Так плохо, что хорошо

Так плохо, что хорошо

«Горе-творец» (The Disaster Artist)
Режиссер: Джеймс Франко
США, 2017

1998 год, Сан-Франциско. 19-летний Грег Сестеро (Дэйв Франко) мечтает о славе и великой актерской карьере, но на курсах актерского мастерства его ругают за стеснительность и зажатость на сцене. На этих же курсах Грег встречает таинственного Томми Вайсо (Джеймс Франко), которого можно обвинить в чем угодно, но точно не в скромности: мужчина мечется по сцене, рычит, кричит, карабкается вверх по стенам и производит неизгладимое впечатление на Грега. Слово за слово, Грег и Томми становятся лучшими друзьями, вместе разыгрывают сцены из Шекспира, отправляются в роуд-трип к месту гибели Джеймса Дина, обещают поддерживать друг друга в любых начинаниях и даже решают вместе переехать в Лос-Анджелес.

Если красавчику Грегу предлагают хотя бы небольшие эпизодические роли, то странное поведение Томми и его тяжелый восточноевропейский акцент ставят крест на его карьере в Голливуде, о чем ему прямо заявляет один из знаменитых продюсеров, с которым Томми решает познакомиться в ресторане. Грег по доброте душевной уверяет своего товарища, что его талант просто не могут понять в Голливуде и ему самому стоит написать сценарий, а потом снять по нему фильм с собой в главной роли. Томми принимает эти слова за чистую монету, тратит целый год на написание своего великого сценария и даже находит несколько миллионов долларов на съемки картины. Дальше – история съемок фильма «Комната», которому уготована судьба стать одной из худших картин в истории кинематографа. Впрочем, критика и насмешки в адрес «Комнаты» повлияли на судьбу фильма совершенно неожиданным образом: вместо того, чтобы тяжким грузом осесть на дне Imdb.com, этот фильм обрел статус культового, а вместе с ним и большую группу фанатов, среди которых и режиссер «Горе-творца» Джеймс Франко.

Примерно на десятой минуте фильма становится понятно, что Томми Вайсо ничего не знает о кино или Голливуде, а актером он решил стать совершенно случайно. О его прошлой жизни почти ничего не известно: он говорит, что ему всего лишь 19 лет, хотя выглядит он на все 40; продюсерам и кастинг-директорам рассказывает о том, что он родом из Нового Орлеана, но его тяжелый восточноевропейский акцент намекает на несколько иную родословную. Люди смотрят на Вайсо со смесью недоверия и презрения, но это не мешает ему пускаться в самые безумные авантюры.

На первый взгляд Вайсо – бездарный режиссер, актер и сценарист, который существует в своей собственной бредовой вселенной и только в ней «Комната» обретает хоть какой-то смысл. Однако Джеймс Франко слишком умен для того, чтобы сразу записать Вайсо в бездарности. Что в английском, что в русском названии неслучайно есть слово «творец» или artist: создать великий плохой фильм так же тяжело (а может, и тяжелее), как и снять шедевр. «Горе-творец» – это про то, что разница между плохим фильмом и хорошим настолько тонкая, что иногда ее сложно заметить, а редкие гениальные картины бывают настолько плохими, что их уже можно причислять к хорошему кино.

Лучшие плохие фильмы, которые стоит посмотреть

«Комната» (The Room, 2003)

Если вам понравился «Горе-творец», а к Томми Вайсо вы испытываете жалость и даже необъяснимую симпатию, то вам стоит потратить 99 минут на просмотр его легендарной «Комнаты». По мнению режиссера, сценариста, продюсера и исполнителя главной роли, он снял романтическую драму о любовном треугольнике между банкиром Джонни (его играет сам Вайсо), его невестой Лизой (Джульетта Даниэль) и его лучшим другом Марком (Грег Сестеро). Впрочем, невразумительный сценарий с дырами в сюжете размером с Китай, чудовищная актерская работа Вайсо, не очень убедительная игра и обрывающиеся сюжетные линии героев второго плана быстро превращают картину из драматического фильма в комический фарс. Но именно ради комических моментов тысячи зрителей и продолжают смотреть этот фильм.

«Шоугелз» (Showgirls, 1995)

К середине 90-х голландский режиссер Пол Верхувен был одним из главных голливудских любимчиков: на тот момент он снял два больших футуристических боевика «Вспомнить все» и «Робот-полицейский» и один из лучших эротических фильмов всех времен и народов «Основной инстинкт». Именно поэтому провал его следующего фильма «Шоугелз», в котором сюжет голливудской классики «Все о Еве» перенесен с Бродвея в стрип-клуб Лас-Вегаса, был настолько оглушительным. Для американской публики количество обнаженных тел, непристойных выражений и вывернутых наизнанку американских ценностей перевалило за отметку допустимого, и критики разнесли «Шоугелз» в щепки. Впрочем, спустя двадцать лет после выхода картины многие критики изменили свое мнение о фильме, Джим Джармуш и Квентин Тарантино вступились за сатирическую работу Верхувена, а «Шоугелз» стал культовым фильмом.

Подготовила Юлия Юзефович

Leave a Comment

Your email address will not be published. Required fields are marked with *

Cancel reply

Новые публикации