С ума сойти

С ума сойти

4 сильных фильма о жизни людей с психическими расстройствами

«Безумная депрессия со Стивеном Фраем» (Stephen Fry: The Secret Life of the Manic Depressive, 2006)

На первый взгляд, жизнь Стивена Фрая может вызывать только зависть: успешный актер, писатель, драматург и режиссер, все, к чему он прикасается, превращается в бестселлеры и хиты, а на его страницу в «Твиттере» подписаны почти 13 млн человек. За всеми этими успехами, горой хороших шуток и английской сдержанностью долгое время скрывался человек, который страдал от маниакально-депрессивного психоза и даже серьезно задумывался о самоубийстве. Заболевание это никуда не исчезло, но более десяти лет назад Фрай выпустил документальный фильм о своей болезни, о том, что в мире очень мало говорят об этом заболевании (и о других психических расстройствах), несмотря на то, что только от маниакально-депрессивного психоза в одной Великобритании страдают почти 2,5 млн человек. Стивен Фрай вместе с другими героями этого фильма начал важный разговор об отношении к психическим заболеваниям в обществе, где такие диагнозы принято скрывать, а симптомы – игнорировать и списывать на что угодно, но только не на проблемы с психическим здоровьем. Важный фильм, напоминающий о том, что от таких проблем не защищают ни карьерные успехи, ни количество восторженных фанатов.

___________________

«Трамвай «Желание» (A Streetcar Named Desire, 1951) и «Жасмин» (Blue Jasmine, 2013)

И картина Элиа Казана с Вивьен Ли в главной роли, и недавний фильм Вуди Аллена о сходящей с ума Жасмин в исполнении Кейт Бланшетт берут за основу пьесу Теннесси Уильямса «Трамвай «Желание», но совсем по-разному обходятся с первоисточником. Казан снимает близкую к оригиналу экранизацию, в то время как Вуди скорее вдохновляется текстом Уильямса (а заодно и картиной Казана), перенося действия из черно-белого Нового Орлеана в Сан-Франциско ХХI века. Что не отменяет того факта, что оба режиссера сняли фильмы о том, как легко человеку начать обманывать себя, жить фантазиями и медленно сходить с ума. Бланш Дюбуа и Жасмин Фрэнсис – большие женские персонажи в мировом кинематографе, показывающие, как общественные нормы и ожидания загоняют женщин в угол и медленно, с плохо скрываемым садистским удовольствием сводят их с ума.

___________________

«Антон тут рядом», 2012

Документальный фильм, который стал одним из главных событий в российском кинематографе 2012 года. Главный герой этого фильма мальчик-аутист Антон живет с мамой, которая умирает от рака. После смерти матери Антон, скорее всего, окажется в психоневрологическом интернате, где людям с таким диагнозом не оказывают необходимую помощь: их просто оставляют умирать. Как и в случае с картиной Стивена Фрая, режиссер Любовь Аркус с помощью одной частной истории показывает, что в России отсутствует система заботы о людях с расстройствами аутистического спектра; их просто смешивают с другими психическими расстройствами, обрекая людей с аутизмом на страдание, одиночество и смерть. «Антон тут рядом» показывает, что люди с аутизмом в первую очередь нуждаются в любви, внимании и заботе. Как любое хорошее кино (а «Антон тут рядом» – очень хорошее кино), картина Аркус поднимается с уровня одной личной истории и показывает, что нужда в любви и заботе, которая в мальчике Антоне Харитонове выбирается на поверхность, есть в каждом из нас: просто мы это научились лучше прятать не только от других, но и от самих себя.

___________________

«Солист» (The Soloist, 2009)

Это не самый известный фильм о психических расстройствах, да и критики эту картину приняли без лишних восторгов, но смотреть фильм Джо Райта стоит уже потому, что фильм этот основан на реальных событиях и очень хорошо показывает, как в современном мире шизофрения или любое другое душевное заболевание ставит крест на надеждах, мечтах и просто нормальной жизни. Журналист The Los Angeles Times Стив Лопес (здесь его играет Роберт Дауни-младший) пытается найти тему для нового материала и однажды знакомится с бездомным парнем Натаниэлом, который страдает от шизофрении, но очень хорошо играет на скрипке и виолончели. Продолжая общаться с бездомным музыкантом, Лопес выясняет, что когда-то Натаниэл был одним из самых талантливых учеников престижной Джульярдской школы, но стремительно прогрессирующая шизофрения не позволила ему окончить обучение и привела к жизни на улице. С одной стороны, история Натаниэла Айерса – это личная история одного человека, страдающего от шизофрении, но, с другой стороны, Айерс – один из десятков и сотен тысяч бездомных в Америке, которые оказываются на улице из-за того, что в стране отсутствует отлаженная государственная программа для людей с психическими расстройствами.

Подготовила Юлия Юзефович

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.