Свобода слова под контролем
12/04/2022 22:09

Свобода слова под контролем

Великобритания
Украина
Россия
США
новости
новости UK
санкции
СМИ
мировые СМИ
123rf.com
Анастасия Яковлева

Какие СМИ и в каких странах заблокированы?

Премьер-министр Великобритании в видеоформате обратился к жителям России на русском языке, призвав их устанавливать VPN. Ролик опубликован в Twitter главы правительства, который выложил видео из Бучи, комментируя произошедшее. В обращении он объясняет, что российские власти не рассказывают правду о случившемся, и рекомендует россиянам использовать VPN-сервисы, чтобы «получать свободный доступ к информации». «Россияне достойны правды. Вы достойны того, чтобы знать ее», — отмечает Джонсон. В конце он добавляет: «Ваш президент обвиняется в совершении военных преступлений. Но я не верю, что он действует от вашего имени» В конце февраля Джонсон уже записывал видеообращение к жителям России на русском языке, призывая остановить бои. «Я не верю, что эта война от вашего имени», — сказал он тогда. Кстати, неделю назад VPN-сервисы Amnezia VPN, Proton и HighLoad VPN заявили, что предоставят россиянам бесплатный доступ к заблокированным СМИ. Российские медиа заблокировала не только Великобритания, но и страны Европы и США. В ответ на это РФ закрыла доступ к изданиям, находящимся на своей территории. Какие медиа сегодня заблокированы в Великобритании, Европе и России? И из каких источников получают информацию русскоговорящие люди за рубежом?

Государственные медиа

Власти Великобритании и ЕС усилили цензуру против российских федеральных каналов. Теперь при поиске новостей про Украину сервисы, в том числе YouTube и Google, не выдают ссылки на государственные СМИ. Пользователи из ЕС не могут получить доступ к таким каналам, как НТВ, Russia Today, РИА «Новости» и ТАСС.
Первым стал канал Russia Today. Сначала Facebook ограничил доступ к его аккаунту в 27 странах. После этого аналогичные меры проделал Instagram, заблокировав все аккаунты издания. Через пару дней Франция закрыла доступ к Telegram-каналу RT France. Также российский канал исчез со всех вещательных платформ в Великобритании. На доступ к телесети, ранее называвшейся Russia Today, повлиял запрет, наложенный Европейским Союзом. Хотя Британия не входит в ЕС, блок применил санкции к спутниковым компаниям в Люксембурге и Франции, которые предоставляли канал RT для Sky, Freesat и Freeview.
Министр культуры Великобритании Надин Доррис, назвавшая этот канал «путинской загрязняющей пропагандистской машиной», выразила надежду, что он не вернется на экраны королевства.
«В рамках согласованных усилий и обсуждений Russia Today больше не транслируется ни по телевидению, ни по Sky, ни по Freesat, ни по Freeview, — заявила она в Палате общин. — Моя позиция в том, что мы не остановимся, пока не убедим каждую организацию, базирующуюся в Великобритании или за ее пределами, что направлять российскую пропаганду в британские дома неправильно».
Напомним, сейчас под санкциями в стране оказались более 1 000 российских организаций и лиц. А на прошлой неделе Великобритания объявила о санкциях в отношении еще 14 российских компаний, включая Sputnik, что нацелено на исключение «фейковых новостей от президента Владимира Путина». Среди попавших под санкции были управляющий директор RT Алексей Николов, известный ведущий новостей гостелерадиокомпании «Россия» Сергей Брилев и главный редактор «Спутника» Антон Анисимов.
Правительство заявило, что оно налагает санкции и на медиаорганизации, в том числе финансируемый Кремлем телеканал «Новости», которому принадлежит RT и «Россия сегодня» и который контролирует информагентство «Спутник».
«Война Путина с Украиной основана на потоке лжи, — говорится в заявлении министра иностранных дел Лиз Трасс. — Британия помогла возглавить мир в разоблачении кремлевской дезинформации, и эта последняя партия санкций поражает бесстыдных пропагандистов, которые выталкивают фальшивые новости Путина». RT подчеркнул, что санкции показали неизбежный конец свободы СМИ в Великобритании.
«Мы будем продолжать доносить новости до той аудитории, которая хочет их искать», — сказала Reuters Анна Белкина, заместитель главного редактора RT.
Российские официальные лица говорят, что RT, лицензия на вещание которой была отозвана в начале этого месяца, — это способ для России конкурировать с доминированием глобальных медиакомпаний, базирующихся в США и Великобритании, которые, по словам Москвы, предлагают частичный взгляд на мир.
Кроме того, в Европе заблокирован телеканал НТВ. Теперь его не видят зрители YouTube более чем в 70 странах. Также в европейских странах прекратился доступ к ТАСС и РИА «Новости», ограничен доступ к YouTube-каналу «360».

Соцсети

Первым был заблокирован Twitter посольства РФ в Лондоне. Это произошло еще месяц назад после поста о роддоме Мариуполя. Тогда предметом жалоб стал пост с комментарием главы российского МИДа, в котором Сергей Лавров опровергал информацию о нанесении Россией авиаудара по действующему роддому в Мариуполе. По его словам, роддом использовался украинским батальоном «Азов» в качестве базы и никаких пациентов в нем давно уже не было. После этого правительственный аккаунт был заблокирован.
Сейчас Twitter ограничил более чем 300 официальных аккаунтов российского правительства, в том числе аккаунт президента России Владимира Путина. Twitter сообщил, что примет меры против любой страны, которая «ограничивает доступ к открытому интернету во время вооруженного конфликта». Напомним, что в России платформа была сильно ограничена после начала военных событий в Украине. В настоящее время у президента РФ Владимира Путина есть два официальных аккаунта в социальной сети — на русском и на английском языках с 3,6 млн и 1,7 млн подписчиков.
Twitter заявил, что разрешение российским правительственным чиновникам свободно размещать сообщения на сайте социальной сети при одновременном ограничении платформы в России «создает вредный информационный дисбаланс».
В рамках принятых действий контент более чем в 300 официальных правительственных аккаунтах больше не будет «рекомендоваться или дополняться». Мощный алгоритм Twitter не будет продвигать эти аккаунты. Целевые учетные записи правительства РФ включают официальные профили министерств и посольств, а также учетные записи высокопоставленных российских чиновников.
Аккаунты уже критиковались за распространение дезинформации во время войны на Украине, но, в отличие от твитов российских государственных СМИ, они ранее не подвергались специальной модерации со стороны Twitter.
После того как в Facebook прозвучали призывы к межнациональной розне и причинению вреда русским, живущим за рубежом, Москва признала компанию Meta экстремистской и запретила ее деятельность в России. Напомним, что компания Meta владеет крупнейшими соцсетями Facebook и Instagram, а также мессенджером WhatsApp.
На WhatsApp карательные меры направлены не будут, так как, по решению генпрокуратуры, этот мессенджер не распространяет информацию публично, в отличие от других.
Российские соцсети VK, «Одноклассники» и «Яндекс.Дзен», в свою очередь, заблокировали русские страницы «Радио Свобода».
К слову, по данным Brand Analytics, с марта 2022 года социальная сеть «ВКонтакте» стала первой по количеству публикаций: ее ежемесячная аудитория впервые превысила 100 млн пользователей на фоне признания компании Meta экстремистской организацией и блокировки Facebook, Instagram и Twitter.

123rf.com

Зеркальные санкции России

Что касается России, в ответ на блокировку своих СМИ за рубежом страна ввела зеркальные меры. Пресс-секретарь МИД России Мария Захарова на пресс-брифинге сказала: «Единственное, чего на сегодняшний день достигла министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс, — это то, что соответствующие зеркальные, симметричные меры — назовите их как хотите — были приняты против британских СМИ здесь, в России».
Ранее Захарова осудила запрет российских СМИ RT и «Спутник», утверждая, что мир лишен российской точки зрения, поскольку западные СМИ предлагают только украинскую версию событий.
Российские власти также заблокировали вещание телеканала «Дождь» и радиостанции «Эхо Москвы», доступ к сайту Русской службы Би-би-си. Роскомнадзор начал блокировку сайтов изданий «Медиазона. Центральная Азия» и «Агентура.ру».
Итак, с 24 февраля в России были заблокированы Радио Свобода, «Настоящее Время», «Крым.Реалии», «Голос Америки», New Times, «Тайга.инфо», DOXA, «Эхо Москвы», «Дождь», «Медуза», Русская служба BBC, Deutsche Welle и другие. Телеканал «Дождь», радио «Эхо Москвы» и томское агентство ТВ2 приняли решение прекратить деятельность.

Чем заменят зарубежные сервисы в России?

Министерство цифрового развития составило для россиян список сервисов, которыми можно заменить зарубежные соцсети. Facebook, Messenger, Instagram, Twitter, TikTok, Snapchat и Slack рекомендуют заменить на «ВКонтакте», «Одноклассники», Yappy, Telegram, «ТамТам», ЯRUS, TenChat, «Мой Мир», ICQ, Frisbee.
Вместо программ для проведения видеоконференций Zoom, Zello, Webex, Discord, Microsoft Teams, Skype предлагают использовать EYEVOX, «Сферум», «Видеозвонки Mail.ru», «Видеозвонки VK Яндекс.Телемост», «Вебинар.ру», TrueConf, Jazz, IVA AVES, IVA AVES S, IVA LARGO, «Вега-Ирида» и Vinteo.
Антивирусы Norton, Avast, McAfee можно заменить на Kaspersky и Dr. Web.
Для замены редакторов «Google Документы», «Google Таблицы», «Google Презентации», Word, Excel, PowerPoint и Apple Keynote предлагают «Мой офис», «P7-Офис» и «Яндекс 360».
Минцифры в качестве замены почтовых сервисов Gmail, Outlook, Hotmail, Yahoo! Mail, ProtonMail предложило «Почта Mail.ru», «Мой Офис Почта», «Яндекс.Почта», Tegu.
Переводчики Google Translate и Bing можно заменить на «Яндекс.Переводчик» и PROMT.
Вместо браузеров Google Chrome, Firefox, Opera, Samsung Internet и Safari можно установить «Яндекс.Браузер» и Atom.
Сервисы для аналитики Google Analytics, Clicky.com, Matomo и Chartbeat.com можно заменить на «Яндекс.Метрика», Roistat, CoMagic и «Спутник/Аналитика».
Образовательные сервисы Storytel, Pearson и Coursera предлагают заменить на Skillfactory, Оpenedu, GeekBrains, Stepik, Udemy, «СберУниверситет», «Нетология», SF Education, Wayup, CoreApp, «Инжинириум», «Кодемика», «Сетевая Академия», «Учебный центр ИнфоТеКС», «Школа анализа данных» («Яндекс.Практикум»), «Академия информационных систем» (АИС), «Мобильное электронное образование» (МЭО), «1С-Образование» и «Учебный центр СКБ Контур».
Аналогами карт вроде Google Maps, Apple Maps, HERE стали «Яндекс.Карты», 2ГИС, «Карты Mail.ru» и «ГИП Горизонт».
Работу вместо сервиса Hays можно искать на «Профи», Head Hunter, «Работа в России», «Работа.ру» и YouDo.
Маркетплейсы Ebay, Amazon рекомендуют заменить на Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», «СберМегаМаркет» и «СберМаркет».
Бронирование жилья вместо Airbnb, Hotels.com, Booking.com можно осуществить в сервисах «Островок», Tutu.ru, «Яндекс.Путешествия», TVIL.ru, «Командировка.ру» и Ozon Travel.
Вместо сервисов по заказу такси Uber и Gett.com предлагают «Яндекс.Такси», «Автолига», «Везет» и «Максим».
Заказать авиабилеты вместо Momondo и Skyscanner можно на Aviasales, OneTwoTrip, Tutu.ru, «Яндекс.Путешествия» и Ozon Travel.

Облили краской

Неизвестный напал на главного редактора «Новой газеты», лауреата Нобелевской премии мира Дмитрия Муратова. Его облили красной краской в поезде Москва–Самара. В конце марта издание было вынуждено приостановить работу под давлением российских властей на фоне войны с Украиной.
Покинувшие Россию журналисты «Новой газеты» запустили издание «Новая газета. Европа».
К слову, выступая в декабре на церемонии вручения премии в Осло, Муратов среди прочего сказал: «В больных головах геополитиков война России и Украины перестала казаться невозможной».

Кто ищет, тот найдет

В период, когда многие СМИ заблокированы, пользователи из разных стран переключаются на другие источники информации. Так, как пишет Washington Post, в последние недели Китай стал мощным инструментом для информирования граждан от имени Кремля. В китайских СМИ именно Украина и НАТО выступают агрессорами.
«Имея более миллиарда подписчиков только на Facebook, контролируемые государством каналы Китая предлагают Владимиру Путину мощный мегафон для формирования глобального понимания войны — часто называемой „специальной операцией“ в соответствии с кремлевской риторикой», — пишет издание.
Также пользователи возвращаются в «забытые» социальные сети: например, в «Одноклассниках» отмечен рекордный приток пользователей. С начала марта число регистраций новых аккаунтов увеличилось почти на 70%.
Количество активных русскоязычных авторов «ВКонтакте» превысило 3,5 млн человек, увеличившись примерно на 500 тыс., а число постов достигло 14 млн.
На третьем месте по числу пользователей находится Telegram. Показатели этой соцсети увеличились с 0,5 млн в начале февраля до 1 млн в марте, а число публикаций выросло с 6 млн до 9.

Комментарии
1
Смотрю Новое ТВ тут в Англии через интернет подписку. А так конечно печально что нет никакой свободы слова и прав человека. Вячеслав Крымчанин - Англичанин
5 месяцев назад
Возникли вопросы?
Напишите нам в редакцию
Похожие публикации
Компенсация за психологические последствия травм
16/09/2022 07:44
Популярное
Компенсация за психологические последствия травм
16/09/2022 07:44
Angliya в Instagram
© Angliya 2022