Самые нарядные жительницы Лондона уже несколько лет покупают и носят сумки от латышского дизайнера Анны Сушко. Закончив St Martins College of Art and Design и London College of Fashion, рижанка создала свой бренд и производство сумок в Лондоне и задумала ни много, ни мало, а потеснить на модном пьедестале самих итальянцев и внести понятие «балтийский дизайн» в «модную» энциклопедию.
Как и многие люди, имеющие склонность к рисованию и прочему творчеству, после школы Анна не знала чем себя занять и рисовала все на свете. Она пробовала иллюстрации, дизайн интерьеров, шила платья и делала корсеты. Но именно обучение в университете помогло ей понять свою страсть к аксессуарам и выбрать направление деятельности — дорогие дамские сумки. Сегодня изделия Анны продаются в лондонском отеле Dorchester, в бутиках Женевы и родной Риги. О том, как она пробилась в мир, где правят Chanel и Burberry, Анна рассказала «Англии».
Профессионал или самоучка?
Самый главный вопрос, который волнует всех, кто хотел бы заниматься модой, это — нужно ли учиться? Или достаточно просто хорошо рисовать и читать модные журналы? Анна считает, что университетское образование в модной индустрии вовсе не обязательно, но подчеркивает, что именно обучение в специализированных университетах помогло ей понять свои силы и сосредоточиться на чем-то одном. Именно преподаватели указали ей на то, в чем она сильна и что получается у нее лучше всего. Они так же поделились обширной базой контактов и поставщиков материалов по всему миру.
Параллельно обучению Анна проходила практику в компании британского дизайнера Александра Маккуина. «Это кутюр-компания, в которой мы проводили целые дни. Бывало, работали с девяти утра до часу ночи, — рассказывает Анна. — Но никто даже и не думал не жаловаться, наоборот: все понимали, что этот опыт окажется для нас бесценным. Лично я подготавливала образцы коллекции одежды, которую показывали на подиуме в Париже. Моя работа так понравилась менеджеру, что мне предложили остаться помогать компании работать с аксессуарами. Но мне казалось, что я уже многое умею, и хотелось поскорее открыть свою компанию и начать производить сумки».
Поэтому, как только в руках Анны оказался диплом, в течение трех месяцев она начала свой бизнес. «Иногда я задумываюсь о том, правильно ли я сделала, начав что-то свое сразу после университета, — говорит Анна, — или надо было еще немного на кого-то поработать и набраться опыта? Но чем дольше работаю, тем больше понимаю, что поступила правильно. Дело в том, что опыт, который приобретаешь, работая на себя, более обширный, более настоящий, глубокий. Не стоит тратить время, пытаясь набрать какой-то гипотетический опыт, исчисляемый количеством дней, но не знаний. Ни в одной компании вас не научат делать все. А начав свой бизнес, вы все равно набьете много шишек».
Дизайнер и Золушка в одном лице
Для начала Анна нарисовала четыре модели сумки и сшила их. Все получилось быстро благодаря тому, что найти поставщиков материалов и завязать с ними отношения ей помогли еще в университете. Сфотографировав получившиеся изделия во всех ракурсах, Анна послала фотографии организаторам Парижской недели моды. Фото понравились, и Анну позвали выставлять свои сумки. Этот небольшой успех позволил молодому дизайнеру засветиться в прессе и заполучить первых клиентов. Причем, это были не столько частные лица, которым понравились изделия Анны, но другие, более раскрученные бренды, которым понравилось качество и они начали заказывать производство своих моделей у Анны.
«На данный момент, — говорит Анна, — как бренды, так и дизайнеры хотят производить свою продукцию в UK, ведь британское качество ценится везде. Я выигрываю на том, что нахожусь в Лондоне и могу делать сумки не только по своим эскизам, но и по эскизам других компаний. Но если какой-то молодой дизайнер не хочет пользоваться этим реально существующим спросом и считает себя выше того, чтобы шить чужие модели и убирать за собой обрезки, нитки и клей — он не понимает рынка».
Сейчас в своей студии на севере Лондона Анна кропотливо шьет партию сумок для новомодного бренда Mawi. Ей помогают стажеры. Она с удивлением рассказывает, что иногда к ней на практику приходят студенты, которые хотят исключительно творить, но совешенно не умеют шить (что не проблема, Анна готова учить) и не желают чистить баночки для клея, которым клеят ручки сумок. Сама будучи молодым дизайнером, Анна считает, что в Лондоне, «где каждый второй хочет быть дизайнером», такой подход неприемлем. Поэтому при выборе стажеров, Анна смотрит прежде всего на портфолио и характер.
Гибко-твердый подход
Вообще, гибкость — это важное качество молодого дизайнера, считает Анна: «Самое важное в работе с такими местами как Dorchester — слушать их пожелания. К примеру, помимо моих сумок в своем магазине они продают трикотаж и кашемир, поэтому мне приходится делать сумки такой цветовой гаммы, чтобы она подходила под их трикотаж, даже если такого цвета нет в моей коллекции. Именно так они получают эксклюзив, а я — клиентов».
Единственное, в чем нужно быть твердым — ценовая политика. Анна изначально решила, что будет производить сумки, сравнимые по качеству с сумками Dior и Prada: только качественные дорогие материалы, уникальные модели, изготовление в Лондоне и своими руками. К тому же ритейлеры в любом случае увеличивают цену минимум в 2,5 раза от цены закупки, а потому не только качество, но и цены ее сумок получаются на уровне тех же Dior и Prada. «Если бы я делала то же самое из дешевых материалов и производила в Китае — я бы уже могла стать известным дизайнером, — говорит Анна. — Но отступить от решения делать качественный и уникальный продукт — значит потерять свое дизайнерское лицо, чего я делать не собираюсь, так как я только недавно его приобрела».
Захотеть: www.anyasushko.com