Книги по воспитанию детей утверждают, что маленький ребенок понимает гораздо больше, чем мы думаем. Более того, уже в восьмимесячном возрасте произносит достаточно осмысленные фразы, которые, к сожалению, остаются непонятными для его родителей еще долгие месяцы. Так почему бы не использовать первый год жизни ребенка для того, чтобы заложить фундамент русского языка, прежде чем он погрузится в язык окружающей среды?
Пока росли дети моих подруг, у меня была возможность наблюдать их успехи и разочарования на поприще передачи русского языка как родного. Сначала дети говорили с мамами по-русски, потом пошли в детский сад и школу — и русский язык стал менее значимым, а в некоторых случаях ушел в пассив: они его понимают (в каком-то объеме), но не говорят. И после этого начинались поездки в русские школы по выходным и поиск русскоговорящих собеседников.
Поэтому я решила для себя, что, пока нахожусь в декретном отпуске и могу уделить своему ребенку максимальное количество времени, я приложу все усилия к тому, чтобы заложить основы для его русского языка, а потом поддерживать это знание.
Я обратилась к инструментам, которые можно использовать именно в первый и второй год жизни малыша: стихам, потешкам, колыбельным и детским песенкам, маленьким историям, рассматриванию картинок в книжках, играм с диалогами и просто бытовому общению.
Как большинство молодых матерей, я точно знала, что ребенку нужно петь колыбельные, но на поверку помнила только полторы песни — «Спят усталые игрушки» (многократный просмотр передачи «Спокойной ночи, малыши» дал о себе знать) и «Спи, моя радость, усни» примерно до половины.
Укладывание ребенка занимало по полчаса, поэтому нужно было срочно расширять репертуар. Буквально в первые же недели я перепела ребенку все медленные песни, которые помнила наизусть — хорошо пошли русские застольные и романсы, а также «Подмосковные вечера», «Сиреневый туман» и «Колокола» (Владимир Маркин), «Синее море» и «Выйду ночью в поле с конем» («Любэ»), рождественская «Тихая ночь» и даже песни из кинофильмов, например «Голубка» и «Песня о любви» («Гардемарины, вперед!»), «Я спросил у ясеня» («Ирония судьбы»). Книги по уходу за малышом утверждали, что, слушая мамины песни, ребенок привыкает к мелодике языка и учится разделять фразы на слова и слоги.
Это было прекрасное решение на первые пару месяцев, потому что не требовалось никаких усилий по разыскиванию и разучиванию подходящих песен. Однако я выяснила, что в текстах и мелодике непосредственно колыбельных заложена волшебная сила веков и чуть ли не магические обереги, а дети, которым мамы пели колыбельные, успевают в школе лучше, чем дети, которым колыбельных не пели.
Так я решила все-таки выучить несколько настоящих колыбельных. Поначалу я полагала, что существует какой-то список классических текстов, который нужно найти и изучить, потом поняла, что никаких хрестоматий для внеклассного чтения молодой мамы не существует и каждая мама сама решает, что петь. А в современных условиях интернет ей в помощь.
В самом начале мне очень помог сайт deti-online.com, где представлено около десяти колыбельных, многие из них — в исполнении известных певиц нашего детства: Анны Герман, Валентины Толкуновой, Валентины Талызиной, Ирины Понаровской, — при этом есть тексты и минусовки.
Поскольку я не певица ни разу, мне было полезно прослушать колыбельную с десяток раз в исполнении профессиональных певиц, чтобы запомнить слова и мотив. Потом вошла во вкус и поняла, что мне вполне нравится петь.
Не питая никаких иллюзий по поводу своих вокальных данных, я приняла на веру утверждение, что ребенку все равно, ему важны присутствие мамы, ее голос и сам процесс пения. Надо сказать, чем больше я пела, тем лучше у меня получалось, муж даже стал включать ребенку колыбельные, записанные моим голосом, чтобы уложить его спать.
Моему малышу очень пришлась по душе «Колыбельная медведицы» из мультфильма про Умку и колыбельная Анны Герман «Месяц над нашею крышею светит», потом нам запали в душу «Колыбельная для Светланы» из фильма «Гусарская баллада», которая была живо переделана под мальчика («Спи, моя Светлана…» — «Спи, мой мальчик славный…»), латышская колыбельная на музыку Раймонда Паулса «За печкою поет сверчок» и «Колыбельная» Татьяны Снежиной («Землю окутала тихая ночь»), мелодия которой так прочно засела в голове, что ее тоже пришлось переделать под мальчика.
Спустя время я нашла сайт колыбельные-песни.рф, где собрано огромное количество колыбельных песен в исполнении разных певцов, с видео, текстами и минусовками, а через него вышла на признанную исполнительницу колыбельных песен Наталью Фаустову и ее сайт dreamsongs.ru, откуда взяла еще несколько чудесных песен. «Зимняя сказка» на стихи Андрея Усачева и «Спи, мой мальчик, птицы спят» на стихи Валерия Брюсова — наши любимые.
Хорошо бы прослушать все ее колыбельные, и не по разу, чтобы выбрать то, что по душе, потому что петь их придется часто и долго — специалисты рекомендуют делать это до пяти-семи лет ребенка. Наталья Фаустова утверждает: «Позитивное влияние и польза колыбельных песен проявляется в младенческом возрасте — ребенок быстрее начинает говорить, более социален и открыт к познанию мира, мама менее подвержена стрессам, у кормящих мамочек увеличивается лактация». Можно также выбирать колыбельные с видеороликами на YouTube и включать их малышу, когда совсем не поется.
Надо сказать, мой энтузиазм был обусловлен в немалой степени тем, что ребенок просыпался по нескольку раз за ночь и уложить его спать после кормления было непросто, и надо было как-то успокаивать и его, и себя. Петь, укачивая орущего ребенка, непростое занятие, и муж поначалу шутил, что, видимо, пою я для себя, потому что ребенок орет.
На самом деле у нас было немало ночей и вечеров, когда ребенок орал по непонятной причине даже у меня на руках, он был сытый, сухой и даже усталый, но продолжал орать. Может, у него животик болел, может, зубки резались. Поделать с этим было ничего нельзя, и именно колыбельные помогли мне сохранять спокойствие и расслабленность, необходимые для того, чтобы успокоить и расслабить ребенка. Тем не менее после полугода ребенок орать перестал, а колыбельные стали важным ритуалом, после которого он понимал: пришла пора спать.
И если поначалу я пела по шесть-восемь песен за раз, то к девяти месяцам хватало уже одной-двух, после чего дверь закрывалась и ребенок засыпал. Собственно, он начинал зевать уже у меня на руках на второй песне, к тому времени у него сформировался ассоциативный ряд. Примерно с шести месяцев он также стал мне подпевать — не в тон, конечно, но солидарность была налицо.
Когда я стала спрашивать знакомых, что они пели своим детям, то обнаружила, что делали это единицы. Как выяснилось, некоторые молодые матери считают незнание текстов колыбельных уважительной причиной, чтобы их не петь, другие придерживаются мнения, что раньше женщины пели колыбельные сами, потому что было нечего включить, третьи ссылаются на то, что они слишком устают за день и к ночи уже не до колыбельных. И почти все утверждали, что у них к пению нет никаких способностей. Поскольку я пела с первых дней жизни ребенка, почти инстинктивно, игнорируя все упомянутые причины, я задумалась: а что стоит за потребностью петь ребенку песни, кроме горячего желания приучить его к родному языку с первых дней жизни?
Согласно Наталье Фаустовой, пение колыбельных не только помогает усыплять ребенка, но и способствует развитию его эмоционального интеллекта, внушает ему чувство уверенности и безопасности, знакомит с поэтикой родного языка, дает представление об окружающем мире и помогает установить доверительные отношения с мамой на всю жизнь. Прослушивание колыбельных снижает давление, уменьшает сердцебиение, нормализует режим сна. Здоровый сон ребенка, как результат, обеспечивает адекватное развитие всех органов и систем, является профилактикой болезней, ожирения, агрессивного поведения и служит предпосылкой для хорошей успеваемости в школе.
Здоровый сон мамы, в свою очередь, не только обеспечивает отдых и восстановление сил, но и является профилактикой преждевременного старения, сахарного диабета, инсульта, инфаркта миокарда и ожирения, улучшает метаболизм. По сути, молодая мама наполняется тем ресурсом, который помогает ей пережить первый год материнства. Пение непосредственно колыбельных снижает уровень стресса, способствует повышению лактации, снижает болевые ощущения, является профилактикой депрессии и эмоционального выгорания, повышает насыщение тканей организма кислородом и возвращает маму к ее детству и ее внутреннему ребенку, что само по себе хорошая терапевтическая практика.
Продолжение читайте в следующем номере.