В последние четыре месяца гендерное неравенство, сексуальное насилие и харассмент стали главной темой обсуждения сначала в Голливуде, потом в политике, а потом и в каждом офисе, отеле, ресторане и фабрике. Стало очевидным, что наша сексуальная культура и гендерная расстановка сил нуждаются в реформе. Но лишь вопросом времени было появление обвинений, которые вызовут не единогласный гнев, но дискуссию, которая заставит #MeToo и #TimesUp точнее обозначить свои цели. Эти обвинения появились в январе на сайте babe.net в адрес комика, актера и сценариста Азиза Ансари (Aziz Ansari).
Неудачное свидание или сексуальные приставания?
22-летняя Грейс (имя ненастоящее) познакомилась с Азизом Ансари на вечеринке после вручения премий «Эмми» в сентябре 2017 года. Через неделю комик пригласил девушку на свидание, та с радостью согласилась. Молодые люди встретились дома у Ансари, выпили вина, сходили в хороший ресторан по соседству, вернулись к Ансари, где начали целоваться, раздеваться и даже занялись оральным сексом, но дальше этого дело не пошло и девушка уехала домой. Возможно, не все хотят столь интимных отношений на первом свидании, но сексом на первой встрече давно никого не удивишь. Однако из статьи на babe.net выяснилось, что Грейс такое стремительное развитие событий не нравилось и она знаками и намеками пыталась показать Ансари, что ее это не устраивает. Но сколько бы девушка ни отходила от молодого человека и ни просила его притормозить, Ансари видел цель и мчался к ней. В итоге девушке пришлось напрямую сказать, что ей все это не нравится, секса она не хочет, все мужчины одинаковые и она уезжает домой. На следующий день Грейс написала Ансари недовольную СМС, тот извинился, отметив, что неправильно ее понял. На этом история и закончилась, если бы не публикация на сайте babe.net, в которой действия Ансари Грейс охарактеризовала как сексуальное насилие (sexual assault).
Почему Ансари — не Вайнштейн?
История про Ансари появилась с хэштегами #MeToo и #TimesUp, но реакция на нее отличалась от уже привычных разговоров о харассменте и насилии. В издании The Atlantic вышло сразу две колонки про Ансари. В статье «Унижение Азиза Ансари» журналистка Кейтлин Флэнаган охарактеризовала историю Грейс «порноместью из 3 000 слов», отметив, что ее поколение женщин умело сказать мужчинам твердое «нет» и уйти с неприятного свидания. Другая журналистка Меган Гарбер написала колонку о том, как патриархальные общественные нормы влияют даже на хорошего, казалось бы, парня Ансари, который называет себя феминистом и написал книгу о реалиях современных отношений, но все равно ведет себя как охотник, а женщину видит как пассивную добычу.
В свою очередь журналистка The New York Times Бэри Вайсс в статье «Азиз Ансари виновен. В том, что не умеет читать мысли» охарактеризовала публикацию о комике худшим, что случилось с движением #MeToo, отметив, что эта история трансформирует движение за расширение прав и возможностей женщин в символ женской беспомощности. Вайсс пишет, что Ансари, конечно же, вел себя агрессивно и отвратительно, и эти представления о сексуальной культуре давно пора менять. При этом отмечает, что изменения культуры необходимо начинать не с сожжения мужчин на кострах гендерного равноправия, если они не поняли какие-то «невербальные сигналы», а с общения — с конкретных «да», «нет» и «до свидания».
Невербальные сигналы #MeToo не помогут
Проблема со статьей на babe.net не в том, что Грейс решила рассказать эту историю, а в том, как она рассказана и как охарактеризовано поведение Ансари. С развитием движения #MeToo становится очевидно, что мы не умеем говорить о сексе и проблемах, связанных с ним. По данным опроса YouGov и The Economist, в Великобритании 25% девушек в возрасте от 18 до 30 лет и около 13% молодых мужчин считают, что комплимент о привлекательности женщины является харассментом. В США ситуация еще более сложная: почти 25% молодых женщин и 13% мужчин в категорию харассмента относят приглашение вместе выпить. Эти данные указывают на комплексную проблему: люди не знают, где поставить границу между допустимым и порицаемым, а также не могут найти слов, чтобы описать существующую сексуальную культуру. Того же Ансари можно назвать хоть мерзавцем, хоть эгоистом, но точно не насильником.
Девушек учат, что в отношениях они должны быть сговорчивыми, неконфликтными и уступчивыми. Мужчин же, напротив, с юного возраста программируют на то, что женщина всегда будет отказываться от секса, а мужчина из нее этот секс должен выбивать, что искру из камня. Ансари называет себя феминистом и носит значок Time’s Up, но его сексуальное поведение напрямую связано с сексуальными догмами, которые пусть и существуют в рамках закона, но это не значит, что они не нуждаются в реформе. Феминистка Джессика Валенти в своем «Твиттере» заметила, что проблематичность истории Ансари и Грейс в том, как много мужчин считают такое поведение нормой и что для большого количества женщин оно является неприятным и травмирующим.
Какой бы неудачной ни была статья об Ансари, она все же принесла пользу, показав, что в обществе назрела необходимость откровенного разговора о сексе. Женщинам, подбирая правильные термины, необходимо объяснить мужчинам, какими должны быть сексуальные отношения, чтобы они доставляли удовольствие обоим партнерам. Мужчинам, в свою очередь, необходимо внимательно слушать женщин и быть готовыми к тому, что баланс сил в сексуальных отношениях изменился. Как видно из истории Грейс, сейчас именно мужчины диктуют правила и контролируют процесс, а женщины оказываются в сексе пассивными зрителями.
Где харассмент, а где приглашение на «дринк»
Не стоит вестись на панические крики о том, что феминизм хочет лишить нас всех достижений сексуальной революции, отобрав у человечества даже безобидный флирт. Нельзя говорить о сексуальной свободе, пока один из полов не имеет контроля над собственной сексуальностью, пока многие женщины боятся или стесняются говорить о том, чего они действительно хотят от секса, и пока мужчины не начнут их слушать. Да, #MeToo в первую очередь пытается сделать секс более приятным опытом для женщин, но мужчинам от этого тоже будет только лучше — все-таки секс — это парный вид спорта. Возможность высказаться и готовность услышать добавит в движение о равноправии полов необходимые нюансы, которые помогут определить, кто у нас Вайнштейн, которого ждут уголовные разбирательства, а кто Ансари, которому необходимо перевоспитание, а также позволит найти грань, разделяющую харассмент и приглашение на бокал-другой.
Подготовила Юлия Юзефович