Помните, по интернету гуляла картинка, на которой молодые люди не могут помочь потерявшему сознание человеку на улице, потому что все вокруг фотографы и ни одного врача или хотя бы умеющего оказывать первую помощь?
Интерпретация этой ироничной картинки с участием молодых лондонцев была бы такой: никто не может помочь человеку, потерявшему сознание у красной телефонной будки, потому что все вокруг дизайнеры и только и умеют, что рисовать наряды. Воистину, порой кажется, что воздух Лондона буквально пропитан дизайнерскими флюидами и все, кому лень становиться банкирами и компьютерщиками, дружными толпами объявляют себя дизайнерами. Отсюда и молодые дарования, дизайнерское творчество которых вызывает разве что недоразумение, и жесткая конкуренция, которая вынуждает молодых дизайнеров выдумывать что-то, как можно более вычурное, непрактичное и зачастую довольно скучное, но с солидной ценой.
Совсем не то с теми, кто становится дизайнером не за один день, решив, что он великий талант и никакой опыт ему не нужен, а кто до звания дизайнера эволюционирует, разобравшись сначала во всех тонкостях мастерства, а главное — разобравшись с тем, зачем ему (и миру) это нужно.
Именно так случилось с Ольгой Анкудиновой, которая сначала изучила процесс создания одежды «от и до», потом организовала бизнес по пошиву одежды в Лондоне, и только после этого запустила свой бренд одежды, выросший не из раздутого эго, а из опыта, таланта, умения, образования, клиентской базы и спроса.
Классическое образование
«Я родилась в Санкт-Петербурге, — начинает рассказывать Ольга, — где с удовольствием ходила в художественную школу. Закончив, поступила в знаменитое Мухинское училище, переименованное теперь в Художественно-Промышленную Академию имени Штиглица. Пять лет училась не только рисовать одежду, но и хитростям композиции и конструирования. Конечно же за эти пять лет мы изучили все мыслимые дисциплины, которые могут пригодиться в процессе создания одежды, не говоря уже о том, что мы делали и детские, и мужские, и женские коллекции на любой вкус, цвет и повод. Шестой год я работала над дипломной коллекцией, после защиты которой получила квалификацию не только дизайнера костюма, но и художника, что означает, что я могу преподавать живопись».
На этом месте рассказа Ольги мне хочется воскликнуть: «На дизайнера одежды в Санкт-Петербурге учатся шесть лет?! Это ведь почти как на врача!» Захожу на сайт Central Saint Martins, чтобы сравнить с местными дизайнерскими курсами. Курс дизайнера женской одежды — 90 недель. Мужской — 90 недель. Такого курса, в котором бы изучали все — не существует. «Вы же знаете наше образование, — улыбается Ольга. — Углубленное, академическое, часто не направленное непосредственно в сторону требований рынка, но дающее фундаментальные знания. Это как в вождении машины. Можно научиться водить только автомат, а можно научиться водить так, чтобы водить любую машину, да еще и знать, где что сломалось и как починить. Я считаю, что моя вышколенность помогла мне здесь в Лондоне, потому что в итоге я умею больше, чем те, кто заканчивает курсы, ориентированные на спрос. Я уверена, что скоро качество перерастет в количество, как это случилось с пошивом одежды, которым я занимаюсь до сих пор в качестве руководителя фабрики — это второе направление моей деятельности».
Своими руками
Но обо всем по порядку. Осилив всю ту тяжелую артиллерию дисциплин, которую преподавали в Мухинском училище, Ольга получила красный диплом и устроилась работать в компанию Melon Fashion Group. Работа предполагала много коммандировок в Европу, во время одной из которых Ольгу пригласили работать в Лондон — рисовать принты для тканей. Вот тут и оказалось, что каким бы глубоком ни было художественное образование, в современных условиях его маловато и нужно уметь сочетать его с технологическими достижениями.
«Да, им понравились мои работы на бумаге, — говорит Ольга. — Но на месте оказалось, что принты нужно делать на компьютере, чего я совершенно не умела. Тогда за два месяца я сама изучила как делать принты в Corel Draw. Кто работает в этой сфере, знает, что эта программа считается устаревшей и в ней почти никто не работает. Но, видимо, ничего не происходит случайно. Так как я изучала эту программу сама и пробовала делать задуманное своими способами, у меня зачастую получалось то, что не могли сделать профессионалы, просто потому что они никогда не думали о том, что какие-то эффекты можно соединить в том порядке, в котором это делала я. В итоге многие начали спрашивать — как это сделано? То есть я натворила много интересного, внеся таким образом свою лепту в ряды тех, кто решает, что углубленно учиться не обязательно, а главное — креативность!» В результате сочетания глубоких знаний и творческого поиска Ольга не просто получила работу создателя принтов, но и стала главной в компании по принтам и тканям.
Обшить дизайнеров
Тогда это была просто мечта, но уже через два года Ольга начала задумываться о том, чтобы начать наконец применять весь объем своих навыков и получить должность дизайнера. И тут начались проблемы. «Оказалось, что, несмотря на все восторги по поводу моих работ, с трудоустройством на позицию дизайнера — глухо, — говорит Ольга. — Мой опыт убедил меня в том, что на позиции дизайнера компании предпочитают брать коренных англичан, пусть даже и не таких опытных и креативных». Но возвращаться к принтам Ольга не хотела и начала оглядываться по сторонам в поисках сферы, где ее знания могли бы пригодиться. И такая сфера нашлась. Но в совсем неожиданном месте.
«Я никогда не знала о существовании в Лондоне студий, которые отшивают для дизайнеров какие-то вещи, которые те придумали для своих коллекций, — делится Ольга. — Оказалось, что дизайнерам, какие бы знаменитые они ни были, зачастую нужны люди, которые хорошо сконструируют и хорошо пошьют то, что они нарисовали. Потому что одежда, каким бы искусством она ни была, это все равно одежда — ее нужно кроить и шить, а множество современных дизайнеров совсем не умеют или не хотят этим заниматься. А я могу и хочу. Так, благодаря сарафанному радио, ко мне стали поступать заказы на конструирование и пошив, а со временем я поняла, что это очень выгодный бизнес. Пока дизайнеры рисуют и теряют деньги, если их коллекцию не покупают магазины, я зарабатываю, так как шить их коллекции нужно всегда».
Экологичные принты
Обнаружив спрос на свои услуги, Ольга открыла цех по пошиву одежды для дизайнеров. И они стали приходить, потому что вовсе не везде в Лондоне и сошьют хорошо, и доставят вовремя. «Когда мы только начинали работать с большими компаниями, такими как Preen, Holly Fulton или Antithesis, они присылали целые делегации с лупами, чтобы проверить каждый шов на наших изделиях, — говорит Ольга. — Теперь уже не проверяют, так как уверены во мне. Когда я искала швей, которые бы смогли шить изделия нужного качества, я пробовала работать и с выходцами из Великобритании, и из Индии, но у них почему-то не хватало опыта и они зачастую портили изделия. Поэтому естественным образом у меня собралась команда из швей — выходцев из бывшего СССР, навыки которых — просто на высоте. После них можно ничего не проверять!»
Когда дела с пошивом пошли хорошо и Ольга получила «на развитие бизнеса» британское гражданство, она наконец решилась раскрыться полностью и запустить свою собственную линию одежды. «Все сошлось воедино, — говорит Ольга. — Есть дизайнерский опыт, есть свой цех по пошиву одежды — теперь нужно только стать клиентом своего цеха».
Для начала Ольга сделала коллекцию из тканей с принтами на экологическую тему: фрукты, овощи, цветы, природа. «Это не просто то, что мне близко, — говорит Ольга. — Это то, что выражает суть всей моей деятельности: экологичность. Я произвожу качественные вещи, а значит их будут долго носить, а не выкидывать после трех месяцев носки. Я шью на месте, прямо в Лондоне, то есть мои вещи не нужно никуда везти, совсем как локально выращенный урожай. К тому же все мои сотрудники получают достойную зарплату и не вынуждены работать на разваливающейся фабрике за еду, как иногда происходит в Азии. Буквально на этой неделе Ethical Fashion Forum одобрил нашу заявку, а значит, что теперь не только я думаю, что произвожу этичный продукт».
Кристина Москаленко
http://www.neobotanicfashion.co.uk/
https://www.facebook.com/NeobotanicFashion
Models: @yulia.fry, @lifebypri, @pomegranate.wolf
MUAH: @lanamakeup
Decor: @theflowerfashion
Photo: @igorfain
Production: @prfashion