В лондонском Музее Виктории и Альберта открылась выставка «Русский авангардный театр: война, революция и дизайн», состоящая из эскизов театральных костюмов и декораций, созданных русскими художниками-авангардистами в период с 1913 по 1933 гг. Выставка, созданная при активном участии Театрального музеея имени Бахрушина, входит в официальную программу того, что осталось от перекрестного Года культуры России и Великобританией, поддерживается посольством России и проводится бесплатно.
В Лондоне на этой неделе одновременно проходят три выставки, на которых представлены произведения русского футуризма в живописи. Помимо работ в сфере русского авангардного театра в VA, в галерее Grad можно посмотреть плакаты, лубки и прочие работы, посвященные Первой мировой, и если успеть до 26-го, — ретроспективу Малевича в Tate Moden.
Малевичем открывается и выставка работ, представленных на выставке «Русский авангардный театр». Его эскиз к футуристической опере «Победа над солнцем» для тех, кто Малевича недолюбливает, ничего хорошего не обещает: это просто геометрические фигуры на холсте, из которых на сцене нужно построить некий интерьер. Но пройдите вглубь выставки и посмотрите, насколько современно и актуально смотрятся костюмы, декорации и плакаты, созданные сто лет назад такими мастерами, как Эль Лисицкий, Владимир Маяковский, Вера Мухина, Любовь Попова, Яков Протазанов, Александр Родченко, Варвара Степанова, Владимир Татлин, Александра Экстер.
Представьте, что все это было создано не тогда, когда Норман Фостер строил свой «Огурец», а на аукционах за бешеные деньги уходили полотна с точками, разукрашенными во все цвета радуги, а во времена, когда дамы должны были наряжаться в кружева и перья, а высшим достижением живописи была какая-нибудь гиперреалистическая березка. Когда в театре, если ты играешь простолюдина, то ты одет в дерюгу и лапти, через которые ярким светом должно просвечивать психологическое и идейное состояние героя, подчеркнутое васильком в картузе. Если совсем погрузиться в этот футуристический мир, который вырос буквально на руинах Первой мировой, то начинает казаться, что после футуристов в театре в плане костюма и декораций ничего принципиально нового и не создано. Тот же Эйфман ездит по миру с балетами, где декорации — вот они, на эскизах Любови Поповой. То, что в соврменных модных журналах идет под грифом «bold colors», в изобилии представлено в работах Константина Вялова. А за рубашку Тарелкина, напоминающую изделия Paul Smith, любой выпускник St Martin’s получил бы высший балл!
Помимо эскизов на выставке можно увидеть редкие архивные видеозаписи театральных представлений, макеты театральных сцен, созданные по вышеперечисленным эскизам, и звучат музыкальные произведения тех лет. А их, согласитесь, лучше воспринимать в красных комнатах, увешенных радикальным искусством, чем в мягких креслах какого-нибудь «Барбикана».
Выставка продлится до 25 января, вход свободный