Ретроспектива Ильи и Эмилии Кабаковых в Tate Modern
Октябрь в Лондоне впору бы окрестить «русской осенью»: в кинотеатрах — Эйзенштейн и «Смерть Сталина»; в театре — «Молодой Маркс», а в Tate Modern открылась эпохальная выставка «В будущее возьмут не всех» Ильи и Эмилии Кабаковых. Почему Tate — ведущая мировая галерея современного искусства — посвятила целый этаж русским концептуалистам?
Вот ответы на ваши возможные вопросы.
Кто такие Эмилия и Илья Кабаковы?
Кабаковы — самые известные в международном арт-сообществе современные русские художники. Илья Иосифович (родился 30 сентября 1933 года в Днепропетровске) — представитель московского концептуализма, течения начала 70-х гг. В обход официальных каналов его работы вывозились за рубеж, пополняли частные собрания, становились экспонатами международных выставок, являя миру неофициальное лицо советского искусства. После перестройки Кабаков получил несколько грантов; работал и жил в Австрии, Франции, Германии, позднее — в США, где и получил гражданство.
Эмилия — родственница Кабакова из богатой ветви большой семьи, его третья жена и человек недюжинных организаторских способностей. В дуэте с Ильей она и вторая половина, и соавтор, и движущая сила, а еще — спикер, организатор и куратор.
Кабаков провожал Эмилию из России, когда она с трехлетней дочкой иммигрировала в Израиль. Она уезжала « в один конец»: в СССР иммигранты были париями. После двух лет жизни в Израиле выпускница Иркутского музыкального училища наконец-то осела в Нью-Йорке и стала работать в сфере искусства как куратор.
О мировом признании Кабаковых говорят выставки в парижском Центре Помпиду, в Нью-йоркском музее современного искусства, в Третьяковской галерее, в музее Гуггенхейма. Всплеск международного интереса к Кабакову в начале 2000-х имеет и денежное выражение: £2 млн, отданные за картину «Номер люкс» в 2007 году на аукционе дома Phillips de Pury & Company, сделали Илью Кабакова самым дорогим современным русским художником.
Что такое «московский концептуализм»?
Московский концептуализм образовался как направление в неофициальном искусстве СССР, где утвержденным художественным языком был соцреализм. В отличие от западного концептуализма, который свободно говорил на своем языке, выработанном в процессе отрицания эстетических устоев, традиций и диктата живописных школ, московский концептуализм жил подпольной жизнью, шептался и жался по квартирам и мастерским. Годами шли дебаты о природе искусства, месте автора и зрителя в художественном процессе. Основу для художественного воплощения идей давали и русский авангард, и действительность вместе с соцреализмом: идеология партии, коммунальный быт и общепит.
Член Союза художников и обладатель мастерской в центре Москвы, Кабаков умел выстраивать отношения с властью. Официально он числился как художник-иллюстратор: в Советском Союзе за тунеядство полагалась уголовная статья. Несложная работа не приносила удовлетворения, но на гонорар от иллюстраций к трем детским книгам семья Кабакова могла жить целый год, а у него появлялось шесть-девять свободных месяцев, чтобы творить «для себя».
Создается впечатление, что всегда существовали как бы «два Кабакова»: трудолюбивый иллюстратор и свободный художник 60-70-х, «классический» Кабаков дозападного периода и посол русского концептуализма на мировой арене в 80-е, «маленький человек», провинциал и один из столпов целого художественного течения, член неформальной творческой элиты.
Почему работы пишет Илья, а подписаны они также именем Эмилии?
Последние 30 лет Кабаков творит в соавторстве с женой Эмилией, которая помогла организовать творческий и бытовой процесс в доме-студии-музее на Лонг-Айленде. Большая часть совместных работ — «тотальные инсталляции», идеи которых супруги разрабатывают совместно. Их важная часть — музыкальное сопровождение, над которым работает выпускница музучилища Эмилия. Музыка воздействует на аудиосенсорное восприятие человека и усиливает эффект погружения зрителя в обстановку, созданную авторами, превращая его из зрителя в участника процесса.
Какие работы представлены на выставке?
Всего на ретроспективной выставке представлены более 100 работ, включая графику, живопись и семь инсталляций. Три из них — так называемые «тотальные инсталляции» (этот термин, говорят, ввел в обиход сам автор), где зритель становится частью произведения. Самая известная из представленных работ – «Человек, который улетел в космос» (1985), полученная из Центра Помпиду. Она изображает неприбранную комнату в коммунальной квартире, в центре которой стоит катапульта. Судя по дыре в потолке, обитателю скромного жилища удалось совершить прыжок за пределы обыденности.
«Лабиринт (Альбом моей матери)» (1990) — инсталляция из постоянной коллекции Tate Modern и, пожалуй, самая трогательная и очень личная работа Кабакова. Она поразила Эмилию Кабакову, которой мама Ильи доверяла свои женские секреты, предостерегая девушку от опасностей взрослого мира. «Лабиринт» представляет собой плохо освещенный коридор: по такому Кабаков, наверное, ходил в детстве, когда судьба носила его по общежитиям и коммуналкам. На стенах коридора — помещенные в рамки старые фотографии и страницы биографии матери автора, написанной ею в преклонном возрасте по просьбе сына. Напечатанный на машинке текст не скрывает ни сложных отношений с мужчинами, ни нежелательной беременности, ни странных хитросплетений правил и норм жизни в СССР. Под звуки ностальгических романсов в исполнении Кабакова зритель погружается в жизнь незнакомого человека и в то же время получает контекст, в котором он может воспринимать творчество художника.
Темнота, рельсы, уходящий вдаль вагон с освещенными окнами, а на обочине — разбросанные картины; по задней стене вагона бежит неоновая строчка: в будущее возьмут не всех. Вот она, инсталляция, которая дала название всей выставке. Так кого же не возьмут? Нон-конформиста в светлое советское будущее? Художника в «высшее общество социальной справедливости»? Идеалиста-мечтателя в капиталистическую сытость? А что если рельсы ведут в ад, а играющий на оставленных позади картинах свет — небесный?
Выставка «В будущее возьмут не всех» открыта в музее Tate Modern при поддержке компании Novatech и Романа Абрамовича
КОГДА: до 28 января
ГДЕ: Bankside, London SE1 9TG
БИЛЕТЫ: £11,30; детям до 12 лет — бесплатно
Подготовила Елена Лео
Верхнее фото: Ilya Kabakov and Emilia Kabakov. The Appearance of the Collage #10. 2012. Photo by Kerry Ryan McFate, courtesy Pace Gallery