Рафаэль – гений на все времена
03/05/2022 18:15

Рафаэль — гений на все времена

искусство
Изобразительное искусство
культура
возрождение

В человеческой культуре оставили свой след тысячи художников, но некоторые занимают в ней особое место. Рафаэль Санти — один из них, и неизвестно, как выглядела бы мировая (и прежде всего европейская) культура, не появись он на свет.
В Национальной галерее Лондона проходит выставка The Credit Suisse Exhibition: Raphael. Открыть ее планировалось в 2020 году к 500-летию со дня смерти художника, но мероприятие было отложено в связи с пандемией. Выставка завершится 31 июля.

commons.wikimedia.org

Начало

Родился Рафаэль в 1483 году в итальянском городке Урбино. Его отец был придворным живописцем при дворе местного правителя, герцога Урбинского, и учить сына он начал сам. Когда мальчику было 11 лет, отец умер, и дальше ему пришлось учиться самостоятельно. Оставшись на попечении приемной матери, юный Рафаэлито Санти начал подрабатывать росписями окрестных церквей. Самую первую из них он закончил в 16 лет.
Талантливый юноша хотел большего и с 1501 года начал обучаться живописи в мастерской Пьетро Перуджино. Одновременно он принимал частные заказы на росписи в церквях соседних регионов — словом, работал день и ночь.
В 1502 году художник написал знаковое полотно — свою первую Мадонну. Живопись в начале XVI столетия была еще в основном религиозной, и картины чаще заказывали церкви, для алтарей. Поэтому изображений Святой Девы было много у всех работавших тогда живописцев, но Рафаэль прославился больше других. Мадонну он будет рисовать всю свою жизнь и создаст уникальную и неповторимую технику письма. Также он всю жизнь будет писать не на холсте — на досках.
Первая картина «Мадонна Солли» отмечена 1502 годом. Потом последуют еще несколько, одинаково мягко написанных, часто — с элементами местного пейзажа на заднем плане. У всех Мадонн Рафаэля есть одна бросающаяся в глаза общая особенность: ярко выраженное тепло материнства, которое нередко упускали в религиозной живописи. У Рафаэля же все наоборот: на всех его полотнах Святая Мать смотрит на своего младенца как на свое любимое дитя, а не как на Царя Небесного.

123rf.com

Флорентийский период — время «сфумато»

Закончив обучение у Перуджино, Рафаэль переехал в 1504 году во Флоренцию, где быстро вошел в круг местных мастеров, познакомившись с Леонардо да Винчи и Микеланджело. У обоих он учился, перенимая художественные приемы и внося в них что-то свое. В его работах начального периода видно влияние обоих его друзей, но молодой художник, взяв от них лучшее, отказывался от подражательства.
Во Флоренции умели ценить искусство, и вскоре Рафаэль стал популярен. Картины ему стали заказывать крупные монастыри и знать. Тут он создаст еще двадцать Мадонн. Все они сохранили прежнее тепло, а вот техника несколько поменялась. В частности, он достиг совершенства в технике, которую очень любил Леонардо. Он назвал ее «сфумато», то есть «затуманенность». На сделанных таким образом рисунках нет ни одной четкой линии. Все они расплывчаты, все неясны, все неуловимы. Апофеоз «сфумато» — «Мона Лиза» Леонардо. Для такого эффекта наносятся тончайшие прозрачные слои краски, почти незаметные, они-то и создают этот эффект легкой расплывчатости и невероятной глубины. У Рафаэля была собственная мягкая манера, а идея нечеткости так ему понравилась, что он в той или иной степени возвращался к ней во всех своих произведениях.

123rf.com

Папский двор

Кончилась флорентийская карьера тем, что молодого гения порекомендовали в Ватикан, где он стал официальным художником папского двора. В Риме он проживет до конца своих дней, создаст самое знаменитое свое полотно, доведет до совершенства свое искусство и здесь же уйдет, не дожив даже до 40 лет.
В первую очередь Рафаэлю, как папскому художнику, полагалось оформлять постройки Ватикана. Часть его работ благополучно дошла до наших дней. Особое место занимают так называемые Станцы Рафаэля — четыре комнаты с фресками в Папском дворце, изображающими богословие, юриспруденцию, поэзию и философию. Станцы Рафаэля считаются одним из важнейших произведений, созданных в эпоху Возрождения.
При кажущейся сдержанности фрески потрясают силой воздействия. Возможно, за счет умения видеть личное и великое одновременно, которым Рафаэль был наделен в полной мере. Величие позже назовут «большой манерой», и согласно этой доктрине лишь красота духа подлинно прекрасна и истинно ценна. Эта идея пропитывает все поздние произведения Рафаэля, даже нецерковные. Но при этом он вовсе не разучился наделять свои картины живым теплом, поэтому в результате получился сплав человеческого и небесного, благодаря этому персонажи отражают силу идей, но при этом остаются живыми и близкими, не превращаясь в неземных идеальных манекенов. На самом деле этим грешили многие художники той эпохи: у них получалось по принципу «или-или»: или великое, или земное. Но Рафаэлю удалось объединить их.

commons.wikimedia.org

Возрождение

«Сфуманте» на работах Рафаэля дополняет пластика. Он был великим мастером жеста. На всех его картинах мало динамики, все движения скупые и при этом такие ювелирно точные, что изобилия и не требуется: эффект и так превышает все театральные заламывания рук.
Еще одна особенность творчества Рафаэля — сочетание традиций христианства и классического античного стиля. Именно он ввел в моду оформление церквей, при котором использованы одновременно архитектурные приемы древнегреческих святилищ и сугубо христианского оформления интерьеров, — то, что называют классицизмом эпохи Возрождения, и Рафаэль — один из трех художников, которые его создали. Два других — это Микеланджело и Леонардо, и у каждого Рафаэль сумел позаимствовать лучшее, соединив в своей живописи особенности каждого из своих друзей.
Эпохой Высокого Возрождения время конца XV века — начала XVI века прозвали как раз за возвращение дохристианских культурных традиций, прежде считавшихся отражением язычества. Но мир менялся — он стоял на пороге появления светской культуры со своими канонами. Так родился сплав античных мотивов и христианских доктрин, определивший развитие культуры на многие столетия вперед. Рафаэль, соединивший собственный талант с достижениями Микеланджело и Леонардо, считается самым ярким его представителем.
Также сохранились шпалеры для оформления Сикстинской капеллы, изображающие Деяния апостолов, и росписи галереи Папского дворца, посвященные Ветхому Завету. Блестящие образцы рафаэлевского классицизма.

commons.wikimedia.org

«Сикстинская Мадонна»

В Риме Рафаэль написал «Сикстинскую Мадонну». Сейчас она находится в дрезденской Галерее старых мастеров, но вначале предназначалась для церкви Святого Сикста в Пьяченце. В этом полотне все необычно: и занавес на заднем плане, и опирающиеся на раму снизу ангелочки, и более «небесный», чем обычно это было у Рафаэля, облик Мадонны. В галерее эффект получается сглаженным, но пока картина пребывала в церковном алтаре, Мадонна казалась парящей в воздухе, создавалось ощущение движения по направлению к ней. «Сикстинская Мадонна» по праву считается одним из самых значимых полотен, созданных за всю историю живописи.

commons.wikimedia.org

Портреты

К тому времени Рафаэль уже был знаменитым живописцем, имел большую мастерскую и несколько десятков учеников и подмастерьев, которым доверял заканчивать декоративные элементы фресок. Ему посчастливилось стать востребованным, и поэтому ему заказывали много портретов. Рисовал он в основном церковных патриархов — пап и кардиналов, а также самых знатных или богатых сограждан и частенько жертвовал натуралистичностью ради красоты и выразительности. Тем не менее получался тот же самый неповторимый симбиоз земного с чем-то большим, который был характерен для изображений Мадонн. Отдельное место занимают портреты Маргариты Лути — дочки жившего по соседству пекаря и многолетней возлюбленной художника. Девушкой она была исключительно земной, но даже в ее облике видна рафаэлевская «нездешнесть», характерная для всех его произведений.

commons.wikimedia.org

Архитектура

Как все художники эпохи Возрождения, Рафаэль не ограничивался одной живописью: также он занимался архитектурой. Сохранилось несколько созданных по его проектам зданий. Все они сочетают классические элементы с обязательными для христианских храмов чертами, что делает их особенно выразительными. Увлеченный античной культурой, он стремился к полной симметричности фасада и широко использовал приемы, традиционные для светской греческой и римской архитектуры.
Самая главная работа Рафаэля-зодчего — храм Святого Петра в Ватикане, церемониальная церковь папского престола и одна из самых крупных исторических церквей мира. Собор строили многие годы, над его оформлением потрудились многие большие мастера, а знаменитый купол позже возводил Микеланджело. Тем не менее вклад Рафаэля заметен: он спланировал форму нефа и боковые часовни.
Также по желанию очередного папы Рафаэль в 1510 году стал Ватиканским инспектором по сохранению античных реликвий. Все остатки древних построек на территории Ватикана или вокруг его стен, а также все художественные объекты, извлеченные из земли в пределах полутора километров вокруг города, подлежали охране до тех пор, пока инспектор не оценит их ценность. Только после оценки руины можно было разобрать, а камень использовать для строительства других зданий (что в ту пору было обычной для Рима практикой). Тот, кто обнаруживал таковые, обязан был сообщить о находке властям в течение трех суток. Рафаэлю это сильно добавило забот, но он всеми силами старался сохранить что-то по-настоящему ценное. 
Умер Рафаэль в возрасте 37 лет, сильно простудившись. После себя он оставил непревзойденное искусство, множество учеников и последователей, собственную художественную школу, а самое главное — ощущение близости Неба, знакомое всем, кто видел его шедевры воочию.

Подготовила Елена Чернявская

commons.wikimedia.org
Комментарии
Пока нет комментариев
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Angliya в Instagram
© Angliya 2024