14 января в Лондоне пройдет благотворительный концерт «Ромео и Джульетта» на музыку Прокофьева в пользу подопечных фондов Gift of Life и «Подари жизнь». Помимо музыкальной части, будет еще литературная с сонетами и отрывками из произведений Шекспира. Сонеты прозвучат в прочтении британского актера Рэйфа Файнса и российских актрис Чулпан Хаматовой и Дины Корзун. За музыкальную часть ответит культовый современный дирижер Теодор Курентзис.
Курентзис родился в Греции, но живет в Перми, где создал свой оркестр musicaAeterna, а цель его жизни — возродить интерес к опере и классической музыке. Любое его выступление — восторг и овации. Он любит философствовать и не любит подчиняться общепринятым стандартам. Именно поэтому мы позвонили Теодору, чтобы поговорить о его жизни, отношении к классической музыке и благотворительности. К тому же у Чулпан Хаматовой, Дины Корзун и Рэйфа Файнса интервью мы уже брали, а Теодор — новое имя в копилке собеседников «Англии».
— Теодор, вы по национальности грек, но живете в России и говорите по-русски. Как так получилось?
— Мне очень повезло в начале 90-х попасть в школу Ильи Мусина в Санкт-Петербурге. Это патриарх русской композиторской школы, и работать с таким человеком — счастье. Я всегда мечтал быть композитором, но у меня получилось стать дирижером. Довольно случайно вообще-то: я просто подрабатывал с ансамблями, с которыми мне приходилось дирижировать. В то же время я не хотел быть наивным, как множество музыкантов, которые начинают дирижировать, не обладая техническими знаниями, и я стал брать уроки, чтобы отточить навык. Это был момент, когда Европа менялась, только-только упала Берлинская стена. Но мне тогдашняя жизнь казалась довольно пресной, и я искал источники вдохновения. Я пытался превратить свою жизнь в сказку и быть ее героем. И вот однажды на мастер-классе в Royal Academy я увидел Мусина и понял, что это — оно. Он взял меня в свой класс, и я переехал в сказочную постсоветскую Россию. Конечно, это было сложное время для страны, но Мусин был известен во всем мире, и у нас в классе было много иностранцев, я не был единственным. Хотя я и был одним из первых иностранцев, приехавших в Россию после развала СССР. Отучившись, я понял, что влюблен в Россию, и именно тут началась моя карьера композитора.
— Что именно вам понравилось в России? Обычно все хотят переехать в Лондон или Майами.
— Нет, Майами точно не для меня. Это зависит от человека, от того, чего он ищет. Вдохновения или комфорта. Я искал вдохновения. Но в то же время для меня наиболее комфортно состояние, когда я вдохновлен, поэтому в России я нашел не только вдохновение, но и свой комфорт. Это стало ключевым моментом, когда я принимал решение остаться. Кстати, знаю много людей, которые так же, как и я, не могут жить без России. Хотел бы подчеркнуть, что на сегодня я свободен выбрать любое место жительства и жить там, где мне захочется. Я живу в Перми не потому, что у меня нет выбора. Наоборот, он у меня есть. Но современная индустрия музыки работает как фабрика. А я не фабричный человек. Я делаю вещи, для которых нужно время, нужно медитировать, нужны коллеги-идеалисты, которые верят, что музыка может поменять мир. Я верю, что с помощью музыки мы можем проникнуть на более высокие уровни коммуникации друг с другом, на другие частоты. Для меня такая ссылка работает отлично.
— То есть, вы видите свою жизнь в Перми как ссылку?
— Я собрал лучших музыкантов страны, создал своеобразный музыкальный монастырь, где можно снова стать человеком в высоком смысле слова и творить музыку вне зависимости от корыстных мотивов современной музыкальной индустрии. Для меня это очень важно. Сегодня, когда все считают время и деньги, когда за одну минуту можно получить любую информацию и сразу же все забыть, мы с коллегами хотим сосредоточиться и потратить время на то, чтобы создать что-то, что сможет тронуть сердце человека, остаться у него в памяти. Этим продиктовано мое решение не жить в столице, а выбрать закрытый город, в котором можно создавать альтернативную систему музыкальных отношений, другой вид коммуникации с аудиторией и образования аудитории. Вы же знаете, что у нас в Перми есть лаборатория по работе с аудиторией, где мы учим людей, как слушать музыку? Именно поэтому все наши репетиции открыты для аудитории. Мы хотим, чтобы люди видели процесс беременности музыкальным произведением, над которым мы работаем.
— Вы сказали, что учите людей слушать классическую музыку. Дайте три совета нашим читателям из своих уроков.
— Совет первый: дайте себе время. Совет второй: когда вы собираетесь слушать классическую музыку, отгородитесь от своих проблем и ежедневных мыслей, настройтесь. Совет третий: музыка — это не действие, которое мы делаем или не делаем в какой-то отрезок дня. Музыка не останавливается. Попробуйте жить с музыкой, слушайте ее после пробуждения и перед сном.
— Именно так делаете вы? Расскажите, как вы живете.
— Я живу в лесу, в деревянном доме, который находится в часе езды от Перми. Каждое утро я слушаю византийскую музыку и занимаюсь духовной практикой, после чего еду в театр к людям, которых я люблю. И там мы пробуем создать произведение, которое затронет биоэнергетический уровень человека. Вуаля!
— Вы живете в лесу, но при этом известны во всем мире. Как вы видите Пермь на глобальной карте?
— Многие люди говорят, что не могут жить в информационном напряжении столицы и хотели бы найти место в мире, где они могут быть людьми, разговаривать о красоте, любви и вдохновении и создавать искусство, которое не зависит от условий рынка и финансирования. Идеальное искусство, которое они хотели бы разделить с миром. Для меня такое место — Пермь.
— А вам не кажется это немного эгоистичным? Ведь зачем нам слушать Моцарта, когда есть Леди Гага?
— Леди Гага говорит об эмоциях, которые располагаются на фасадной части человека, но подсознательные частоты существования человека она не исследует. Она говорит о том, что человек уже знает. Но человеку постоянно нужно некоторое искусство, которое он не просто съест, но выпьет как эликсир, который разбудит в нем язык мечты, язык его подсознания, чего-то, что он не знает о себе, язык, который поднимет в нем импульс стать лучше.
— Насколько я поняла из вашей недавней работы с Sony — записи аутентичных версий исполнения опер Моцарта, — он ваш любимый композитор?
— Не могу сказать, что это мой любимый композитор. Это как вопрос: кого ты любишь больше, маму или папу? На мой взгляд, Моцарт наиболее идеальный композитор. Это такой маленький мальчик, который много путешествовал, и еще у него была гениальная сестра. Сестра решила прожить долгую и скучную жизнь и умерла в 79 лет, что для XIX века очень много. Ее брат, напротив, решил умереть молодым, но войти в вечность. Меня это очень трогает. В своей музыке он иногда останавливает время и совершает прыжок от жизни к вечности. Поэтому его музыка — это мост, который позволяет нам видеть себя из другого измерения. Я слуга этой музыки, не более.
— Расскажите о произведении, которое вы будете исполнять в Лондоне.
— Мы выбрали «Ромео и Джульетту» Прокофьева, потому что хотели исполнить что-то демократичное, что могло бы активизировать людей на помощь детям. Однажды мы с Чулпан Хаматовой сидели вечером за столом и она показала мне на своем телефоне фото очень красивой молодой леди. Я спросил, кто это? Подумал, что, может быть, это какая-то модель. Тогда она показала мне второе фото: ребенок в маске, диагноз — рак. Оказалось, что этот ребенок и эта девушка — один и тот же человек, которому фонд «Подари жизнь» помог в лечении. Это было очень трогательно, потому что заставило меня посмотреть на себя и других людей. Я понял, что мы так заняты своей жизнью, что почти не оставляем себе времени на то, чтобы быть людьми. А быть человеком для меня означает — помогать другим и надеяться. Если не помогать и не надеяться, никогда не будешь полностью счастлив. Я делюсь своей музыкой и верю, что музыка может будить в людях человечность. И это красиво. После нашего разговора закройте глаза, перестаньте думать на десять секунд и пять раз произнесите про себя слово «надежда». Это вас изменит, сразу же.
— Но это же не первый раз, когда вы принимаете участие в благотворительности?
— Я против слова «благотворительность». Потому что на самом деле, когда вы что-то с кем-то делите, вы прежде всего даете себе! Именно поэтому у меня множество проектов, которые включают в себя концерты в хосписах, тюрьмах. Не всегда получается собирать деньги, но зато мы даем любовь и внимание людям, о которых многие забыли. Мы верим в то, что музыка существует для людей, и если не любишь людей, не можешь любить и музыку. Поэтому, когда есть возможность, мы всегда принимаем участие в благотворительных концертах.
Беседовала Кристина Москаленко
Главное фото: Vladimir Yarotsky
Билеты на концерт можно приобрести по ссылке: www.southbankcentre.co.uk/whats-on/113657-prokofievs-romeo-and-juliet-2017
Следите за информацией о розыгрыше билетов на странице «Англии»: facebook.com/angliya