7 июля в концертном зале комплекса King’s Place божественная логика шахмат и фантастическая гармония Бетховена сольются воедино: во время шестого Лондонского шахматного фестиваля пройдет благотворительный концерт пианиста и дирижера Петра Лимонова — победителя конкурса Н.Рубинштейна и в прошлом стипендиата Фонда Владимира Спивакова. Выпускник лондонской Королевской музыкальной академии, Петр продолжил образование в Париже, но вернулся в Лондон получить степень магистра в Королевском музыкальном колледже. На интервью Петр пришел с Адамом Раутом — организатором шахматного турнира. Как оказалось, мир классической музыки и шахмат крепко связан.
— Кому в голову пришла идея организовать благотворительный концерт во время шахматного турнира?
Адам Раут: Это синергия: каждый год я провожу турнир Лондонского шахматного клуба — масштабное событие с участием трех-четырех сотен человек, в том числе и гроссмейстеров. Я искал новое помещение, и когда увидел зал в King’s Place, то понял, что не использовать такую сцену и акустику было бы преступлением. Я сразу вспомнил о Петре Лимонове — моем друге и выдающемся пианисте и предложил ему сыграть в перерыве между двумя сессиями — утренней и вечерней. У Петра к этому моменту случилась собственная история с фондом «Подари жизнь».
Петр Лимонов: Фонд «Подари жизнь» помогает детям, больным онкологическими заболеваниями. У одного из моих близких друзей раком болен родственник, и прогноз на его выздоровление печален. Много лет назад, когда я еще учился в Центральной музыкальной школе, лет в 18 умер от рака крови мой школьный товарищ. В нашей среде было несколько детей с этим диагнозом — может быть, это связано со стрессом, которому мы подвергаемся с детства? Вы знаете, что Франц Лист в один момент стал играть только на благотворительных мероприятиях, и все, кто наблюдал за его выступлениями, отметили, насколько более возвышенной стала его игра. Я думаю, высокое искусство должно служить благородным целям.
— Петр, почему музыканты, особенно классические, часто всерьез увлекаются шахматами?
Петр Лимонов: Во времена моего детства мамы мальчиков из интеллигентных семей водили их на коньки, фортепиано и шахматы — это считалось основой хорошего образования. А в целом, математические и музыкальные способности часто коррелируют. Качества, важные для успешных музыкантов и шахматистов, похожи: концентрация, логика, абстрактное мышление, умение просчитать ситуацию и разбить сложное решение на несколько шагов. Многие известные композиторы и музыканты были прекрасными шахматистами, например, легендарный Марк Тайманов.
— Как вы познакомилось с Адамом — на концерте или в шахматном клубе?
Петр Лимонов: Я пришел в его шахматный клуб, когда переехал в Лондон. В России времени на шахматы не хватало — все свободное от учебы время я должен был проводить за игрой на фортепиано. В Лондоне я почувствовал невиданную свободу и решил всерьез заняться шахматами.
— Адам, а Петр — хорошо играет в шахматы потому что музыкант?
Адам Раут: Отчасти, потому что музыкант, а отчасти потому, что русский. Русская шахматная школа имела особую систему обучения — только с падением «железного занавеса» эти методы стали нам доступны. У вас все систематизировано, а западный подход — хаотичный. В моем шахматном клубе работают тренеры из России и Венгрии. Они перевернули мое представление о том, что такое шахматы, с ног на голову.
— В музыкальных школах встречаются амбициозные родители, которые воспринимают образование ребенка как личную карьеру — в шахматах похожая ситуация?
Адам Раут: Конечно, есть футбольные мамочки, музыкальные, а есть шахматные — они возят детей с турнира на турнир, ведут их от одного разряда до другого, и дальше до звания гроссмейстера Мне иногда этих детей даже жалко. Кстати, самый молодой гроссмейстер всех времен — Сергей Карякин, который получил это звание в 12 лет.
— Какие параллели вы видите между шахматами и искусством?
Адам Раут: Для меня музыка — это поэзия: каждая партия находит в моей душе разный отклик. А шахматы похожи на кавер-версии любимых песен: сыграю иногда старую игру Петросяна или Таля, и нет предела моему восторгу. На шахматы подсаживаешься, как на наркотик! Музыканту во время выступления нельзя ошибиться, а партия в шахматы — это нескончаемая череда ошибок, и каждый раз ты думаешь — а вот в следующий раз я сделаю по-другому. Шахматы — это бесконечность.
Петр Лимонов: Мне нравится изящество шахмат: на доске, как и на клавиатуре, есть определенное количество элементов, из которых бесконечно можно складывать разные комбинации, от простых мелодий до многоуровневых полифоний. Композитор через звук раскрывает абстрактные концепции, и, если человек интеллектуально или культурно не развит, понять их будет сложно.
— Петр, вы — состоявшийся пианист с богатым репертуаром. Насколько широк ваш собственный музыкальный вкус?
Петр Лимонов: Я люблю джаз, рок, иногда даже рэп могу послушать, если интересная аранжировка. В игре я был зациклен на пиротехнических пируэтах, сегодня мне нравятся произведения сдержанные, наполненные внутренним содержанием, которые подходят для камерного исполнения.
— В музыке точно есть место для импровизации, а в шахматах?
Адам Раут: Когда играешь на уровне гроссмейстера, то побеждает тот, кто обладает и логикой, и воображением; тот, кто мыслит творчески и умеет разыграть комбинацию так, чтобы противник зашел в тупик.
Петр Лимонов: В музыке, если мы не говорим о чистой импровизации, странным образом сочетаются многообразие выбора и диктатура единственно правильного решения. Понятно, что каждый музыкант пропускает произведение и через свои пальцы, и через свое сердце. Я, как артист, должен звучать убедительно, а значит быть уверенным, что мое исполнение партитуры — единственно верное. Эта вера обязана быть непоколебимой, даже принимая во внимание индивидуальную интерпретацию моего выступления каждым зрителем. Я должен обладать этой уверенностью и в то же время скромно сойти с пьедестала, чтобы дать музыке случиться. Только в этом случае происходит чудо, и оно рождается в соавторстве со слушателем. Это и есть настоящая магия.
Беседовала Елена Лео
Фото: Антон Фатьянов
Благотворительный концерт Петра Лимонова
В программе прозвучат произведения Баха, Бетховена и Шуберта
КОГДА: 7 июля в 13:00
ГДЕ: Kings Place, 90 York Way, London N1 9AG
БИЛЕТЫ: £18