Зови меня своим именем

Зови меня своим именем

Call me by your name 
Режиссер: Лука Гуаданьино
Италия, Франция, Бразилия, США, 2017 год

Лето 1983 года. Северная Италия. Семья профессора греко-римской культуры Перлмана (Майкл Сталберг) живет на итальянской вилле, переполненной книгами, классической музыкой, гостями и интересными разговорами за ужином. Каждый год в гости к профессору, его жене и сыну Элио (Тимоти Шаламе) приезжает очередной студент-аспирант, который на протяжении шести недель будет занимать комнату Элио, писать диссертацию и помогать Перлману с его научной работой. Этим летом к Перлманам приезжает божественного вида американец Оливер (Арми Хаммер), каждое движение которого будет говорить о том, как уверенно и комфортно он чувствует себя в любой ситуации и в собственном теле.

17-летний Элио сначала с удовольствием будет раздражаться на самоуверенного гостя, пока не поймет, что за иронией и неприязнью он пытается даже от самого себя скрыть интерес к Оливеру, который очень быстро перерастет в незнакомые подростку влечение и страсть. Когда Элио полунамеками, наконец, решится сказать Оливеру «хочу тебя так, что жить не могу», выяснится, что за уверенным американским фасадом скрывается человек, сам на протяжении нескольких недель пытавшийся разобраться в своих чувствах. А дальше будет пусть и не вечный, но абсолютный рай с итальянским солнцем, абрикосовым соком и спутанными ногами двух античных статуй – Оливера и Элио, Элио и Оливера.

Фильмы об однополых отношениях зачастую посвящены не только чувствам между двумя героями, но и препятствиям, которые эти отношения либо укрепляют, либо, наоборот, разрушают на корню. Учитывая то, что в мире до сих пор полно мест, где гомосексуализм – преступление, и даже в либеральных странах немало найдется людей, которые не могут смириться с легализацией однополых браков, такие фильмы, конечно же, нужны. Но режиссер Лука Гуаданьино, сам не скрывающий своей гомосексуальности, снимает фильм не столько о гомосексуальных отношениях, но о любви, страсти, сексуальном влечении и желании как об универсальных чувствах, которые могут обрушиться всем своим ошеломляющим весом хоть на двух мужчин, хоть на мужчину и женщину, хоть на женщину и женщину, – и переживать эти чувства они будут совершенно одинаково, вне зависимости от пола их партнеров.

Говорить такие вещи куда проще, чем делать кино без злодея, который будет вставлять палки в колеса главным героям и добавит необходимого для картины драматизма. В одном из интервью Гуаданьино даже рассказывал, как к нему подходили спонсоры картины и уточняли: «Кто же у тебя будет агрессором?» или «А не могли бы вы из матери сделать главного злодея?» Режиссер лишь разводил руками и говорил, что его фильм не об этом.

Благодаря стараниям самого Гуаданьино и сценариста Джеймса Айвори, который изначально и должен был снимать «Зови меня своим именем», картина превращается в детальное повествование о том, как случайный взгляд превращается в чуть менее случайное прикосновение и совсем уже неслучайные слова, чувства и действия. 21-летнему Тимоти Шаламе, ожившей древнегреческой статуе, можно уже сейчас вручать номинацию на “Оскар” за то, как он не играет даже, а переживает первое большое чувство и впервые понимает, как можно узнавать себя через другого человека, постепенно превращаясь в него. Отсюда и фраза Оливера «Назови меня своим именем, и я назову тебя своим»: в момент наивысшей близости, которая наступает не всегда и не со всеми, когда спутываются не только ноги и руки, но даже имена и жизни, границ между двумя людьми совсем не остается. И Арми Хаммер, который сначала хотел отказаться от роли Оливера из-за ее невероятной уязвимости, играет лучшую роль в своей карьере, показывая, как самоуверенный Оливер сбрасывает свои божественные доспехи и превращается в легко ранимого, чувствительного и совершенно счастливого Оливера-Элио.

Несмотря на то, что в «Зови меня своим именем» нет злодеев, родители Элио показывают мастер-класс по принятию и поддержке своего ребенка таким, какой он есть, и вся жаркая итальянская природа, кажется, живет в унисон с чувством Оливера и Элио, отношения эти заканчиваются по причинам, которым сложно что-то противопоставить: их разделяют расстояние и время. Впрочем, те, кто читал книгу, на которой основан этот фильм, знают, что отношения остаются в памяти и в сердце отнюдь не из-за их продолжительности, и даже шесть летних недель могут превратиться в вечную параллельную жизнь. И когда после просмотра «Зови меня своим именем» вам захочется вернуться в летний рай 1983 года, знайте, что во всех книжных магазинах есть одноименный роман Андре Асимана, а Арми Хаммер уже записал его аудиоверсию.  

Подготовила Юлия Юзефович

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

This site uses cookies and different analytics technologies to monitor how you interact with our Website or obtain data from third parties and collect your browser technical configuration data. Please visit our privacy policy to find more information about cookies.