14 мая 1961 года родился актер Тим Рот, звезда фильмов «Бешеные псы», «Четыре комнаты», «Розенкранц и Гильденстерн мертвы», «Винсент и Тео», «Роб Рой» и многих других. «С такой физиономией, как у Тима Рота, нужно либо держаться от кино подальше, либо быть гением», — заметил как-то один из голливудских «доброжелателей». Заметил тогда, когда актер давно выбрал второй путь, был знаменит и не нуждался в оценках. Тим Рот не из типичных звезд — с белоснежной улыбкой чаровника, ежемесячно красующийся на обложках модных журналов и ежесекундно покоряющий все новые женские сердца. Актер небольшого роста, с крупным кривым носом, не самыми ровными и белыми зубами, не самым выразительным лицом и вечно зачесанными назад волосами. Он не любит, когда репортеры задают дурацкие вопросы, и считает, что жизнь под вспышками фотокамер не для него. Не говоря уже о фотографиях на обложках, которые, его мнению, похожи на могильный памятник. Он любит семью, «Сандэнс» и пабы — простой человек.
Тимоти Саймон Рот родился в Ламбете, на юге Лондона. Его мать Энн преподавала живопись и рисовала пейзажи, а отец Эрни работал журналистом, проповедовал коммунистические идеи и был членом Британской компартии. Он происходил из семьи ирландских эмигрантов, переселившихся в Америку, и носил фамилию Смит, которую сменил на Рот после Второй мировой войны. Немецко-еврейскую фамилию он выбрал неслучайно, выразив солидарность с жертвами Холокоста и попытавшись обеспечить свою безопасность, поскольку работа его заносила в страны, где британцев не жаловали.
Детство Тима прошло в Брикстоне — не самом благополучном районе Лондона. Именно там он и выработал акцент кокни, чтобы одноклассники не издевались над ним из-за хорошего происхождения и классической речи. Потом семья переехала в Далвич, где любили селиться представители среднего класса. К этому времени Энн с Эрни развелись, но воспитывали сына сообща, что сводилось к прививанию любви к искусству. Отец водил Тима на спектакли и концерты, а мать учила рисовать и лепить. Потом в одном из интервью актер рассказывал: «Моя мать была художником, отец — журналистом. Они часто брали меня на всякие выставки. Хотели, так сказать, привить мне интерес. Но по мне, галерея „Тейт“ — это же гребаный „Маркс и Спенсер“. При этом художественные способности юного Тима были развиты: он хорошо рисовал, лепил, а еще пародировал всех знакомых.
Через некоторое время он решил, что скульптура — его призвание, и поступил в Колледж искусств Камберуэла, который так и не окончил — отцовские гены и тяга к сцене оказались сильнее. Отныне жизнь Тима была навсегда связана с актерским делом. Почитатели его таланта сегодня называют Рота «великим хамелеоном» мирового кинематографа, он же себя в шутку — «профессиональным обманщиком».
Однако начало было не таким безоблачным, как может показаться: первый сценический опыт был ужасным. В школе ставили спектакль, в котором Тим играл Дракулу. Страх перед сценой настолько овладел начинающим актером, что тот просто не сдержал естественного позыва. Пришлось играть спектакль с мокрыми штанами и убедить себя, что актерство — не для него. Но спустя некоторое время позор забылся, и подросток решил заявить о себе. Вот что вспоминает Рот: «Мне было что-то около 17, когда я решил стать актером. Естественно, у меня не было агента, так что я просто решил написать всем самым известным режиссерам. Вначале планировал действовать с размахом, но потом ограничился следующим списком: Кубрик, Скорсезе, Трюффо и Коппола. У меня был аппарат со штативом и дистанционным спуском, так что я наснимал своих фотографий и сел писать письма. Типа: „Дорогой мистер Коппола, мне, честное слово, нравятся все ваши фильмы, и если вам нужен английский актер, то я к вашим услугам“. В общем, я написал что-то такое, положил в конверт, отослал его и, кажется, полностью забыл об этом. Потом прошла целая куча лет, и я оказался в Америке. Меня позвали на пробы к Копполе. Он тогда собирался снимать „В дороге“ по Керуаку (нереализованный проект Копполы), и меня пригласили попробовать себя на роль Уильяма Берроуза. Мы встретились с Копполой в церкви, и вдруг вместо приветствия он сказал: „У меня для тебя есть кое-что“. Он полез в сумку и достал мое письмо. Это было то самое письмо, которое я написал много лет назад. И оно было написано разными цветами — такая у меня тогда была ручка. Это было что-то невероятное. А Фрэнсис посмотрел на меня и сказал: „Знаешь, а ведь я храню абсолютно все. Нет, в самом деле, каждую мельчайшую вещь“.
Сделал актера знаменитым на весь мир, тем не менее, не Коппола, а Тарантино, который снял Рота в фильмах «Бешеные псы», «Криминальное чтиво», «Четыре комнаты» и «Омерзительная восьмерка». В 2019 году актер снялся и в «Однажды в… Голливуде», но сцены с его участием не вошли в финальную версию.
В кино Тим Рот попал случайно. Хотя… случайно ли? Как-то он ехал по своим делам, и у велосипеда спустило шину недалеко от театра Oval House, где молодой человек подрабатывал. Он зашел к своим друзьям по цеху попросить насос. Требуемого не оказалось, но вместо этого кто-то спросил Тима, побреется ли он наголо, если это понадобится для роли. Конечно, ответил тот и попал в телефильм Алана Кларка «Сделано в Британии», социальную драму о 16-летнем наци-скинхеде Треворе. Роль принесла Тиму успех, а заодно унесла робость и стеснительность.
После этого роли последовали одна за другой — и уже на большом экране. В 1984 году Тим Рот сыграл наемного убийцу в фильме «Стукач» Стивена Фрирза, на следующий год снялся в «Возвращении в Ватерлоо», в 1988-м — в «Убить священника», а в 1989-м воплотил одного из преступников в фильме Питера Гринуэя «Повар, вор, его жена и ее любовник».
На начало 90-х пришлись такие важные для Рота фильмы, как «Розенкранц и Гильденстерн мертвы» и «Винсент и Тео» — о жизни Ван Гога. Этот фильм имел для актера особое значение, потому что Ван Гог был любимым художником отца. Но увидеть результат Эрни Роту так и не довелось — он умер. Тима впечатлил подход режиссера Олтмена к актерской роли: «Сниматься у Олтмена было чистым наслаждением. Он заставлял меня постоянно импровизировать. В первый же день нашего знакомства вручил мне сценарий со словами: „Прочти и, если тебе что-то не понравится, просто перепиши заново“. В процессе съемок я сообщал ему, что Ван Гог просто не мог говорить такую чепуху. А тот всегда отвечал: „Хорошо, тогда говори все, что взбредет тебе в голову“. Это показалось мне очень странным, я чувствовал себя немного не в своей тарелке. Когда же посмотрел готовый материал, то понял всю гениальность такого подхода к делу».
Несмотря на успех в Великобритании, актера манил Голливуд. Вероятно, сказалась также нелюбовь к политическому устройству страны. Свое решение переехать за океан Тим объяснял политикой Тэтчер и английской сыростью. А позже признался: «Одному Богу известно, кого я ненавижу больше — Тэтчер, Мейджора или Блэра».
К тому же в вожделенной Америке уже обосновались вместе с семьями его друзья — Гэри Олдман и Дэниел Дэй-Льюис. Так что следующий шаг актера был предсказуемым и обоснованным — он переехал в США, предварительно разведясь и взяв с собой сына. Тут его заметил Квентин Тарантино и предложил роль в «Бешеных псах». Причем режиссер сначала видел актера в роли мистера Блонда или мистера Пинка, но Роту больше всего понравился мистер Оранжевый, которого он и сыграл с присущей ювелирной точностью.
Кроме Рота, Олдмана и Дэй-Льюиса, в Голливуде активно снимались и другие британцы — Колин Ферт, Брюс Пэйн и Пол Макганн. Всех их прозвали в Голливуде Brit Pack («Пачка британцев»). Незадолго до этого были Brat Pack — молодые американские актеры, которые часто вместе снимались в подростковых фильмах 1980-х годов.
Мистер Оранжевый так впечатлил Тарантино, что он, не раздумывая, пригласил Тима Рота через два года в ставший легендарным фильм «Криминальное чтиво», а через год — в «Четыре комнаты». Этого было достаточно, чтобы провозгласить Тима Рота лицом альтернативного кино.
Однако номинацию на «Оскар» как лучшего актера второго плана, на «Золотой глобус» и награду BAFTA Тим Рот получил за роль английского дворянина Арчибальда Каннингема в фильме «Роб Рой» Майкла Кейтона-Джонса. Подготовка к роли потребовала больших ресурсов. Актер так серьезно подошел к занятиям по фехтованию, что в итоге не уступал профессионалам. Финал фильма со знаменитым поединком с Робертом Макгрегором в исполнении Лиама Нисона признан одной из лучших фехтовальных сцен в истории кинематографа.
В 1997 году Тиму Роту пришлось продолжить развивать художественные таланты и несколько месяцев брать уроки игры на фортепиано, готовясь к съемкам в картине Джузеппе Торнаторе «Легенда о пианисте». Internet Movie Database, веб-сайт с крупнейшей в мире базой данных о кинематографе, внес его в топ-250 лучших фильмов всех времен. Сценарий был написан по роману Алессандро Барикко «1900-й. Легенда о пианисте», а премьера состоялась в 1998 году. Тим играл пианиста-самоучку, потому ему и пришлось научиться играть на рояле.
В 1999 году актер пересел в кресло режиссера и снял драму «Зона военных действий», в которой играли Колин Фаррелл, Тильда Суинтон, Рэй Уинстон и Кейт Эшфилд. Такое перевоплощение было лишь вопросом времени. Фильм рассказывает о подростке, чья семейная история — инцест и сексуальное насилие — оказывается прямой репликой биографии самого Тима. Фильм завоевал приз Европейской конфедерации художественного кино на Берлинском кинофестивале, был номинирован на множество наград. Режиссер же получил семь премий и был несколько раз назван «лучшим».
Картина стала триггером, запустившим шокирующее признание Рота. Сначала он публично, во время пресс-конференции, рассказал, что пережил такое же в собственной семье, однако имя сохранил в тайне. Через 17 лет, в интервью The Guardian, режиссер раскрыл и имя человека, который до подросткового возраста подвергал его сексуальному насилию. Им оказался дед по отцовской линии. Однако это была лишь часть правды: в сферу своих сексуальных «интересов» тот вовлекал и отца Тима, когда тот был маленьким.
На этом режиссерская карьера Рота закончилась. Но актерство никуда не делось. Увидев в присланном сценарии имя режиссера — Тим Бертон, Рот сразу же согласился на роль генерала Тейда в фантастической картине «Планета обезьян» и отказался сразу от двух грандиозных ролей — профессора Северуса Снейпа в «Гарри Поттере» и интеллектуала-психопата Ганнибала Лектера в «Ганнибале». Мировой прокат не оправдал этих жертв — фильм не отбил и половину вложенных средств.
Зато телесериал «Обмани меня», в котором Тим Рот снимался в течение двух лет, с 2009 по 2011 годы, принес ему колоссальную популярность. Его герой доктор Кэл Лайтман — крутой специалист по языку тела — помогает властям расследовать преступления и распознает ложь на раз. Его прототип — профессор психологии Калифорнийского университета Пол Экман, на кого буквально молятся все, кто так или иначе изучает теорию обмана. Странно, но создатели сериала заявляют, что у героев истории нет никаких прототипов.
Далее Тим Рот перевоплотился в князя Ренье в драме «Принцесса Монако», которая повествовала о том периоде жизни голливудской дивы Грейс Келли, когда она стала женой Ренье. Принцессу сыграла Николь Кидман. Актер рассказывал, что научился подражать голосу князя, его походке, движениям, научился носить усы, а человеку, никогда не имевшему этой детали на лице, сделать это непросто. Однако, несмотря на звездный состав и интересную тему, фильм не нашел большой поддержки со стороны прессы и критики.
Потом актера пригласили еще на одну роль, но не киношную, а настоящую. В 2012 году Рот возглавил жюри «Особого взгляда», второй по значимости программы Каннского кинофестиваля.
Тим Рот из тех немногочисленных актеров, чья личная жизнь может показаться скучноватой — никаких скандалов и интриг. Он состоял в браке два раза. Впервые Тим решил стать семейным человеком в начале 1980-х и женился на Лори Бейкер. Родился сын Джек. Однако пара не выдержала первого же семейного кризиса. Проблемы начались, когда сыну было три года, и так не разрешились. Когда перед актером встал выбор: ехать в Америку или оставаться с семьей, — он выбрал первое и не прогадал. Сына Рот забрал с собой.
Вторую жену он встретил на «Сандэнсе». Тим был сражен наповал не только красотой графического дизайнера Никки Батлер и ее длинными ногами, но еще и тем, что, во-первых, они встретились на любимом актером кинофестивале «Сандэнс», а во-вторых, она стала интересоваться Ротом, не имея понятия, кто он такой. Любовь была настолько стремительной и сильной, что пара решила решила пожениться спустя месяц после знакомства. Через два года после свадьбы у них родился Тимоти Хантер, а еще через год — Майкл Кормак. Так Тим с Никки выразили свою любовь к писателям Хантеру Томпсону и Кормаку Маккарти.
Четыре татуировки Тима Рота посвящены главным привязанностям в жизни — жене и трем сыновьям. Он ни разу не был замечен в порочащих связях или замешан в скандалах, все соблазны богемной жизни «ушли» в роли мерзавцев и подонков.
Последнее десятилетие ознаменовалось для Рота фильмами «Лига мечты», в котором он сыграл одного из президентов ФИФА Йозефа (Зеппа) Блаттера, «Омерзительная восьмерка», где ему выпала роль палача Освальдо Мобрея, а также сериалами «Стальная звезда» и продолжением культового «Твин Пикс».
«Однажды в… Голливуде», который фанаты Тарантино ждали с нетерпением, вышел в 2019 году и вызвал противоречивые эмоции — от восторга до разочарования. В фильме снимались Леонардо Ди Каприо, Брэд Питт, Марго Робби, Аль Пачино, Дакота Фаннинг и еще множество других звезд, в том числе Тим Рот. Но в фильме его не оказалось, его роль парикмахера Джея Себринга играет Эмиль Хирш.
Затем последовали «Песня имен», детективная драма, где Рот снялся с Клайвом Оуэном, приключенческий триллер «Ограбление по-джентльменски» о дерзкой банде благородных разбойников XXI века с Ротом и Пирсом Броснаном в главных ролях. В 2022 году вышел новый фильм мексиканского режиссера Мишеля Франко «Закат», в котором Рот снялся вместе с Шарлоттой Генсбур — он сыграл наследника многомиллиардного состояния. Первоначальный расслабленный тон и незамысловатость сюжета оборачиваются интригой и тайной, которые держат в напряжении до последней минуты.
Сегодня Тим Рот планирует съемки в приключенческой драме Логана Юзна «Похищение Макклауда». Он сыграет главного героя, Марка Макклауда, чей образ был вдохновлен неоднозначным программистом и бизнесменом Джоном Макафи, который был найден мертвым в испанской тюрьме в 2021 году.
Подготовила Ясмин Шамцян