брат 2» (2000)
Если «Крестный отец» и «Однажды в Америке» — это энциклопедия жизни итальянских и еврейских иммигрантов в Америке, то фильмы Алексея Балабанова «Брат» и «Брат 2» стали точным отражением российской жизни после развала СССР. Чеченский ветеран Данила Багров, который пытается найти свое место в новой России с обрезом в одной руке и гранатой в другой, стал чуть ли не единственным национальным героем, появившимся в российском кино в последние 25 лет. Что не отменяет довольно спорных взглядов Багрова на многие вопросы (в том числе и на расовые), которые остаются характерными для многих россиян даже в 2016 году.
«Отступники» (2006)
В любой мафиозной группировке должна быть своя крыса, давно работающая на полицию. В любом полицейском участке должен быть свой крот, который успешно сливает всю нужную информацию своему мафиозному боссу. А что если натравить крысу на крота и заставить их наперегонки вычислять друг друга? Получится один из лучших фильмов Мартина Скорсезе, который в этот раз акцентирует внимание не на романтическом образе гангстеров и даже не на динамичных разборках и перестрелках, а на психологической борьбе двух лжецов. Одни из лучших ролей Леонардо Ди Каприо и Мэтта Деймона.
«Город Бога» (2002)
До конца ХХ века гангстерские фильмы были сугубо американскими историями, но в последние десятилетия гангстеры становятся все менее характерными персонажами для американской культуры и все чаще встречаются в странах третьего мира, что, конечно же, отражается на кинематографе этих стран. Одним из самых интересных гангстерских фильмов последних 15 лет стал «Город Бога» Фернанду Мейрелиша и Кати Лунд, в котором действие разворачивается в самом бедном и самом криминальном районе Рио-де-Жанейро. «Город Бога» часто называют бразильским аналогом «Славных парней», но это сравнение не совсем корректно. В американских гангстерских фильмах есть общий порядок, который нарушается действиями преступников, а в бразильском варианте беззаконие, наркоторговля, перестрелки и смерть в юном возрасте — это и есть та самая норма, которой никого не удивить.
«Крестный отец» (1972-1990)
Гангстерские фильмы снимали и до «Крестного отца», и после него, но никто не достигал таких высот в этом жанре, как Фрэнсис Форд Коппола. В сущности, длинная и запутанная история клана Корлеоне — это «Война и мир» гангстерского жанра. В трех частях «Крестного отца» Коппола сумел уместить историю огромного количества итальянских иммигрантов, которые сохраняли семейные связи даже в Америке и именно на этих связях строили свой финансовый успех.
«Подозрительные лица» (1995)
Кто такой Кайзер Соза? Возожно, он самый хитрый и жестокий гангстер на свете? Возможно, он дьявол во плоти, который убивает всех, кто однажды видел его лицо? Возможно, Кайзера Созы просто не существует? Брайан Сингер создал одного из самых страшных и одновременно загадочных персонажей в гангстерском кино: Кайзер Соза неуловимо связывает воедино весь фильм и является главной движущей силой «Подозрительных лиц», но зритель, как и бестолковый детектив, только на последних минутах картины осознают, где стоило искать Кайзера Созу.
«Славные парни» (1990)
Гангстеры есть в любой стране и в любом городе, но нигде гангстеры не приобретали такой романтический образ, как в Америке и особенно — в Нью-Йорке. Главный герой «Славных парней» Генри Хилл не хочет становиться президентом, космонавтом или успешным бизнесменом, он хочет быть гангстером. Потомок итальянских иммигрантов и один из главных нью-йоркских режиссеров Мартин Скорсезе в «Славных парнях» показывает, что жизнь гангстеров не так романтична, как может показаться 12-летнему мальчишке, но в кинематографичности ей не отказать.
«Бонни и Клайд» (1967)
Самая известная американская пара гангстеров, которые запомнились в истории не только как банковские грабители, но и как безудержные бунтари, которые готовы идти против системы до самого конца. Конечно, в реальной жизни Бонни Паркер и Клайд Бэрроу были куда менее романтичными фигурами, но Голливуд сделал свое дело, и свободолюбивый образ этой пары, которая во времена Великой депрессии решила с оружием в руках зарабатывать себе на жизнь, пришелся по вкусу революционно настроенным зрителям в конце 1960-х.